Просмотр сообщений - garlic

Просмотр сообщений

В этом разделе можно просмотреть все сообщения, сделанные этим пользователем.


Сообщения - garlic

Страницы: 1 2 [3] 4 5 ... 65
31
А вы знаете, в каком контексте появилась информация о том, что Дамблдор - гей? Роулинг на какой-то пресс-конференции спросили, была ли у Дамблдора настоящая любовь. В ответ она и выдала :)

Вот оригинал новости.

Интересный момент: "В действительности, недавно я читала сценарий шестого фильма, и там есть сцена, в которой Дамблдор говорит Гарри: «Я знал когда-то девушку, чьи волосы...» [смех] Мне пришлось сделать пометку на полях для сценариста: «Дамблдор – гей!»"

По словам Роулинг, Дамблдор был влюблен в своего друга Гриндевальда. Об их дружбе в последней книге говорится прямым текстом, предоставляя читателям обо всем остальном догадаться самим. Обращаю внимание, что Роулинг озвучила подход (события, происходящие в ее книгах "за кадром", требуют дополнительных читательских усилий для их "расшифровки"), полностью аналогичный тому, который использовали авторы БИ.

В теории, роли всех персонажей могут исполнять хоть те же самые говорящие апельсины.

Но даже в этом случае апельсины должны иметь какие-то отличительные черты, позволяющие идентифицировать их с персонажами Роулинг. Использование в качестве таковых нетипичных черт неизбежно приведет к неадекватному восприятию всего произведения.

Даже сам автор может ошибиться в паре важных моментов.

Допустим, как и в случае с Дамблдором, Роулинг "всегда нравилась" черная Гермиона. Но ведь Роулинг сама принимала участие в отборе претендентов на три главных роли! Как она могла не заметить цвет кожи Эммы Уотсон? :)

32
То же самое и с утверждением "Сильно подозреваю, что до идеи "черной Гермионы" не додумались даже авторы самых "отвязных" фанфиков."

Я имел в виду, что даже самое расторможенное воображение фанрайтера все же должно иметь какие-то границы, если он хочет, чтобы читатели могли идентифицировать его персонажа  с каноническим. В противном случае полностью теряется смысл фанфика. Нет, разумеется, можно назвать Гермионой толстую пожилую негритянку, но в этом случае все ограничится тупым стебом. Ведь читатели Роулинг отлично знают, как должна выглядеть "настоящая" Гермиона, поскольку ее конкретный образ формировался в их головах на протяжении десятка лет – причем с подачи той же Роулинг. А теперь у них натуральный "когнитивный диссонанс", поскольку в роли "покусительницы на устои" выступила сама создательница Гермионы!

Т.е. идея "чёрной Гермионы" кажется более шокирующей, опять же, от неумения учитывать априорные вероятности.

На самом деле старт-топик иллюстрирует недооценку интеллектуального потенциала создателя канона. Мол, чего вы хотите от глупой тетки, которая даже простенькую сказку не может написать без кучи ляпов? Какая еще БИ?

Между тем "тетка" продемонстрировала мастер-класс по интерпретации всем привычного текста – Дамблдор со своими "хитрыми планами" нервно курит в коридоре, по которому торжественно шествует черная Гермиона. :)

33
Пропагандировать БИ и утверждать, что в каноне есть какой-то смысл, а написан он умным автором, - такого я даже от вас не ожидал :D

Положим, обсуждение БИ началось с подачи Левианы. Я же воспринимаю БИ как вполне самостоятельное произведение, принадлежащее к редкому жанру литературного расследования. Прикол в том, что БИ я прочитал раньше, чем канон. Собственно, интерес к канону у меня и возник под влиянием БИ – захотелось подробнее разобраться в хитросплетениях последней. К своему большому удивлению, книги Роулинг мне понравились. А дальше обнаружился мир фанфиков, на фоне которых померкла даже БИ. Я стал большим поклонником rakugan, которая придерживается противоположного подхода в оценке Дамблдора (и по этой причине "на ножах" с авторами БИ), потом открыл для себя ГПиМРМ...

Однако не стоит недооценивать Роулинг – професионального филолога. У нее, между прочим, университетское образование. И свою якобы "сказочную" эпопею она явно создавала, опираясь на универсальную структуру мифа (подробнее здесь). В чем, возможно, и заключается один из секретов поразительной популярности ее книг (архетипы-то у всех людей одинаковые :) ).

Что же касается БИ, то вчера обнаружил на Гарри Поттер вики статью "Большая Игра профессора Дамблдор". Цитата: "С учетом взрослых произведений Джоан Роулинг теория БИ очень вероятна".

34
Моя точка зрения: Роулинг писала сказку, и совершенно не задумывалась о сложных планах.

Наверное, так думали все читали ее первых книг. :)
Просто некоторые к четвертой-пятой книге изменили свое мнение.

Полосу препятствий для Гарри спланировала Роулинг, а Дамблдор просто оказался идиотом, что у него ФК защищают препятствия, по которым способны пройти первокурсники, потому что Роулинг просто не подумала, как это будет выглядеть.

Никто из первокурсников не смог бы пройти мимо Пушка. И Гарри бы не прошел, если бы Хагрид "случайно" не проговорился о том, как это сделать (и еще столь же "случайно" не подарил бы ему флейту ;) ).

Роулинг ни в каком месте не показала себя способной строить сложный и непротиворечивый мир.

Очевидно, описанный ею мир соразмерен ее собственным возможностям. То, что для нее сложно, для кого-то, не исключено, покажется элементарным (наподобие логической загадки в запретном коридоре). Но не следует забывать, что "сложный план" сложен именно для ее мира (обитателей которого трудно назвать рационалистами).

Я лично считаю, что Роулинг не вполне справилась с этой задачей, поскольку ей не удалось более-менее убедительно решить "проблему крестражей". Понятно, что сами крестражи ей понадобились для создания "полосы препятствий", но столь же очевидно, что возлагать на Гарри их поиск со стороны Дамблдора было бы непростительным легкомыслием. Во всяком случае, история с добыванием медальона это хорошо показывает.

В связи с этим лично мне предположение: "Роулинг писала захватывающий сюжет, совершенно не задумываясь о том, что происходит у неё "за кадром"" кажется намного более вероятным, чем "Роулинг лепила уйму противоречий всюду, кроме тайных планов Дамблдора, который выписывала очень тщательно, и при этом который так и не был ни разу озвучен ей в явном виде".

Если верить Роулинг, она даже первые книги писала, держа в голове финал эпопеи. А в этом случае она просто не могла не задуматься, что же происходит "за кадром".

Я также всерьёз готов задуматься о том, что я неправ, если Роулинг в будущем напишет произведение с реально закрученной интригой, в котором не будет значимого количества противоречий, лезущих во все стороны.

Сейчас Роулинг под псевдонимом "Роберт Гэлбрейт" сочиняет детективы. Я сам их, правда, не читал, но кто мешает это сделать вам? В рецензиях упоминается "запутанный сюжет". :)

Вся Большая Игра Дамблдора сводится исключительно к тому, что Дамблдор знал, что Гарри - крестраж и готовил его к тому, что он погибнет в битве с Волдемортом (хотя и надеялся, что погибнет не окончательно).

Как рассказывала сама Роулинг, замысел "Гарри Поттера" возник у нее сразу и целиком. В своем интервью она утверждает, что последнюю главу последней книги (точнее, эпилог) завершила "где-то в 1990-х" и "всегда планировал семь книг".

