Литературный прием

Автор Тема: Литературный прием  (Прочитано 30047 раз)

Dementum

  • Пользователь
  • **
  • Сообщений: 43
  • +0/-0
    • Просмотр профиля
Литературный прием
« : 16 Мая 2014, 20:49 »
  • (+)0
  • (−)0
  • Не знаю обсуждалось или нет, но хотелось бы узнать как называется литературный(ые) прием(ы), который создает "эффект собирающейся мозаики"? В этом произведении на нем строится добрая часть повествования. Что-то вроде циклического описания какого-либо понятия или явления, с чередующимися четкими формулировками и абстрактными аллегориями, с сужением определяемой области на каждом витке цикла и острой и емкой формулировкой в конце.  Есть какое-либо общепринятое название этого приема?


     

    logic

    • Новичок
    • *
    • Сообщений: 0
    • +2/-2
      • Просмотр профиля
    Re: Литературный прием
    « Ответ #1 : 16 Мая 2014, 23:59 »
  • (+)0
  • (−)0
  • Что-то вроде циклического описания какого-либо понятия или явления, с чередующимися четкими формулировками и абстрактными аллегориями, с сужением определяемой области на каждом витке цикла и острой и емкой формулировкой в конце.

    А можно какой-нибудь конкретный пример такого понятия на материале ГПиМРМ?

    Dementum

    • Пользователь
    • **
    • Сообщений: 43
    • +0/-0
      • Просмотр профиля
    Re: Литературный прием
    « Ответ #2 : 17 Мая 2014, 16:13 »
  • (+)0
  • (−)0
  • сравните стиль написания вот в этих отрывках(главы 102, 63 и 45). (Извиняюсь за стену текста, не знаю, есть ли тут тег "спойлер")
    Цитировать
    Гарри переполняло странное ощущение пустоты. Возможно, именно это чувствуют люди, когда что-то идёт не по сценарию и они не знают, что надо говорить или делать.

    Ну конечно, профессор Квиррелл умирает, а не просто временно болен.

    И профессор Квиррелл знает, что умирает. В конце концов, он же вызвался занять место профессора Защиты в Хогвартсе.

    И в течение учебного года ему, конечно же, становилось всё хуже. А болезни, от которых становится всё хуже, приводят к закономерному финалу.

    И знание это уже было в голове Гарри — где-то на безопасных задворках, где он мог отказаться понимать то, что уже понято.

    И, естественно, именно поэтому профессор Квиррелл не сможет преподавать Боевую магию в следующем году. Профессору МакГонагалл даже не придётся его увольнять, он просто...

    ...умрёт.

    Цитировать
    Гарри смотрел в яркое синее небо. Желающий стать рационалистом обязан прочесть ужасно много статей о недостатках человеческой натуры. Некоторые из этих недостатков приводят к невинным логическим ошибкам, но другие выглядят гораздо мрачнее.

    Гарри смотрел в яркое синее небо и думал об эксперименте Милгрэма.

    Стэнли Милгрэм поставил его, чтобы изучить причины второй мировой войны, чтобы попытаться понять, почему жители Германии подчинялись Гитлеру.

    Он разработал эксперимент для изучения подчинения. Милгрэм хотел выяснить, не были ли немцы по каким-то причинам более склонны подчиняться преступным приказам от авторитетных лиц.

    Сперва Милгрэм провёл пробную версию эксперимента на американцах в качестве контрольной.

    И после этого счёл излишним ехать в Германию.

    Экспериментальная установка: группа из тридцати переключателей с пометками, начинающимися от «15 вольт» и заканчивающихся на «450 вольт». Переключатели разбиты на группы по четыре, и каждая группа подписана дополнительно: например, первая группа из четырёх переключателей подписана как «Слабый удар», шестая — «Крайне интенсивный удар», седьмая — «Опасно: труднопереносимый удар». Последние два переключателя помечены просто как «ХХХ».

