Здорово, что, по прошествии полутора месяцев, здесь ещё продолжается обсуждение ˆˆ
Про мораль и ММОРПГ: лично мне не очень нравится идея углубляться в эти параллели между виртуальными мирами и реальным, т.к. для меня с ММОРПГ ясно одно - не надо в них играть. Разве что немного для какого-то “общего развития”, ну или детям - опять же для общего развития.
Для меня ММОРПГ закончились, когда стало ясно, что бессмысленно пытаться чего-то в них достичь. Что в виртуальном мире виртуальные достижения может чего-то и стоят, но, когда человек возвращается в мир реальный - он видит, что просто выбросил часть своей жизни. (Выбросил в смысле развития себя в реальности, в смысле аккумуляции реальных ресурсов. В плане “счастья” - может, конечно, и не совсем выбросил.)
Впрочем, написав всё это, хочу добавить, что меня, как и ряд других людей, онлайн-игры точно кое-чему научили. Помимо привычки думать в первую очередь о своих интересах (не в смысле эгоизма, а в смысле ”…а не об интересах моего государства”. Вроде для пост-коммунистических стран это зачастую навык, нуждающийся в отдельном приобретении), помимо ещё ряда каких-то небольших полезных навыков, я заметил следующее:
Я играл в разные игры с разными людьми, и, когда я бывал на стороне людей “не вполне моральных” - это всегда негативно сказывалось на наших (и моих) игровых достижениях.
Не хочу примерами увлекаться, иначе пост слишком большим получится. Просто, может, кто-то, прочтя это, заметит подобное и в своей жизни.
Поэтому, когда ты пишешь, что "карма не работает, я ж хороший, а другие - плохие, но почему-то вселенная награждает других, а меня наказывает", возможно ты ошибаешься. Преувеличиваешь свои качества и недооцениваешь качеств других людей. Не замечаешь неосознанно причиняемого окружающим зла. Принимаешь за должное оказываемое тебе добро и не благодаришь. И так далее.
Да, наверное, так и есть. Впрочем, лично я вот занимаюсь тем, что постепенно ищу людей, которых когда-то обидел, и предлагаю им компенсировать вред
По сути, решение тут - просто честно оценивать свои и чужие поступки. Не врать ни себе, ни окружающим.
—
Возвращаясь к теме морали:
Я пока остановился на таком выводе, что Карма и Golden Rule - концепции, в реальной жизни скорее работающие, но не абсолютно. А нарушение моральных норм, как правило, выгодно в краткосрочной перспективе, но не выгодно в долгосрочной. Т.н. “short-term gain, long-term loss”. Тут вот пример привели:
В принципе, во время убийства босса всегда можно выйти из пати и начать убивать союзников. Есть люди, которые так делают. Или убивают всех после убийства босса, чтобы собрать лут самим.
В краткосрочной перспективе такое поведение явно выгоднее, чем честно поделить лут и свою небольшую долю получить. В долгосрочной же, по-моему, действительно, произойдёт скорее подобное:
И что, те же самые люди, которых они убивали, продолжают совершенно спокойно их звать в следующие рейды? Или всё-таки стараются мстить, громко орут на всех перекрёстках, что такой-то - моральный урод, или хотя бы по возможности стараются держаться подальше?
Кстати, я там на первой странице темы писал про мораль и социальные графы - так вот, в данном случае, кажется, произойдёт “перемещение” такого рейдового вора на социальном графе ММОРПГ подальше от игроков, с кем он был в рейде, и поближе к другим таким же ворам - в тот самый “криминальный мир”. Ну и дальше ему придётся либо ходить в рейды с ворами (менее эффективно), либо восстанавливать свою репутацию, компенсировать причинённый ущерб.