Поэтому вопросы, поднимаемые авторами БИ, более чем уместны:

Цитировать
В чем суть ежегодных приключений Гарри и кто за ними стоит?

К чему именно готовят Гарри вот уже пятую книгу Дамблдор и его помощники?

И, наконец, кто он такой на самом деле, этот Гарри Поттер, потенциальный спаситель мира от Волдеморта?

А теперь вспомним, что само слово "крестраж" прозвучало лишь в шестой книге. Можно ли было догадаться о сути БИ лишь на основании предыдущих книг? Ответ вышеупомянутых авторов: можно, если БИ была отражена, пусть и в неявном виде, в этих книгах.

Что касается упомянутых предсказаний.

Поскольку большинство из них не затрагивают сути БИ, не вижу смысла их подробно разбирать. К последней же имеет непосредственное отношение, например, следующее предсказание:

"Из поединка с коим Гарри выйдет с честью, снова имея мощную, но непрямую подстраховку, опять-таки предусмотренную Директором. Вполне возможно, что роль страховки сыграет Снейп".

Явное дублирование первого пункта.

В первом пункте говорится лишь о финальной встрече с Волдемортом, а в 5-м – о ее итоге.

Роль МакГонагалла, Хагрида и Люпина в "подстраховке" - нулевая.

Похоже, вы забыли, что Люпин сам пришел в дом на площади Гриммо, где скрывался Гарри с друзьями, с предложением о помощи. А Снейп в качестве "наказания" отправил Джинни, Невилла и Луну в Запретный лес к Хагриду. МакГонагалл спрятала Гарри и его друзей, когда те проникли в Хогвартс, от Пожирателей Смерти.

Пункты 12 и 14 дублируют друг друга.

В 12-м говорится о "безвестной" смерти Снейпа, а в 14-м – о его оправдании (причем, не исключено, прижизненном). Из-за нечеткости формулировки я решил вынести эти утверждения в отдельные пункты.

Кстати, вы в очередной раз очень фигурно проигнорировали многое, написанное по ссылке, что противоречит вашей точке зрения.

Все эти утверждения дублируются в более конкретном виде (пп. 1, 11, 14).

35
А может кто-либо сформулировать это блестящее предположение и, желательно, подтвердить его ссылкой?

Я ведь в предыдущем посте приводил искомую формулировку со ссылкой: "БИ есть, и ведет ее именно Дамблдор". И что же, по-вашему, не так с этим предположением?

Потому что я когда-то видел прогноз авторов на седьмую книгу и мне не показалось, что этот прогноз был каким-то очень уж блестящим.

Вот этот? Но предсказать конкретные сюжетные повороты не смогла бы и сама Роулинг, которая неоднократно меняла свои же собственные планы. Например, она неоднократно хотела убить Луну (начиная с шестой книги), Артура Уизли планировала убить в пятой книге, собиралась в последней книге "прикончить" Хагрида, Рона и даже Гарри. Нет, можно, конечно же, прицепиться к какому-то второстепенному эпизоду, который авторы БИ не смогли предугадать, и на этом основании объявить, что и вся БИ – сплошная выдумка. Только как тогда быть с заявлением Роулинг про "грандиозные и тщательно продуманные планы Дамблдора и Волдеморта"?

Ниже приводятся прогнозы авторов БИ на седьмую книгу с моими оценками:

1. "В седьмой книге герою предстоит уже совсем по-взрослому и героически пробежаться по цепочке хоркруксов и, как и в первых двух лабиринтах, наткнуться в финале на Волдеморта". (Подтвердилось.)

2. "Естественно, имеет место обычная подстраховка. (...) за две недели депрессования Гарри у Дурслей Дамблдор спалил собственную руку и себя самого не просто так, а обезвредив все возможные хоркруксы. Ну, кроме Волдеморта и собственно Гарри". (Не подтвердилось.)

3. "Но вернемся к нашим хоркруксам. Бег по цепочке оных запущен, и начнется он для Гарри - это уже понятно - с хоркрукса ложного, то бишь подмененного Р.А.Б. (Регулус Блэк) медальона". (Подтвердилось.)

4. "В поисках настоящего медальона Гарри, вполне возможно, придется не только посетить дом крестного, но и обратиться к собутыльнику и хорошему приятелю Сириуса Мундунгусу Флетчеру". (Подтвердилось.)

5. "В конце третьей полосы препятствий, как и двух первых, само собой, рандеву с Волдемортом. Из поединка с коим Гарри выйдет с честью, снова имея мощную, но непрямую подстраховку, опять-таки предусмотренную Директором". (Подтвердилось.)

6. "Вполне возможно, что роль страховки сыграет Снейп". (Подтвердилось. Именно Снейп организовал передачу Гарри меча Гриффиндора, а также сообщил важную информацию о той роли, которая отведена Гарри в плане Дамблдора.)

7. "Чтобы победить Волдеморта, Гарри придется использовать и свое положение хоркруса, и то, что досталось ему от матери, то есть любовь". (Подтвердилось.)

8. "На пути по лабиринту не исключена жертва из числа сверстников Гарри". (Погиб, как известно, Фред Уизли, который формально не является ровесником Гарри, поскольку старше его на два года. Можно сказать, что подтвердилось с некоторой натяжкой.)

9. "В помощниках у Гарри, как водится, Рон и Гермиона (возможно, и Невилл тоже, и Луна с Джинни). Сам процесс контролируют соратники Дамблдора, они же хогвартсовские преподаватели – Макгонагалл и Хагрид. Экс-преподаватель Люпин тоже где-то неподалеку. Экс-преподаватель Снейп – аналогично". (Подтвердилось.)

10. "Беготня по лабиринту книги 7, полагаем мы уверенно, будет выполнена Роулинг не как классический и уже ставший литературным штампом квест, а как нечто постмодернистски-игровое, что для стиля мадам автора крайне характерно". (Честно говоря, не вполне понятное для меня утверждение.)

11. "Какая-то политическая интрига будет иметь место, и закончится она непременным посрамлением политиков, министерских и прочих. (...) На фоне кентавров и Дамблдора мы даже предполагать боимся, что автор сделает с тем же Волдемортом, а также Скримджером. Ограничимся уверенным заявлением, что мало ни тому, ни другому (и, может быть, не только им) не покажется". (Подтвердилось: в Министерстве произошел переворот, в ходе которого Скримджер погиб.)

12. "К началу ГП-7 Северус Снейп точнехонько в том положении, в каком находился к началу ГП-3 его верный старый недруг Сириус. (...) Прогноз недвусмысленный: и никто не узнает, где могилка его..." (Подтвердилось.)

13. "Но, думается нам, какой-то скрытый помощник у Снейпа, типа Крукшанса у Сириуса, возникнет обязательно". (Не подтвердилось)

14. "Не утаим от уважаемой общественности, что авторы БИ, твердо уверенные в оправдании Снейпа, не уверены на 100%, останется ли он в живых. (...) Одна из нас считает, что Снейп выживет. Другая - что вероятность 50 на 50". (Снейп погиб, но после смерти был оправдан.)

15. "Точно так же, как любимые нами Луна и профессор Люпин, Петунья чем дальше, тем больше видится нам персонажем с трагическим оттенком". (Прогноз оправдался в отношении одного Люпина.)

В итоге из пятнадцати предположений не подтвердилось только два, еще одно под вопросом, частично подтвердились три и полностью подтвердились девять.

