А вот давайте по теме, оно очень интересно: какие реальные действия вы бы сочли у себя искажёнными с нынешней точки зрения?
Понятно, что бОльшая часть религиозного опыта - эмоциональная, но всё же помимо "расхода эмоций не на то" как повлияла религия на ваши действия?
Это на самом деле очень-очень важно для моего понимания религии, ответьте, если сможете.
Попробую ответить.
Из более теоретических ситуаций первое, что приходит в голову, это то, что я образца 2011-2012 года скорее всего мог бы вести себя неразумно в экстремальных ситуациях. Я никогда не был радикальным фанатиком за всё небесное против всего земного, однако считал вполне нормальным исходом смерть в благих обстоятельствах, потому что ну к Богу же из этого несовершенного мира. Вероятно, если бы я-2012 попал в критическую ситуацию, угрожающую смертельным исходом, но с возможностью что-то поменять, я бы восторженно ожидал смерти, а если бы и делал что-то реальное, то скорее для проформы, типа, вот, я старался. Скорее всего, если бы мои действия могли бы изменить риски для других людей тоже, это бы не сильно повлияло на дело. Я не могу быть уверенным в этом точно; такой ситуации не было, и, возможно, случись она на деле, внутренний скептик бы пересилил и я бы пытался сделать desperate effort, но скорее, насколько я себя помню, нет.
Из более практически возможных: ну, я чуть не поступил сначала в
духовную семинарию, а потом (когда узнал, что было можно) в
монашеский орден! (См.
http://www.cathseminary.ru/ и
http://praedicatores.ru/ соответственно, если кому интересно. О тех фактах, которые привели к тому, что этого не случилось, сложно сказать, насколько они вызваны религиозностью, я не знаю, каким бы я был и какие поступки делал без религиозности в некоторых аспектах, о которых я не хочу здесь говорить. Но в любом случае эти факты не были тривиальны.) Если бы кое-что случилось не так, как оно случилось, я бы, вероятно, действительно начал бы учебу в религиозном заведении вдалеке от дома. Нет, я почти уверен, что те места, где мне пришлось бы учиться, не походили бы на страшилки о семинариях и не напоминали бы секты. Вероятнее всего, я бы рано или поздно ушел, не дойдя до рукоположения и обетов, но сколько бы ушло времени и сил - это уже совсем не то же, что ходить на литургию каждое воскресенье.
Мой круг общения за 2009-2012 годы в основном сформировался вокруг религии. Сейчас я не поддерживаю отношения с большинством этих людей. Причины этого, я думаю, не сводятся ни к религии, ни к моему отходу. Но в небольшой (но заметной) степени религия имеет отношение к этому: когда мы знакомились, религия создавала ощущение единства и взаимопонимания (хотя во многих случаях уже тогда, копнув глубже, мы бы смогли найти разногласия). Возможно, даже при знакомстве
с теми же людьми я, если бы не придавал религии большого значения, нашел бы действительно значимый и настоящий общий контекст, и всё вышло бы лучше. (Еще раз уточню, что фактор религии в этом вопросе я считаю не самым важным. Не стоит думать, что я возлагаю на религию ответственность за мои отношения с кем-то, возникшие проблемы и всё такое. Хотя бы потому, что к некоторым концепциям, которые я позже осознал как достаточно вредные и наивные, я пришел на пару лет раньше, чем к религии, а многие религиозные люди их не одобряли уже давно, и в чём-то были правы.)
Религия определенно привела к тому, что я вкладывал меньше сил и времени в что-то значимое. Не сказать, чтобы много времени и сил уходило на посещение церкви и чтение религиозной литературы (не особо о нём жалею), но я действительно (особенно в пиковые годы моей религиозности - уже в 2013-2014 это пошло на спад) ощущал здешний мир как не очень важный и расставлял внутренние эмоциональные оценки, отдавая больший приоритет личному благочестию (в моих персонализированных формах, но всё же), нежели каким-то результатам в реальном мире. Забавно, что это происходило скорее подсознательно, чем было моим осознанным решением. В общем, мне был очень близок дух фильма
State buoni, se potete и идея, выраженная
главной его музыкальной темой (при этом песня музыкально мне всё еще нравится).
В той или иной степени я проповедовал свою веру в разные периоды, не так активно, как мне хотелось тогда, но вполне допускаю, что так или иначе чьи-то симпатии к ней я вызвал. По крайней мере я жалею о своих поступках в этом отношении об одном человеке, который на момент нашего знакомства не был практически религиозным. В то время я считал себя православным и сагитировал его вместе ходить в храм и на катехизационные встречи. В итоге получился настолько дикий результат, что я даже удивляюсь, как так может вести себя человек, наблюдаемо разумный в ряде других вопросов. (Русский национализм, консерватизм, общественная деятельность в рамках православной церкви, борьба с либерализмом и западными ценностями, всё вот это вот, причем в весьма диковинном изводе.) Не думаю, что моя роль была решающей, но в какой-то степени это влияние было.
Разумеется, это мой опыт (как я понимаю, вопрос был именно о моем), не чей-нибудь другой. Но я не думаю, что практические следствия религии в чужом исполнении систематически лучше, более того, я думаю, в моем случае всё было сравнительно неплохо. Я не оправдывал религией дискриминацию женщин и начал сознательно придерживаться идей феминизма намного раньше, чем усомнился в религии, не выводил травлю ЛГБТ из религии, не считал, что всем стоит придерживаться одного и того же поста (и что это вообще значимая практика), что людям вообще не следует использовать презервативы, что гетеросексуальная моногамная семья с рождением детей - единственная хорошая альтернатива целибату (и что целибат выше семьи, я тоже не думал; мое желание целибата тогда звучало для меня куда более естественным, чем попытка создать отношения). Я не приветствовал идею, что нужно запрещать некоторые исследования в области клонирования и использования яйцеклеток, а также крионирование. Однако всё это активно и заметно делается религией сейчас.
При этом я испытываю недоумение, когда вполне разумные в других вопросах атеисты говорят что-то вроде:
Вместе с Джоном Ленноном представьте мир без религии. Представьте: не было террористов-самоубийц, взрывов 11 сентября в Нью-Йорке, взрывов 7 июля в Лондоне, Крестовых походов, охоты на ведьм, «порохового заговора», раздела Индии, израильско-палестинских войн, истребления сербов, хорватов, мусульман; преследования евреев за «христоубийство», североирландского «конфликта», «убийств чести», нет облаченных в сверкающие костюмы, трясущих гривами телевизионных евангелистов, опустошающих карманы доверчивых простаков («Отдайте все до нитки в угоду Господу»). Представьте: не было взрывающих древние статуи талибов, публичного отрубания голов богохульникам, кнутов, полосующих женскую плоть за то, что узкая ее полоска приоткрылась чужому взгляду.
Вера - не единственный в своем роде корень зла. Есть некоторые свойства человеческого мышления, из-за которых люди бывают религиозны, и также есть свойства, из-за которых они делают вещи вроде описанных в этой цитате. Они связаны, но второе не является следствием первого. Если бы религии не было, возможно, некоторых из этих событий не было, но были бы другие; скорее, мир бы лучше, но не качественно лучше. Не религия - темное пятно на чистом и рациональном разуме, скорее рациональность - нетривиальное свойство, к которому надо стремиться отдельно. (Однако в современном мире религия - заметный катализатор ряда нехороших штук, но не уникальное и неповторимое средоточие зла.)