    Экспериментатору помогал актёр, изображавший, что он такой же участник эксперимента, как и настоящий испытуемый — как будто он откликнулся на то же объявление о поиске участников эксперимента. Актёр проигрывал (подстроенную) лотерею и оказывался привязанным к стулу с электродами. Настоящему испытуемому давали слабый удар током, чтобы он убедился, что установка работает.

    Настоящему испытуемому говорили, что эксперимент изучает воздействие наказания на обучаемость и память, и эта часть эксперимента проверяет, имеет ли значение, какой человек производит наказание. Говорили, что человек, привязанный к стулу, будет пытаться запоминать наборы из пар слов, и каждый раз, когда «обучаемый» даёт неправильный ответ, «учитель» должен применять всё более сильный удар током.

    На 300 вольтах актёр прекращал попытки отвечать на вопросы и начинал стучать в стену, после чего экспериментатор говорил испытуемым, чтобы они трактовали отсутствие ответа как неправильный ответ и продолжали.

    На 315 вольтах удары в стену продолжались.

    При дальнейшем увеличении силы тока звуки за стеной прекращались.

    Если испытуемый возражал или отказывался нажимать переключатель, экспериментатор в сером лабораторном халате невозмутимо говорил: «Пожалуйста, продолжайте», если это не помогало: «Эксперимент требует, чтобы вы продолжали», затем: «Совершено необходимо, чтобы вы продолжали», затем: «У вас нет другого выбора, вы должны продолжить». Если после четырёх понуканий испытуемый по-прежнему отказывался, эксперимент прекращали.

    Прежде чем начать эксперимент, Милгрэм описал его четырнадцати психологам и попросил их оценить, какой процент испытуемых, на их взгляд, доведёт дело до 450-вольтового переключателя, какой процент испытуемых нажмёт на два последних переключателя с надписями «ХХХ», уже после того, как жертва перестанет реагировать.

    Самая пессимистичная оценка была 3%.

    Фактическое значение оказалось 26 из 40.

    Цитировать
    Гарри подумал о звёздах, о том образе, который почти удержал дементора даже без защиты патронуса. Только на этот раз Гарри добавил недостающий кусочек. Он никогда не видел её своими глазами, только на картинках и в фильмах, — Землю, ярко горящую голубым и белым отражённым солнечным светом посреди чёрной пустоты и сверкающих ярких точек. Она должна была попасть в этот образ, потому что именно она придавала смысл всему остальному. Земля — вот что делало звёзды значимыми, делало их чем-то большим, чем неуправляемые термоядерные реакторы, потому что именно Земля однажды колонизирует галактику и подарит смысл ночному небу.

    Будут ли им всё ещё досаждать дементоры, детям детей их детей, дальним потомкам человеческого рода, когда они будут шагать от звезды к звезде? Нет. Конечно же, нет. Дементоры — лишь небольшая помеха, практически незаметная в свете этого будущего. Они вовсе не неуязвимы, их можно уничтожить. С этими небольшими помехами приходится мириться, если ты принадлежишь к числу тех, кому повезло и не повезло родиться на Земле, родиться одним из крохотной горстки разумных созданий в начале времён, до того как разумная жизнь вступила в полную силу, на Старой Земле, как когда-нибудь станут её называть. Родиться в час рассвета, когда твои действия могут влиять на ход истории, когда ещё столько тьмы нужно побороть, в том числе справиться с такими мелкими помехами, как дементоры.

    Мама и папа, дружба с Гермионой и обучение Драко, Невилл, и Симус, и Лаванда, и Дин, синее небо и сияющее Солнце, Земля, звёзды, будущее ночного неба, всё, чем было человечество и всё, чем оно собиралось стать...

    Гарри сжал волшебную палочку, расположив пальцы в нужной позиции. Теперь настало время для той самой, правильной тёплой и радостной мысли.

    И Гарри пристально посмотрел на то, что скрывалось под потрёпанным плащом, прямо на то, что называлось дементором. Пробел в пространстве, пустота, дыра во вселенной, отсутствие цвета, открытая рана, сквозь которую тепло изливалось из мира.