в их варианте Дамблдор строит план, основанный не то, что на трёх независимых событиях, у него число этих событий вообще не поддаётся исчислению

Авторы БИ в данном случае строго следуют за Роулинг, поэтому все претензии по поводу слишком сложных планов следует адресовать ей.

Ну и как в любой теории заговора, любой факт, который можно трактовать в её пользу, обязательно трактуется в её пользу, а вопрос "давайте рассмотрим и иные точки зрения" вообще игнорируется.

Кстати, а какие иные точки зрения? Кроме версии о случайных совпадениях мне ничего в голову не приходит, но данная версия опровергается в последних книгах: "грандиозный и тщательно продуманный план" таки был.

А чем конкретно вдохновлялись сами авторы БИ, они говорят буквально в первых же строках своего исследования:

Цитировать
После выхода «Кубка огня» (в дальнейшем КО) с представлением о ГП как прикольной детской сказке пришлось расстаться. «Орден Феникса» (в дальнейшем ОФ) уже выруливает на полноценный триллер, в то время как впереди еще две книги. Приходиться признаться, что ГП есть вполне образцовое постмодернистское произведение, неотъемлемой частью которого является тщательно продуманная и не менее тщательно построенная игра с читателем.

36
Решил вынести ответ на эту реплику в отдельную тему.

Если прочитать канонический ГП, то можно заметить,что смысл всей истории - простой и лежит на поверхности. Однако, есть личности,которые на этом не успокаиваются. Они замечают какую-нибудь деталь,и затем начинают искать в ней скрытый СМЫСЛ. При этом сама Роулинг потом офигевает от таких трактовок)

Все поклонники ГП офигели, когда Роулинг заявила: "Я всегда считала, что Дамблдор – гей".

А в интервью журналу Wonderland она рассказала, что лучше было бы, если бы в финале книги Гермиона и Гарри были вместе. По словам Роулинг, Гермиона осталась с Роном "по причинам, имеющим мало общего с литературой". Так же она предположила, что их отношения в итоге закончились бы обращением к семейному психологу (т.е. финальный хеппи-энд откровенно притянут за уши).

Дальше – больше. Недавно среди поклонников ГП разразился громкий скандал в связи с тем, что роль Гермионы в новом спектакле "Гарри Поттер и Проклятое дитя" досталась темнокожей актрисе. Роулинг весьма оригинально прокомментировала этот выбор, заявив, что цвет кожи Гермионы в ее книгах не указан. "Канон: карие глаза, вьющиеся волосы и очень умная. Никогда не уточнялось, что у нее белая кожа. Роулинг нравится черная Гермиона", – написала она в Твиттере.

Сильно подозреваю, что до идеи "черной Гермионы" не додумались даже авторы самых "отвязных" фанфиков. Роулинг поистине переплюнула всех "искателей скрытого смысла" вместе взятых!

37
Разумеется,Гарри имеет эмпатию.

Вроде бы в этой теме никто сей факт не оспаривает? Речь идет о наличии определенных проблем, заставляющих предполагать дефицит эмпатии. Я ведь не случайно отметил, что "гораздо более значимым для Гарри оказалось влияние двух людей – Квиррелла и Гермионы". Причем основная разница между ними как раз связана с наличием/отсутствием эмпатии:

Волдеморт (полное отсутствие эмпатии) – Гарри (дефицит эмпатии) – Гермиона (эмпатия в полном объеме)

Так что желание убить всех пожирателей - вообще не аргумент.

Для вас – не аргумент, а вот для Шляпы – аргумент. Просто вы предпочли ее аргумент полностью проигнорировать.

Как мы выясняем в самом конце, темная сторона Гарри - это проявление души Воландеморта. (...) На мой взгляд - нестыковка.

Вы правильно подметили главное противоречие вашей версии. Могу подсказать, как его преодолеть.

Во-первых, не стоит использовать термин "душа" – вы все равно не сможете внятно объяснить, что же это такое. Рекомендую использовать более адекватный термин "структура психики", определяющая все основные личностные особенности субъекта.

Во-вторых, Шляпа опровергает наличие у Гарри какого-либо "постороннего" субъекта: "вообще там нет каких-либо мыслей, сознания, личности или чувств. Если бы что-то было, то оно, находясь подо мною, участвовало бы в этом разговоре". В этом обстоятельстве нет ничего удивительного, поскольку Волдеморт использовал крестраж старого образца, не сохраняющего самосознание: "Личнос-сть меняетс-ся, с-смеш-шиваетс-ся с-с личнос-стью жертвы". А если исходная личность на момент "перезаписи" еще не сформировалась, то мы получаем субъекта с точно такой же структурой психики, какой она была у создателя крестража.

В-третьих, поскольку самосознание у Гарри свое собственное, то в результате получилась полная копия личности Волдеморта на уровне структуры психики. И хотя весь его жизненный опыт формально находится в сознании Гарри, но последний не имеет к нему доступа (единственное исключение – воспоминание о смерти Лили, прорвавшееся в его сознание во время атаки дементора), поэтому все воспоминания Гарри – также его собственные.

В-четвертых, "Гарри (...) мог использовать все отголоски мыслительных способностей, которые получил в виде своей темной стороны. Не в отдельном режиме, как он думал раньше, а просто обращаясь к нейронным связям, которые были склонны выстраиваться в цепочки, поскольку однажды уже были частью единого сознания". Иными словами, благодаря структурному тождеству психики, Гарри мог мыслить "как Волдеморт".

Какой же вывод следует отсюда? Очевидно, Гарри после "перезаписи" в его мозг личности Волдеморта имеет точно такие же потенциальные способности, возможности и особенности, что и сам Темный Лорд. Его нейронные связи в соответствующих ситуациях "склонны выстраиваться" точно так же, как они выстраивались у Тома Риддла. И если, например, Риддл был чужд эмпатии, то аналогично вел себя и Гарри. Благодаря любящим родителям какая-то способность к эмпатии у Гарри все же развилась, пусть и в сильно ослабленном виде. И этот дефицит эмпатии, по мнению Шляпы, критичен:

Цитировать
Никакой я не потенциальный Тёмный Лорд!

— Именно такой. Безо всякого сомнения.

Гарлик,не трудитесь)мне лень читать ваши простыни.

Ваш совет был бы уместен в личной переписке, но никак не на форуме, который читают другие люди. Возможно, мой пост заинтересует кого-то из них.

Я вижу историю человека, который мечется между светлой и темными сторонами. Он хочет спасти мир, но в то же время боится его разрушить. Он хочет стать Спасителем,но боится, что станет Разрушителем. Тем более что даже есть некое пророчество, согласно которому Гарри уничтожит мир.

Снова мимо. О существовании такого пророчестве Гарри узнает лишь в последних главах. До этого момента он не только не задумывался о своей роли Разрушителя, но и выражал недвусмысленное намерение, если понадобится, разорвать "основы самой реальности".

И что происходит в конце? Темный Лорд побежден. Гарри окончательно стал Светлым персонажем и начинает свой путь по спасению мира. То есть,все опасения были напрасны, темная сторона проиграла.

Снова мимо. Уже после победы над Темным Лордом только Нерушимый обет смог удержать Гарри от принятия решения, ведущего к уничтожению мира. И нет никакой гарантии, что этот обет сработает должным образом в следующий раз.

И я уверен на 100%,что Юдковский не руководствовался книгами о социопатах, когда создавал образ Гарри)

Я в одном из своих предыдущих постов специально давал ссылку на пост, где приводятся литературные персонажи-психопаты/социопаты. Совсем не обязательно, чтобы их авторы непременно читали соответствующую литературу – достаточно иметь подходящий жизненный опыт (ведь психопаты/социопаты встречаются не так уж редко) и литературные способности, позволяющие воплотить его в текст.

