Если я воображу X таким, каким я хочу его представить, и буду принимать решения, основываясь на своей модели X, это в лучшем случае будет wishful thinking.
Угу. Поэтому давайте вообще не будем думать о потомках. Экология? А может быть потомкам будет плевать на экологию, зачем тогда мы будем сейчас париться о ней? Этика и трансгуманизм? Да может быть они не будут нужны потомкам, давайте все станем Волдемортами.
Вы передёргиваете, демонстрируя нам wishful thinking. Вам хочется показать, что Поттер неправ, и вы это показываете.
Поттер очень часто ошибается, но его ошибки вытекают из мелких ошибок и упущений, но вовсе не из общего подхода. Ваши соображения о том, что невозможно представить себе детей детей детей расписаны в HPMoR в той сцене, по результатам которой к Поттеру прилетел его феникс. И озвучен финальный вывод о том, что в конечном итоге ответ будете взят из нашей головы, а не из головы далёких потомков. Если единственный дальнейший вывод, который вы можете сделать -- wishful thinking, то вы совершаете ошибку. Вышвырните этот вывод, и начните думать снова. Истинная сила рационалиста в том, что он, размышляя, не останавливается слишком рано.
И я попытаюсь-таки закрыть тему.
Поттер, размышляя -- не только в #115, а вообще сквозь всю книгу, -- уделяет больше внимания Волдеморту, чем Пожирателям Смерти. Это несправедливо по отношению к пожирателям смерти -- несомненно. Но вычислительные способности Поттера пока ещё ограничены, он ещё не стал богом и не может думать о каждом человеке так же много, как и о Волдеморте. Перед ним стоит задача правильного распределения вычислительных мощностей и он выделяет больше мощностей на обдумывание Волдеморта. Он делает это интуитивно -- так мозги наши работают, и Поттер, по-моему, не обращает на это внимания. Или обращает но не особо парится -- я не помню. Ошибка ли это для рационалиста или нет? Не подумать об этом --
методологическая ошибка, но действовать таким образом в данной конкретной ситуации -- это не ошибка. Волдеморт сделал всё, для того, чтобы влиять на судьбы мира гораздо сильнее, чем какой-то там Люциус. Волдеморт ключевая фигура. Это как на шахматной доске мысли шахматиста чаще крутятся вокруг вражеского короля, и гораздо реже вокруг пешки на a6.
Поттер убивает пожрателей смерти не думая сложных мыслей, выуживая вместо этого мем -- ярлык, обозначающий заранее обдуманные мысли. Ему повезло, что Юдковский такой предусмотрительный и дал ему возможность эти мысли подумать ранее. Это сэкономило массу времени здесь и сейчас, позволило не тратить ни время, ни силы на обдумывание. Позволило, оставшись победителем, не обдумывать этичность содеянного, а размышлять об этичности того, что ещё предстоит совершить. Осмыслить этичность содеянного у него ещё будет достаточно времени: на носу каникулы, можно уйти в запой на два месяца и рефлексировать сколько влезет. Но только после того, как будет завершено начатое. Это война, на войне нет времени для рефлексии, и если Поттеру удалось заранее провести всю эту рефлексию, чтобы в критический момент оперировать ярлыками обозначающими мысли, типа "я не могу спасти всех" или "дети детей детей", то это значит, что у него есть способ придти за очень ограниченное время к лучшим решениям, нежели те до которых он успел бы додуматься если бы думал "честно", с нуля, не срезая углов. "Честно" Поттер думает тогда, когда есть время на рефлексию -- раскумаривая косяк на башне когтеврана и глядя в звёздное небо, например.
Поттер рассуждал о том, что, вероятно, Дамблдор был прав, когда позволил Волдеморту запытать Аберфорта. Поттер рассуждал о том, что вероятно он сам был не прав, когда выкупил Гермиону. То есть
можно принести в жертву победе
хорошего человека. Почему же тогда нельзя принести в жертву
плохого? Можно. И более того, нельзя переживать из-за этого в середине битвы -- это повышает шансы на то, что битва будет проиграна, жертва окажется бессмысленной и не приведёт к тому greater good, ради которого она производилась.
Поттер остановился и не убил Волдеморта и не вызвал Хмури, чтобы тот круциатусом его довёл до безумия. Поттер, по-моему, обдумывал ведь мысль о том, что можно убить Волдеморта после чего скинуть его палочку в яму к дементорам. Но Поттер остановился, подумал, и у него хватило обдуманных мыслей и ярлыков к ним, чтобы найти лучшее решение. Решение, которое позволит сберечь одну жизнь. Да, я знаю, там где уже умерло 36 -- одним больше, одним меньше -- какая фигня, так? Но это не фигня. Каждая жизнь ценна. Даже жизнь каждой разумной травинки. Поттер не просто рассуждает таким образом абстрактно, он действует таким образом, подавив эмоциональное желание просто устранить Волдеморта как фактор.
Nadeys продолжает аппелировать к эмоциональному понятию "возмездия." Возмездие для Поттера не существует само по себе. Возмездие -- это инструмент, средство достичь чего-то в будущем. Возмездие -- это плохо, но for the greater good оно допустимо иногда. Так же как и допустима смерть Аберфорта. Пожиратели смерти были убиты не в рамках возмездия, а в рамках битвы. Я бы сказал самозащиты, но это не совсем так. Самозащита имела место, и быть может она была бы достаточным мотивом, но и тем не менее она не была единственным мотивом. То что пожиратели смерти плохие учитывалось Поттером, но не в рамках возмездия за их деяния, а в процессе оценки размера жертвы, которую необходимо принести ради greater good. Если бы пожиратели смерти были бы хорошими, то размер жертвы был бы выше, потому что жизнь хорошего человека котируется выше, чем жизнь плохого. Это была жертва на алтарь высшего блага. И никто вроде не сомневается в том, что цена за это высшее благо была приемлимой.
Волдеморта можно было убить в рамках возмездия, и эмоциональные паттерны в голове у Поттера подталкивали его к тому, что возмездие необходимо. Ему пришлось выходить за рамки этих паттернов -- в тексте это ясно написано, ему пришлось перешагивать через рамки, чтобы наложить жгуты на Волдеморта. Он перешагнул через эти рамки, мысля о том, что стратегически невыгодно позволять Волдеморту умереть. Но наложив жгуты и несколько снизив давление времени, он продолжил думать -- он же мог снять эти жгуты обратно и таки позволить Волдеморту умереть. Он мог взять пистолет и застрелить его. Были пути пойти по пути справедливости и устроить "справедливое" возмездие. Но Поттер понял, что дети его детей детей не увидят в этом никакого greater good. Они не получат никаких выгод от этого, по сравнению с перевоспитанным Волдемортом. Дети детей детей увидят лишь необязательную жестокость. А значит желание устроить "справедливое возмездие" было иррациональным желанием. Значит думать надо не о возмездии, а об исправлении.
Поттер, возможно, ошибался в этом. Возмездие такого рода может иметь рациональную причину, и о ней Поттер не задумался ни разу. Возмездие можно использовать как способ показать всем потенциальным тёмным лордам, чем они могут закончить.
Методологической ошибкой было не подумать об этом. Но я не думаю, что это привело к ошибочному решению. Почему так -- я уже, простите, не буду расписывать, это довольно объёмная тема. На эту тему вполне можно было бы накатать ещё одну арку HPMoR, а может быть и целый фанфик, по объёму сравнимый с HPMoR.