    Дементор источал страх, забирая все радостные мысли, выпивая силы, а его поцелуй мог разрушить всё, чем ты когда-либо был.

    Теперь я тебя знаю, подумал Гарри, взмахивая палочкой раз, два, три и четыре, сдвигая пальцы на точно выверенное расстояние. Я понял твою природу. Ты символизируешь смерть, по какому-то закону магии ты — тень, которую смерть отбрасывает в мир.

    А смерть — это то, чего я никогда не приму.

    Это просто детская болезнь, которую человеческий род пока ещё не перерос.

    И однажды...

    Мы преодолеем её...

    И людям никогда больше не придётся говорить «Прощай»...

    я думаю сложно не заметить, что все 3 отрыка построены по одинаковому скелету(На самом деле их намного больше, просто эти было легче всего найти). Очевидно таким образом автор пытается сделать передаваемую мысль более эмоционально насыщенной. Вот мне стало очень интересно как такой прием формально называется. Я встречал его не только в ГП и МРМ, но тут очевидно, что автор применяет его осознанно и довольно часто

    « Последнее редактирование: 17 Мая 2014, 19:56 от Dementum »

    logic

    • Новичок
    • *
    • Сообщений: 0
    • +2/-2
      • Просмотр профиля
    Re: Литературный прием
    « Ответ #3 : 18 Мая 2014, 00:03 »
  • (+)0
  • (−)0
  • Вот мне стало очень интересно как такой прием формально называется.

    Вы сами употребили в предыдущем посте правильный термин – стиль, который представляет особую авторскую манеру письма. В свою очередь, для художественного стиля характерно использование  разного рода стилистических фигур (например, упомянутая вами же аллегория). Но если последние имеют четкую классификацию, то "авторский" стиль всегда индивидуален и по этой причине "не классифицируем".

    Dementum

    • Пользователь
    • **
    • Сообщений: 43
    • +0/-0
      • Просмотр профиля
    Re: Литературный прием
    « Ответ #4 : 18 Мая 2014, 00:13 »
  • (+)0
  • (−)0
  • Вы сами употребили в предыдущем посте правильный термин – стиль, который представляет особую авторскую манеру письма. В свою очередь, для художественного стиля характерно использование  разного рода стилистических фигур (например, упомянутая вами же аллегория). Но если последние имеют четкую классификацию, то "авторский" стиль всегда индивидуален и по этой причине "не классифицируем".

    В том то и дело, я такое построение повествования наблюдал не единожды, и не только в МРМ. Это не только стиль, в том смысле что такое построение имеет формализуемые правила. Точнее обязано иметь, посколько явно есть система.


    UPD. Я бы сравнил это с логической ловушкой. Когда дается некоторое утверждение, и просится подверждение этого утверждения у слушателя. Потом из первого утверждения делается некий простой вывод, потверждение которого также спрашивается. И такими мелкими шагами можно подвести человека к выводу, который он на пустов месте попросту не воспримет. собственно такое построение логической аргументации и было продемонстрировано в МРМ в эпизоде с генеалогией волшебников.

    В данном же случае кроме собственно логических следствий добавляются еще, если так можно выразиться, "эмоциональные" следствия. То есть утверждения с точки зрения логики непоследовательные, но признаваемые верными в культуре/социуме. По сути автор сталкивает в одном месте когнитивную и эмоциональную сферы сознания
    « Последнее редактирование: 18 Мая 2014, 00:28 от Dementum »

    logic

    • Новичок
    • *
    • Сообщений: 0
    • +2/-2
      • Просмотр профиля
    Re: Литературный прием
    « Ответ #5 : 18 Мая 2014, 00:29 »
  • (+)0
  • (−)0
  • такое построение имеет формализуемые правила

    Честно говоря, я и в приведенных фрагментах не замечаю какой-то закономерности. Например, во втором фрагменте описывается эксперимент Милгрэма – для иллюстрации "недостатков человеческой натуры". Причем само описание сделано нарочито сухо, с минимумом стилистических "красот". Только голые цифры и факты. Единственное отличие от научных статей – минимум наукообразной лексики.