И каждая ситуация в стиле 'Гарри очень жесток' - это сигнал читателю. Сигнал,который показывает,что Гарри имеет все задатки стать Темным лордом.

Почему-то вы умалчиваете, что же это за задатки такие. Помнится, Шляпа сформулировала их предельно четко. Ах да, вы же полностью проигнорировали ее свидетельство! :)

Поэтому,если Гарри проявляет жестокость - Юдковский не говорит тем самым,что Гарри - социопат. Юдковский пытается сказать, что Гарри - потенциальный Темный Лорд.

Во-первых, Шляпа говорит это прямым текстом (см. приведенную выше цитату).
Во-вторых, актуальный Темный лорд, если вы еще не заметили, ярко выраженный психопат/социопат. И риск уподобиться ему свидетельствует о том, что у Гарри имеются для этого все необходимые задатки. Кстати, о последних:

его увлечение когнитивистикой – прямое следствие социопатии

Косвенным подтверждением является рационализм Квиррелла:

Цитировать
Гарри было сложно описать то родственное чувство, которые у него вызывал профессор Квиррелл. Он мог только сказать, что профессор Защиты был единственным здравомыслящим человеком, встреченным Гарри в мире волшебников. Рано или поздно все остальные начинали играть в квиддич, использовать Маховики времени без защитных оболочек или считать Смерть своим другом. Не важно, насколько благими были их намерения. Рано или поздно, и чаще всего рано, они демонстрировали, что в головах у них явно что-то не так. Все, кроме профессора Квиррелла.

Учитывая степень непопулярности рациональных убеждений в магическом мире, профессор Защиты мог приобрести упомянутое здравомыслие лишь благодаря внутренней потребности в компенсации. Ведь если суметь успешно "подменить мышлением эмоции, чувства, мотивы, волю и т. д.", то "на выходе" мы получим супер-рационалиста. :)

"Чтобы реальный П...ц был социопатом хотя бы замечен, он должен превзойти тот П...ц, который творится у социопата в голове. Т. е. реальность должна оказаться ещё хуже, чем социопат о ней думает".

Отлично зная об этой особенности своего подопечного, Квиррелл не случайно использовал столь жестокий способ, чтобы научить Гарри проигрывать. Ведь клин вышибают другим клином – более мягкие методы просто не оказали бы должного воздействия на человека с таким пессимистическим воображением.

"Социопат по умолчанию предполагает, что любой (абсолютно любой, совершенно незнакомый) человек может, например, внезапно достать пистолет и выстрелить социопату в лоб".

Пресловутая "готовность убить" возникла отнюдь не на пустом месте. Единственный шанс выжить в мире, где внезапный выстрел является нормой – успеть выстрелить первым. Или воспользоваться каким-либо иным способом: "Как уничтожить этого профессора зельеварения – вот в чем вопрос".

Интересно, что даже среди совершенно, казалось бы, безумных способов убийства, предложенных Гарри во время мысленного эксперимента, имелось рациональное зерно:

Цитировать
У мистера Поттера была одна-единственная идея, которую он на самом деле смог бы сразу претворить в жизнь, прямо сейчас, без длительной подготовки, услужливого врага или неизвестной ему магии: это ткнуть волшебной палочкой врагу в глаз!

Позднее Гари воплотил ее на практике во время сражения с троллем: "Его палочка вошла в левый глаз тролля, погрузившись в желеобразное вещество и пройдя через широкую глазницу".

Смысл фанфика на поверхности. И не стоит искать там скрытых смыслов.

Автор, действительно, не скрывает, что одно лишь рациональное мышление, не уравновешенное определенными деонтологическими ценностями, несет лишь смерть и разрушение. А появление этих ценностей невозможно без эмпатии, сугубо иррационального чувства – такой вот парадокс! Но все ли его заметили?

38
БИ, на мой взгляд, — наиэпичнейший пример сферического натягивания совы на глобус

Начнем с того, что сама идея "игры Дамблдора" возникла у авторов БИ после выхода пятой книги. Иными словами, они сделали проверяемое предположение, которое спустя несколько лет блестяще подтвердилось:

"Как, вероятно, успела заметить за три месяца уважаемая общественность, седьмая книга наконец вышла в свет. А сегодня даже и как бы по-русски. (...) У кого-то еще есть возражения на тему о том, что БИ есть, и ведет ее именно Дамблдор? (...) Мы бы сказали, что это даже несколько обидно – что за две толстых книги Роулинг не смогла внести в наше представление о Директоре ничего существенно нового".

Пятью минутами ранее Дамблдор вкладывает Гарри в руку воскрешающий камень и убивает его с расчетом на воскрешение.

Там же:

"После гибели Поттеров Волдеморт развоплощен. В принципе, чтобы спасти от него мир, достаточно найти и уничтожить хорукруксы. Мог ли это сделать Директор? Думается нам, вполне. Особенно за 11 лет. Но тогда неизбежно придется начать с того, годовалого, хоркрукса, что был ненамеренно создан последним. «Убей одного ребенка, Альбус – и ты спасешь всех, ибо не будет больше жертв Волдеморта в этом мире», – наверняка в голове Дамблдора в тот день не единожды всплывал этот заманчивый вариант решения всех проблем разом. (...) Мы также знаем, что он сделал: он начал БИ. Кто еще верит, что Дамблдор растил камикадзе на убой? Господа, ну подумайте наконец головным концом: в этом не было смысла. Будь Дамблдор готов пожертвовать Гарри, он бы сделал это тогда, в Хэллоуин 1981".

Никому это не "очевидно", кроме упоротых авторов БИ.

Насколько мне известно, авторы БИ довели свой анализ лишь до четвертой книги, поэтому не вполне понятно, какое отношение к БИ имеет разбираемый эпизод из шестой книги.

Помнится, на одном из форумов выкладывалось обширное (и так и не доведенное до конца) исследование "по мотивам" БИ – "Большая Игра-6. На полях с Принцем-полукровкой", но его автор не имел никакого отношения к вышеупомянутым авторам.

Страшно представить, что тогда плохая психология персонажей и их взаимоотношений, если канонный ГП — наивысший уровень...

И как же ваше утверждение согласуется с этим: "Не знаю, как кто, а я тексты книг канона помню едва ли не наизусть, очень любил их в детстве и перечитывал по 38 раз, а недавно ещё и переслушивал аудиокниги в оригинале"? Вряд ли вы полюбили книги Роулинг из-за их психологического неправдоподобия. :)

Вот целое исследование, в рамках которого был получен ответ на вопрос, что же больше всего привлекает детей в первой книге: "динамичное развитие сюжета, умение создать живые образы детей, с их детскими страхами, мечтами и ошибками". Из чего можно сделать вывод, что уровень книг Роулинг, как минимум, не ниже среднего.

39
Ну в самом деле, он и не нормальный, и с социопатией есть противоречия, и с психопатией противоречия.

"Мне больше всего нравится версия, что социопатия обусловлена врождённой предрасположенностью, а воспитание может повлиять только на степень выраженности социопатии – т. е. на то, насколько социализированным (и способным к дальнейшей социализации) получится социопат. Число социопатов в любом социуме остаётся примерно постоянным (около 3% мужчин и около 1% – женщин). Оно не особо зависит от социальной обстановки – просто в какие-то периоды социопаты более заметны на общем фоне или более интересны социуму, и о них чаще пишут".

