Ну, я бы привлекла внимание к тому, что Мария Галина (она не Марина) вообще-то член Володихинской ЛФГ «Бастион» (литературно-философской группы). Основная и любимая фишка «Бастиона» - это сакральная фантастика (термин придумал Володихин). То есть, это фантастика\фентези, ориентированное на, гм, скажем, близкий современной аудитории способ подачи христианских идей, попытка повторить опыт Инклингов: христианство в новой упаковке. Сама Мария Галина предпочитает термин «теософская фантастика». Так что борьба бобра с ослом – это их любимый конек. И они очень не любят, когда его кто-то выпрягает из телеги и устраивает скачки с препятствиями. )))
По крайней мере, в то время, когда я с Марией общалась, ее точка зрения на все подобные вопросы была скорее не научной, а именно христианской; насколько я знаю, она человек верующий. Поэтому ее и раздражает, аж до степени перехода на личности. Что, конечно, не добавляет симпатии к рецензии.
В общем-то это довольно часто случается с религиозными людьми: чувство, что они имеют если не монополию, то, по меньшей мере, преимущественное право рассуждать о добре, зле и прочих Высоких Материях. А тут пришел какой-то рационалист, хуже того – атеист! – и давай копаться на их любимой грядке с мировым злом.
Хотя, в общем-то у христианства чудесная концепция зла, она мне очень нравится, больше того, мне кажется, что у Юдковского просто образцово-показательное христианское зло описано. А вкратце концепция сводится к тому, что зла нету. В смысле – вообще. Зло – это отсутствие, пустота. Нет злобы – есть отсутствие доброты, нет лжи – есть отсутствие правды, нет жестокости – есть отсутствие милосердия. Любое «зло» - это дыра, отсутствие, нехватка. И единственное желание этой пустоты, единственная цель зла – наполнение. Но наполниться оно не может – не перестав быть злом. И оно пожирает все вокруг – как та лошадь Мюнхгаузена, которая никак не могла напиться. По-моему, Волдеморт Юдковского именно такой. Ему скучно и безрадостно; он ищет – и не находит, он хватает – и в его руках всё рассыпается в пыль, он может уничтожить, может исказить, но не может создать. Ему пусто – и он не может заполнить эту пустоту ничем. В христианской парадигме именно так должно выглядеть существо, отвегнувшее благодать и отвернувшееся от творца. И больше нигде я не видела столь емкого, полного и при этом не карикатурного описания зла. Зла, которое может быть рациональным, может быть умным, может быть каким хочешь, да хоть прекрасным, как Врубелевский демон, может совершать хорошие поступки – может всё, что угодно. Ни на секунду не переставая при этом быть злом.
Я далека от мысли кого-то обвинять в нехристианских чувствах, но предполагаю, что Галина, со всей ее сакрально-теософской фантастикой, быть может, просто завидует. Она не рационализм видит, нет. Она видит, что ее побили ее же оружием на ее же поле. Обидно, да?
И, кстати, во времена оны выходила фееричнейшая рецензия еще одной писательницы из «Бастиона», Ольги Елисеевой - правда на оригинального Поттера Роулинг. Рецензия была про то, что Гарри – на самом деле Антихрист, и Роулинг в своей книге пыталась поставить философско-теологический эксперимент «а что получится, если вовремя распознать Антихриста и попытаться воспитать его Хорошим Мальчиком (тм)». Так что в "Бастионе" еще и вот так умеют, да.