Вот читаю я эту тему и складывается стойкое впечатление, что люди спорят по сути об одном и том же, просто используя разные языки. Попытаюсь подвести промежуточные итог, а вы уж поправьте меня, где нужно.
Для начала, что нам известно из hpmor о трансфигурации?
1) Есть свободная трансфигурация, позволяющая превращать что угодно во что угодно (с некоторыми ограничениями) и заклинания, позволяющие превращать что угодно в что-то конкретное (глава 15). В дальнейшем под трансфигурацией будем понимать именно свободную трансфигурацию.
2) Для трансфигурации необходимо знать название результирующего предмета (бакитрубки, глава 28).
3) Для трансфигурации необходимо знать некоторые
существенные характеристики результирующего предмета (ракеты Берсеркер PFRC, глава 58, много косвенных свидетельств в других местах).
4) У трансфигурации есть несколько принципиальных запретов:
● Невозможно сотворить нечто, обладающее магическими свойствами (магическая метла из обычной, глава 28)
● Невозможно сотворить то, что ещё не существует (таблетки от болезни Альцгеймера, глава 28)
● Невозможно сотворить информацию, которой не обладаешь (утерянные книги, глава 28).
5) У трансфигурации есть несколько запретов, связанных с потенциальными опасными последствиями (глава 15)
● Нельзя трансфигурировать жидкости и газы.
● Нельзя трансфигурировать живых существ.
● Нельзя трансфигурировать деньги.
Постараюсь сформулировать принцип работы свободной трансфигурации в мире hpmor (по приведенным абстракциям наверное понятно, что я программист по образованию
).
Существует некий "Источник Магии" (та сущность, которая заставляет предметы левитировать только тогда, когда волшебник произнесет "Вингардиум Левиоса", глава 25). В этом Источнике Магии есть некий Реестр Всех Существующих Предметов (Идей предметов). Я буду придерживаться именно термина "Идея", мне он ближе. В этом Реестре хранятся:
● имя Идеи предмета;
● список ее
существенных свойств;
● реальная физическая интерпретация Идеи предмета.
При трансфигурации, маг представляет себе:
● имя результирующего предмета - тот "ключ", по которому Источник понимает, во
что именно нужно преобразовывать предмет.
● существенные свойства результирующего предмета - те "права доступа", по которым Источник понимает, что маг имеет
достаточное представление о предмете.
Источник сопоставляет эти данные, и если в его Реестре есть соответствующая запись, производит трансфигурацию. Если нет - не производит.
Для примера рассмотрим ту же самую воду, которая здесь многократно обсуждалась. Ее существенными свойствами будет примерно следующее: "бесцветная жидкость без вкуса и запаха", может быть с уточнением "которой заполнены реки и моря Земли". Эти свойства, вместе с названием "вода" составляют вполне внятную Идею воды, достаточную для того, чтобы произвести трансфигурацию. Физической же интерпретацией будет нечто вроде "бинарное неорганическое соединение, химическая формула Н
2O ....(далее идут те тонкости, которые отличают воду от всего остального на физическом и химическом уровне)". Таким образом, трансфигурированная вода будет самой обычной водой - будет, например, испаряться, хотя маг, производивший трансфигурацию, мог об этом ее свойстве и не знать. И невозможно трансфигурировать "не испаряющуюся воду" даже если сколь угодно точно представить себе ее свойства, потому как такой сущность нет в Реестре.
А вот бакитрубки трансфигурировать удалось. По всей видимости, знаний о из названии и молекулярной структуре оказалось достаточно, чтобы Реестр выдал соответствующее химическое соединение. Кстати, это наводит на определенную мысль, что в Реестре может храниться не один набор существенных свойств предмета - их может быть несколько. Например, можно представлять воду как "бесцветную жидкость без вкуса и запаха", а можно как "Н
2O" (естественно при условии, что маг в курсе, что такое водород и кислород). В обоих случаях, этой информации будет достаточно, чтобы дать Источнику понять, что маг в достаточной мере имеет представление о том, что такое вода.
Как в рамках этой теории объясняются запреты на трансфигурацию:
● запрет магии: скорее всего вообще базовый запрет Источника Магии, находится на более высоком уровне, чем трансфигурация.
● запрет несуществующего: записи о несуществующем предмете нет в Реестре. И хоть убейся - ты в него не сможешь трансфигурировать.
● запрет информации: очевидно, что текст книги является существенной характеристикой книги (возможно, не сам текст, а факт знания мага о содержании текста).
P.S. Много было споров про стол, трансфигурированный в свинью. Напомню, что это - не свободная трансфигурация, именно поэтому она была допустима. МкГ не нужно было представлять внутреннее устройство свиньи и вообще что-либо знать о свинье - достаточно было просто произнести заклинание, производящее действие "Преобразовать указанный предмет в свинью".