Из слов Шляпы можно сделать вывод, что Гарри не совсем безнадежен – все зависит от внешних стимулов, которые могут направить его как на путь Темного Лорда, так и на путь борца с Темными Лордами.

Интересно, что Шляпа ошиблась насчет Когтеврана: гораздо более значимым для Гарри оказалось влияние двух людей – Квиррелла и Гермионы. И если Квиррелл воплощал Темную сторону, увлекая свое "Альтер-эго" по уже проторенной дорожке, то Гермиона задавала этические рубежи "на стороне добра", мотивируя Гарри стать Добрым Волдемортом.

Больше всего похоже что-то между нормой и психопатией, но при том не социопатия.

Уже не раз звучала мысль, что Гарри выглядит не таким, как все ("странный и злой" по выражению Рона), из-за своей рациональности. Мне же кажется более правдоподобной версия, что его увлечение когнитивистикой – прямое следствие социопатии:

"О социопатах часто говорят как о "прирождённых манипуляторах". Это гонево. Чужая душа для социопата – абсолютнейшие потёмки. Социопаты отрабатывают свои манипулятивные приёмы методом многочисленных проб и ошибок. Либо ставят это дело на научные рельсы – идут на тренинги "эффективных коммуникаций" или прямиком на психологические факультеты вузов. К счастью для нормальных людей, социопатам не так уж часто удаётся закончить обучение. О причинах вы, наверное, и сами догадались: систематическое обучение со всеми его "прелестями" (конспектами, контрольными, домашними заданиями и пр.) временами может быть очень скучным; а волевая компонента личности социопата – как у подростка лет 12, он не может сам себя замотивировать учиться, ему хочется гулять и веселиться".

Сравним с самокритикой Гарри: "Но я лентяй! Я ненавижу работать! Особенно я ненавижу тяжелый труд во всех его проявлениях! Хитрые и изящные решения – вот мой конек!"

Иными словами, Гарри предпочитает делать ставку на интеллект, что в его ситуации – абсолютно правильный выбор:

"Если эмоциональное реагирование (реактивная регуляция поведения) у социопата развито на младенческом уровне, то активная (волевая) регуляция поведения развита уже как у подростка ("трудного" подростка, но тем не менее). Ощущения, восприятие и непроизвольная память – тоже где-то подростковые. А вот речь и мышление (вместе с логической и смысловой памятью) у социопата вполне зрелые и развитые. На них-то и приходятся все компенсаторные схемы, обеспечивающие социопатической личности хоть какую-то функциональность. (...) Компенсация – по-любому меньшее из двух зол, но обходится она социопату недёшево".

"Ведущий психический процесс у социопата – мышление. В структуре психики социопата просто не нашлось другого "кандидата" на эту "должность". (...) Функция мышления – отражение существенных связей и отношений между объектами и явлениями действительности в обобщённой и опосредованной (через речь) форме. Если заставить мышление работать "за себя и за того парня", т. е. подменить мышлением эмоции, чувства, мотивы, волю и т. д., то получится пресловутое забивание гвоздей микроскопами: и эффективность не ахти, и микроскоп испортится".

Гарри решает эту проблему за счет "хитрости" (т.е. методов рационального мышления, позволяющих снизить интеллектуальные затраты до минимума) и гениального интеллекта, доставшегося ему от  Волдеморта. Можно сказать, что умные социопаты просто вынуждены быть рационалистами. В противном случае им вряд ли удастся успешно компенсировать собственную патологию.

Кстати, о патологии:

"Вместо базисного доверия у социопатов формируется базисное недоверие (...) Вселенная оказывается для ребёнка неуютной и враждебной. В ней нет ничего сколь-нибудь надёжного и безопасного, - один сплошной холодный & голодный Хаос, куда ни плюнь. Люди, населяющие такую Вселенную, хорошими быть не могут по определению (потому что на осинке не родятся апельсинки). Соответственно, все люди – гады, мрази и сволочи. Или идиоты (что ничуть не лучше). Все лгут. Доверять никому нельзя (себе тоже, да-да). Причём всё вышеперечисленное воспринимается социопатом как норма, естественный порядок вещей".

Гарри, разумеется, еще далеко до превентивного убийства "идиотов", но ничего особого хорошего от окружающего мира он не ждет:

Цитировать
— Вы не должны думать о таких ужасах, мистер Поттер!

Лицо Гарри исказилось от горечи:

— Нет, должен! Если не думать об этом, то можно навредить не только себе, но и окружающим!

"Ранее я писала, что социопаты – весьма храбрые ребята. Вот вам главная причина этой храбрости: социопат не боится никого и ничего, потому что он боится всех и вся. Чтобы реальный П...ц был социопатом хотя бы замечен, он должен превзойти тот П...ц, который творится у социопата в голове. Т. е. реальность должна оказаться ещё хуже, чем социопат о ней думает".

В исполнении Гарри это выглядит следующим образом:

Цитировать
Если же вы взялись за что-то впервые и существует возможность неудачи, вы должны быть очень-очень-очень пессимистично настроены. Настолько пессимистично, чтобы результаты точно превзошли ожидания. Я, например, прилагаю огромные усилия, чтобы представить мрачную картину того, как одного из моих одноклассников укусит монстр, но ведь на самом деле может случиться и так, что выжившие Пожиратели Смерти нападут на школу, чтобы схватить меня.

"Психологи часто пишут, что у социопатов чрезвычайно низкий порог агрессии, имея в виду, что социопаты легко выходят из себя и легко проявляют агрессию по отношению к окружающим. Но верно и обратное: социопат постоянно готов к тому, что агрессию будут проявлять окружающие по отношению к нему самому. Социопат по умолчанию предполагает, что любой (абсолютно любой, совершенно незнакомый) человек может, например, внезапно достать пистолет и выстрелить социопату в лоб. Без всяких причин, – просто потому, что человеку так захотелось".

Ну, или еще какая-нибудь плохость случится прямо сейчас:

Цитировать
— Я... я... — Гарри сглотнул. — Просто я всегда пытаюсь представить худшее, что может произойти. (...)

— Зачем?!

— Чтобы предотвратить!

"Второе следствие базисного недоверия – фоновая депрессия. Социопат проводит в депрессии практически всю свою жизнь. Что вовсе не удивительно, с учётом вышесказанного (персональный зомби-апокалипсис в башке не способствует душевному здоровью). Депрессия у социопатов имеет несколько особенностей. (...) Социопат считает своё состояние естественным и нормальным, т. к. социопату просто не с чем сравнивать. Начало депрессии приходится у социопата на столь ранний возраст, что социопат его не помнит, и считает проявления депрессии чертами своего характера. Окружающие считают так же – они тоже не помнят, чтобы социопат когда-то был другим и вёл себя иначе".

Сам Гарри, например, не видит в своем поистине тотальном одиночестве ничего странного. Странно другое: почему никто из моих оппонентов не обратил внимание на то обстоятельство, что Гарри не посещал школу, подобно всем нормальным детям. Как следует из намеков родителей, одной из причин являлось его неадекватное поведение. На что это было похоже – можно судить по первым дням его обучения в Хогвартсе.

"Когда картина мiра портится от столкновения с действительностью, человек испытывает фрустрацию, когнитивный диссонанс, баттхерт и попоболь различной степени тяжести (вплоть до летальной). Забороть это состояние можно тремя основными способами: 1. изменить картину мiра в соответствии с действительностью; 2. включить психзащиты на полную мощность, сохранив картину мiра за счёт отрицания или искажения действительности (...); 3. попытаться изменить действительность таким образом, чтобы она совпала с картиной мiра. Социопат выбирает третий вариант. Куда бы социопат ни пришёл, он приносит с собой весь свой армагеддец и щедро делится им с окружающими".

Поэтому нет ничего удивительного в том, что для окружающих Гарри оказался настоящей "ходячей катастрофой". :)

40
Я правильно понимаю, вы говорите, что его эмоции и переживания относительно других бывают слишком сильными?

Особенности эмоциональной сферы психопатов:

"Эмоции социопатов часто называют "протоэмоциями". Это ярость, страх, напряжение, удовольствие, тревога и другие примитивные отклики организма на непосредственные нужды "здесь и сейчас". (...) У человеческих младенцев протоэмоции появляются где-то в полугодовалом возрасте, когда младенец начинает ощущать свою отдельность от окружающей среды. Т. е. "эмоциональный возраст" социопата – несколько месяцев. И таким он останется навсегда. (...) Социопат отреагирует эмоцию, как только она возникает, а возникает она вся и сразу: если социопат чем-то недоволен, он не копит раздражение годами, а немедленно впадает в ярость. Впав в ярость, социопат может дать в морду".

"Следующая особенность эмоций социопата – их поверхностность и крайне низкая интенсивность. Настолько низкая, что эмоции не влияют на физиологические процессы в социопатском организме. (...) У этой особенности есть одно примечательное следствие: любой социопат с лёгкостью пройдёт проверку на полиграфе, даже если реально совершил преступление. Сей факт упоминается в книге Р. Хаэра "Лишённые совести"".

"Применительно к социопатам часто говорят об изоляции (блокировании) аффекта – удалении из сознания эмоциональной составляющей жизненного опыта при сохранности понимания ситуации. Тут имеется в виду аффект самого социопата, его внутреннее состояние. (...) С эмоциями окружающих социопаты поступают аналогично, т. е. блокируют их на дальних подступах, не сортируя на положительные и отрицательные. Очень качественно блокируют: до сознания социопата не долетает ничего, кроме предметного подкрепления, да и оно долетает со второго раза на третий".

Вот наглядный пример подобного блокирования:

Цитировать
Мозг Гарри словно окоченел, и это окоченение укрывало его, будто спасательное одеяло. Оно защищало, но легче от этого не становилось. Перед внутренним взором то и дело всплывали картины, как люди в чёрных мантиях падают, как брызжет кровь, но в следующее мгновение эти картины исчезали. Гарри обработает их позже, не сейчас. Сейчас не лучший момент, через какое-то время справиться с ними будет сравнительно легче.

Особенности компенсированного социопата:

"Социопат может овладеть навыком распознавания мимики за счёт мышления. Более того – социопат может намного превзойти в этом искусстве средне-нормальных людей (...) Другими навыками, полезными для выживания в социуме, социопат будет овладевать примерно так же. Вместо эмпатии у социопата будет какое-нибудь НЛП (среди социопатов зашкаливающее количество НЛПидоров). Вместо образной памяти – мнемонические техники. Вместо живых интонаций – навыки сценической речи. Вместо любви – цитаты из классической любовной литературы. Вместо дружбы – взаимовыгодное использование (и хорошо, если "взаимо-"). Результат с точки зрения социума может выглядеть вполне адекватным и приемлемым. Это если смотреть издалека и не очень приглядываться. Люди, вынужденные жить или работать в непосредственном контакте с социопатом, от вышеперечисленных "спецэффектов" довольно быстро портятся".

Теперь понятно, почему Гарри даже "разговаривает по-книжному"? :)

Так же не исключено, что шляпа смотрит по признаку вроде "самоуверенность".

Она ведь четко сформулировала, что это за признак: "в Когтевране или Слизерине усилится твоя холодность".

А что такое "холодность", как не дефицит эмпатии?

Гарри уникален среди первокурсников и без готовности убить

Но такая способность весьма примечательна и никак не объяснима в рамках версии "Гарри – нормальный человек". Кстати, это далеко не единственная черта, которая объединяет Гарри и Квиррелла. Например, оба они змееусты и обладают не менее уникальной способностью к притворству: "Для людей, подобных нам с вами, само понятие личности имеет иное значение. Мы можем стать кем угодно, кого только сможем себе вообразить".

Кто его знает, на что именно реагирует карта?

Очевидно, на какое-то уникальное свойство субъекта. А что общего у Гарри и Волдеморта?

Что-то вроде осколка личности или паттернов мышления Волдеморта.

Вы крайне невнимательны: версию с осколком личности сразу же забраковала Шляпа, причем я уже ссылался на ее свидетельство. А общие "паттерны мышления" как раз и означают структурное тождество психики.

Меня крайне удивляет, что оппоненты ведут себя так, будто они не дочитали фанфик до то того места, где объясняется причина странностей Гарри. Прямым же текстом говорится, что Волдеморт скопировал свою личность в мозг Гарри, тем самым "отформатировав" последний по своему образцу. Но если Волдеморта при всем желании нельзя назвать нормальным человеком, то с какой стати быть нормальной его копии? Гарри унаследовал от Волдеморт ту же самую патологию  (которую я называю социопатией), что и породило все аномалии в его поведении.

Как насчет внутреннего запрета на уничтожение мира?

Банальный инстинкт самосохранения.

Или у вас есть статистическая сводка, согласно которой среди темных лордов большая часть социопаты

Наблюдение в тему:

Цитировать
В фэнтези и антинаучной фантастике социопаты типичны до архетипичности. Почти каждый фантастический ГлавГад – конченный социопат. Чёрные-пречёрные маги, Тёмные Властелины, Злые гении, Императоры всеразличных Империй Зла и прочие инфернальные личности. Тысячи их, даже перечислять смысла нет. Пожалуй, самая высокая концентрация социопатов на квадратный дюйм текста (и погонный метр киноплёнки) – в Волшебном мiре Роулинг. Наверное, у них там была эпидемия. Представлены практически все степени социопатии – от крайней (Тот-кого-нельзя-называть-чмо) до мягкой (Долорес Амбридж). Если IRL несколько интеллигентных социопатов соберутся вместе – получится филиал Слизерина. А если социопаты будут не очень интеллигентные – получится корпоратив у УПСов.

Логично предположить, что дефицит эмпатии – необходимое условие для успешной деятельности на "посту" Темного Лорда. Во всяком случае, Шляпа явно говорит об этом. А Волдеморт служит наглядным подтверждением ее слов.

41
Убедительные для кого, простите?

А с кем дискутируют мои оппоненты? Если со мной, то имеет смысл учитывать мои собственные аргументы. И если я привел, например, шесть свидетельств в подтверждение версии о дефицита эмпатии у Гарри и три прямых свидетельства в подтверждение версии о тождества психической структуры Гарри и Квиррелла/Волдеморта, то их игнорирование приведет лишь к обратному результату. В любом случае версии, не учитывающие подобные свидетельства, не будут выглядеть убедительными в моих глазах.

Если же посмотреть на вопрос, вынесенный в заголовок, то, на мой взгляд, в книге можно найти огромное количество бурных эмоциональных переживаний Гарри, в том числе по этическим вопросам, а также по вопросам: "о ужас, я причинил кому-то боль".

Лично мне бурные эмоциональные реакции Гарри не кажутся адекватными по причине несоразмерности их бурности с формальным поводом, ее спровоцировавшим – будь то задетое самолюбие или гипотеза о разумных змеях. Я объясняю это неразвитостью эмоциональной сферы:

Другое дело, что собственные эмоции социопата бедны полутонами, ведь ему доступны преимущественно лишь наиболее простые их разновидности: ярость, страх, удовольствие, тревога и т.п.

Взять, например, реакцию Гарри на расспросы МакГонагалл по поводу домашних животных:

Цитировать
С каждым словом гнев Гарри всё больше выходил из-под контроля, превращаясь в чистую, тёмную ярость (...) Голос Гарри становился всё выше, превращаясь в крик.

Можно ли назвать подобную реакцию нормальной? Я так не считаю. Кстати, Распределяющая шляпа обращает на это особое внимание:

Цитировать
— Что ты даже себя немного пугаешь, когда сердишься. Что гнев твой — словно меч, чья рукоятка остра настолько, что режет ладонь. Что когда ты злишься — мир предстаёт перед тобой будто через ледяной монокль — видишь чётче, но и глаз леденеет.

И Гарри соглашается с ней: "Сам он ничего особенного не заметил – на его взгляд, он просто адекватно реагировал на ситуацию, вот и все. Но профессор МакГонагалл нашла в этом что-то необычное. И если хорошенько задуматься, то он и сам вынужден будет признать..."

Следует ли проигнорировать данный факт? Мне так не кажется, хотя его проигнорировали все мои оппоненты.

А финальное резюме Шляпы относительно шансов Гарри стать Темным Лордом?

Цитировать
Я знаю только, что, по моим ощущениям, твои шансы не очень хороши. Я бы даже сказала, очень нехороши.

Если исходить из версии, что Гарри абсолютно нормален, то такой вердикт совершенно необъясним. Впрочем, его всегда можно проигнорировать. :)

42
Может Гарри немного социопат?

Собственно, мой вариант как раз и олицетворяет "золотую середину". Гарри – не психопат, поскольку унаследованная от Волдеморта патология не является в его случае функционально необратимой. Иными словами, Добрый Волдеморт – это компенсированный социопат. :)

Не определяется, но если подавляющее большинство считает ваши аргументы ошибочными, тем более на таком форуме, это повод задуматься.

Это было бы поводом задуматься, если бы оппоненты привели убедительные контр-аргументы. Например, Kroid обосновал свое неприятие версии "Гарри – социопат" тем, что он не понимает "что такое психопат или социопат". Aesma же вообще сослался на "сказочность" персонажа, каковое обстоятельство якобы и объясняет все факты, которые не вписываются в его версию.

Кстати, откуда вы взяли "подавляющее большинство"? На текущий момент зарегистрировано 854 пользователя. Сколько из них считают мои аргументы ошибочными?

Поэтому не исключено, что в данном случае Шляпа определяла именно наличие психопатических черт характера. Кстати, в своем диалоге с Гарри она ненавязчиво акцентировала целый ряд пунктов из "Перечня психопатических черт".

Вот эти пункты:

1. Слышала. На Гарри стало накатывать раздражение. Он не привык, чтобы в спорах у него заканчивались аргументы. Такого вообще никогда не бывало.
2. Ты считаешь, что ты потенциально величайший из всех, кто когда-либо жил, сильнейший слуга Света, и что нет никого, кто бы смог заменить тебя, если ты отложишь волшебную палочку.
3. Ты понимаешь, что самое простое объяснение этому иррациональному страху — боязнь потерять иллюзию собственного величия, разочаровать людей, которые в тебя верят, стать обычным и неинтересным, ярко вспыхнув, погаснуть, как многие другие вундеркинды.
5. Ах ты, коварный гадёныш, — в голосе Шляпы сквозило невольное уважение. Точно такое же, какое было бы у Гарри в подобной ситуации. — Ладно, отвечу, но только быстро. И сперва мне нужно твоё обещание никогда и ни с кем не обсуждать возможность подобного шантажа. Я НЕ БУДУ каждый раз соглашаться на такую сделку.
6. Скорбная мина, которую ты сейчас изобразил, на самом деле лишь попытка избавиться от угрызений совести за совершённый поступок.
8. Основным фактором в твоём решении было именно то, что идея показалась тебе настолько изысканной, что ты не смог от неё отказаться, и плевать на Невилла.
10. Когда я упомянула твой гнев, ты вспомнил слова профессора МакГонагалл о том, что иногда в тебе просыпается нечто, не характерное для ребёнка из любящей семьи. А ещё вспомнил, как, уладив проблему Невилла, ты вернулся в купе, и Гермиона сказала, что видела в тебе что-то пугающее.
13. Нет, — в отчаянии подумал Гарри, — нет, не может быть, должно быть что-то ещё, где-то в мире есть что-то очень страшное, какая-то катастрофа, которую предотвратить могу только я... Откуда ты можешь об этом знать?
15. Значит, — медленно и веско заговорила Распределяющая шляпа, — риск стать Тёмным Лордом для тебя допустим, потому что альтернатива — полный провал, и этот провал обозначает потерю всего. Ты веришь в это всем сердцем. Ты знаешь все недостатки своего решения, но продолжаешь настаивать.
16. Ведь в глубине души ты знал, что поступаешь неправильно, но это тебя не остановило, потому что это было забавно, у тебя была хорошая отмазка, и ты решил, что Мальчику-Который-Выжил все сойдет с рук.

43
Моя гипотеза состоит в том, что у Гарри не отсутствуют эмоциональные тормоза, а развиты тормоза интеллектуальные, которые блокируют эмоции в критических ситуациях.

Приведенный вами пример трудно назвать критической ситуацией. :)
Я и сам когда-то любил развлекаться подобным образом, но не могу сказать, что у меня чего-то там блокировалось. И хотя отдельные йоги способны "усилием мысли" подавлять практически любые чувства, но приобретение такой способности требует огромных усилий.

Если, опять же, обращаться к личному опыту, то идея отправить всех людей с IQ ниже определенного пункта в топку или на урановые рудники, а всех людей выше модифицировать и отправить в трансгуманистический парадиз встречала у меня полнейшее одобрение с 8 по 13 лет - "готовность убивать" безо всякого мошенничества, только ловкость рук и неограниченный доступ в Интернет.

Ваше отличие от Гарри заключается в том, что для последнего, по свидетельству Шляпы, такое "решение проблемы" – не просто идея:

Цитировать
Будь это в твоей власти, и если бы никто никогда об этом не узнал, ты бы так и сделал прямо сейчас.

Я таки считаю, что Квирелл просто-напросто сманипулировал Гарри, получив предсказуемую реакцию и выдав эту реакцию за подтверждение своей гипотезы.

А вы не задумывались, почему он проделал этот "эксперимент" публично? Ведь "проверить гипотезу" можно было и в более приватной обстановке. Я считаю, что Квиррелл, действительно, специально вызвал такую реакцию, но "готовность убить" отнюдь не являлась для него секретом. Целью Квиррелла была легитимизация такой способности, чтобы обеспечить максимально благоприятные условия для ее дальнейшего развития.

Дело в том, что даже начитавшийся фантастики, в том числе и боевой наверняка, Гарри не думал о тактико-стратегических вопросах в нужном объеме

Квиррелл в курсе:

Цитировать
Даже несмотря на то, что его гениальное воображение ещё не натренировано на генерацию практичных решений, готовность убить делает Гарри Поттера самым опасным учеником в классе.

Более того, "ударить стулом по шее" - нереалистичный вариант для непривычного к драке человека, который не привык соизмерять силу удара, а значит, либо не оглушит, либо просто сломает шею противнику.

Неужели продажа внутренних органов когтевранцев на черном рынке, чтобы нанять киллера, кажется вам более реалистичным вариантом? :)

ребенок-вундеркинд имеет серьезный разрыв со сверстниками в развитии, который не преодолевается нахрапом

Могу подсказать простой способ (испробованный лично), как подружиться с человеком, значительно уступающим в интеллектуальном развитии: следует поделиться с ним своими знаниями.

вручить ребенку волшебную палочку и ожидать отсутствия изменения в индивидуальном развитии - достаточно наивно

Вы как-то забываете, что в аналогичной ситуации, помимо Гарри, оказалась Гермиона. Однако ей почему-то не пришло в голову, что это отличный повод "овладеть всем миром". :)

44
все ваши доказательства того, что Гарри социопат, кажутся доказательствами только вам

Вы ошибаетесь: кто-то же поставил мне плюс. :)
Но в любом случае истина не определяется большинством голосов. Даже странно, что приходится напоминать о столь элементарных вещах.

Гарри считает, что нужно действовать эффективно. Эффективный способ победить в бою - уничтожить врага.

Просто напомню некоторые из этих "эффективных" способов:

Цитировать
Когтевранцы славятся своими мозгами, но и другие их органы кое на что годятся: можно, например, продать их на чёрном рынке, чтобы нанять киллера. Слизеринца можно использовать в качестве убийцы, а можно просто расплющить им оппонента, если метнуть с достаточной скоростью. Пуффендуец хороший работяга, но вдобавок у него хорошие кости, заострив которые, можно кого-нибудь заколоть.

Ну и вердикт самого Квиррелла:

Цитировать
Все идеи мистера Поттера были более чем бесполезными!

Нет ничего удивительного в том, что Гарри в запарке не осознает всю несостоятельность предложенных им способов ведения боя – "готовность убить" в подобных случаях пробуждается у него автоматически. Но почему не видите этой несостоятельности вы – для меня загадка.

Оно не развивалось, это дополнительные вычислительные мощности, ака "таинственная темная сторона".

Повторюсь: вы просто подменяете одно неизвестное другим. Что это за "таинственная темная сторона", можете объяснить?

Могу сказать по своему опыту - чтобы предпочесть чтение общению, не обязательно быть Волдемортом. Достаточно, чтобы книги были интересными, а ближайшие сверстники - идиотами.

Потребность в общении не имеет никакого отношения к интеллекту. В противном случае люди, чей интеллект превосходит интеллект окружающих, неизбежно страдали бы от одиночества, что очевидно не так. Гарри, кстати, от него отнюдь не страдает, хотя до Хогвартса он "рос очень, очень одиноким". Подобное поведение никак не тянет на норму. Кстати, нежелание общаться с ровесниками – один из признаков будущей психопатии у детей.

Раз уж вы говорите о фактах - приведите пожалуйста цитату, где говорится, что карта смотрит на структуру психики.

В фанфике имеется немало косвенных свидетельств тождества психической структуры Гарри и Квиррелла/Волдеморта. Я ограничусь тремя прямыми:

1. Шляпа прямо называет Гарри "потенциальным Темным Лордом" – притом, что ей "хорошо известно, что на самом деле происходило в твоей голове". Следовательно, она знает, что происходило в головах предыдущих Темных Лордов (среди которых был и Волдеморт) и находит нечто общее у них с Гарри. Надо ли добавлять, что вероятность оказаться психопатом/социопатом для Темного Лорда намного выше, чем у обычного человека? Поэтому не исключено, что в данном случае Шляпа определяла именно наличие психопатических черт характера. Кстати, в своем диалоге с Гарри она ненавязчиво акцентировала целый ряд пунктов из "Перечня психопатических черт". :)

2. Квиррелл прямо говорит об общей с Гарри черте характера: "Это указывает на наличие черты характера, которую называют «готовностью убить». Она есть у меня. Она есть у мистера Поттера". Больше такой черты нет ни у кого из первокурсников – она уникальна.

3. Карта прямо демонстрирует полное тождество Гарри и Волдеморта. Но что же у них общего, кроме уникальной структуры психики?

Не знаю, что такое психопат или социопат.

Объясняется здесь.

Но с таким же успехом, можно спросить, "а чем отличаются Волдеморт и Гермиона"? И получить тот же ответ. Просто у Гарри этические нормы одни, у Гермионы другие.

А у Волдеморта их нет совсем. Он в этом отношении полностью свободен от каких-либо внутренних запретов.

45
Гарри мыслит немного необычно. Этому есть две причины: в раннем возрасте он прочитал, во-первых, слишком много фантастики,  во-творых, слишком много научных книг. Художественные книги развили "творческое мышление", если можно так выразиться. Среди научных книг он прочитал довольно много про когнитивистику и хорошенько поработал над собой. Одного этого хватит, чтобы быть крайне странным в глазах других людей.

Следовательно, ваша версия: "Гарри не психопат, он просто мыслит творчески"? Однако такое объяснение "странностей" (например, готовности убить) даже самому Гарри показалось, мягко говоря, неубедительным. Факты – вещь упрямая. Вы можете их игнорировать, но я этого делать не хочу:

Цитировать
Гарри отмечал все заклинания и зелья из своих учебников за первый курс, которыми при творческом подходе можно было бы убивать людей. Он не мог ничего с собой поделать. В буквальном смысле. Каждый раз он пытался заставить свой разум не думать об этом, но с таким же успехом можно было бы смотреть на рыбу и не позволять своему разуму признать, что это рыба.

Неужели чтение фантастики и научной литературы способно приводить к подобным последствиям? И как быть с уже упомянутым поразительным хладнокровием? Оно тоже развилось из-за чтения? :)

Из-за того, что всё время было потрачено на книги, он не общался с детьми своего возраста.

Вы просто подменяете одно неизвестное другим, что порождает закономерный вопрос: почему же Гарри предпочитал книги общению с ровесниками? Кстати, ответ "с ровесниками Гарри – скучно" я уже комментировал.

В остальном он совершенно обычный человек.

Ну так и Волдеморт в облике Квиррелла тоже не вызывал никаких подозрений:

Цитировать
— Увы, именно так, — спокойно ответил Альбус Дамблдор. — Ты идеально сыграл свою роль, должен признаться, что я полностью тебе поверил. Квиринус Квиррелл казался таким — как бы это сказать? — ах, да, вменяемым.

Психопат. Социопат. Увы, я не изучал психологию на хоть сколько-нибудь серьезном уровне.

Но вы же читали фанфик?

Цитировать
— Полагаю, весь юмор ситуации от тебя ускользнул, — теперь Альбус Дамблдор, наконец-то, улыбнулся. — Как же я смеялся, когда всё понял! Когда увидел, что ты создал Доброго Волдеморта, чтобы он противостоял Злому — как я смеялся!

А вы поняли, чем Добрый Волдеморт отличается от Злого? Структура психики в обоих случаях одна и та же (см. свидетельство Карты). Если исходный Волдеморт – явный психопат, то Гарри неизбежно окажется социопатом (при условии, что у него нормальный мозг). Что же у них разного?

Мой ответ: главное отличие заключается в системе деонтологических ценностей. Гарри хотя бы отчасти сдерживают этические нормы, приобретенные за время пребывания в любящей семье, а Волдеморта не сдерживает ничего.

Страницы: 1 2 [3] 4 5 ... 65