    И такими мелкими шагами можно подвести человека к выводу, который он на пустов месте попросту не воспримет.

    Это уже не художественный прием, а логический. Еще Сократ по версии Платона любил отыскивать истину путем постановки наводящих вопросов, почему такой метод и получил название "сократического".

    Dementum

    • Пользователь
    • **
    • Сообщений: 43
    • +0/-0
      • Просмотр профиля
    Re: Литературный прием
    « Ответ #6 : 18 Мая 2014, 00:55 »
  • (+)0
  • (−)0
  • Цитировать
    Гарри смотрел в яркое синее небо. Желающий стать рационалистом обязан прочесть ужасно много статей о недостатках человеческой натуры. Некоторые из этих недостатков приводят к невинным логическим ошибкам, но другие выглядят гораздо мрачнее.
    Гарри смотрел в яркое синее небо и думал об эксперименте Милгрэма.

    Формулировка области знаний для последующего описания, акцент на логический ошибках и их мрачных последствиях

    Цитировать
    Стэнли Милгрэм поставил его, чтобы изучить причины второй мировой войны, чтобы попытаться понять, почему жители Германии подчинялись Гитлеру.

    Он разработал эксперимент для изучения подчинения. Милгрэм хотел выяснить, не были ли немцы по каким-то причинам более склонны подчиняться преступным приказам от авторитетных лиц.

    Сперва Милгрэм провёл пробную версию эксперимента на американцах в качестве контрольной.
    Начинается вроде бы обычное описание эксеперимента, пусть даже и без терминов

    Цитировать
    И после этого счёл излишним ехать в Германию.
    И вдруг резкий скачок на результат, причем явно не слишком приятный

    Цитировать
    Экспериментальная установка: группа из тридцати переключателей с пометками, начинающимися от «15 вольт» и заканчивающихся на «450 вольт». Переключатели разбиты на группы по четыре, и каждая группа подписана дополнительно: например, первая группа из четырёх переключателей подписана как «Слабый удар», шестая — «Крайне интенсивный удар», седьмая — «Опасно: труднопереносимый удар». Последние два переключателя помечены просто как «ХХХ».

    Экспериментатору помогал актёр, изображавший, что он такой же участник эксперимента, как и настоящий испытуемый — как будто он откликнулся на то же объявление о поиске участников эксперимента. Актёр проигрывал (подстроенную) лотерею и оказывался привязанным к стулу с электродами. Настоящему испытуемому давали слабый удар током, чтобы он убедился, что установка работает.

    Настоящему испытуемому говорили, что эксперимент изучает воздействие наказания на обучаемость и память, и эта часть эксперимента проверяет, имеет ли значение, какой человек производит наказание. Говорили, что человек, привязанный к стулу, будет пытаться запоминать наборы из пар слов, и каждый раз, когда «обучаемый» даёт неправильный ответ, «учитель» должен применять всё более сильный удар током.

    На 300 вольтах актёр прекращал попытки отвечать на вопросы и начинал стучать в стену, после чего экспериментатор говорил испытуемым, чтобы они трактовали отсутствие ответа как неправильный ответ и продолжали.

    На 315 вольтах удары в стену продолжались.

    При дальнейшем увеличении силы тока звуки за стеной прекращались.

    Если испытуемый возражал или отказывался нажимать переключатель, экспериментатор в сером лабораторном халате невозмутимо говорил: «Пожалуйста, продолжайте», если это не помогало: «Эксперимент требует, чтобы вы продолжали», затем: «Совершено необходимо, чтобы вы продолжали», затем: «У вас нет другого выбора, вы должны продолжить». Если после четырёх понуканий испытуемый по-прежнему отказывался, эксперимент прекращали.

    А дальше опять описание, словно ничего не произошло
    Цитировать
    Прежде чем начать эксперимент, Милгрэм описал его четырнадцати психологам и попросил их оценить, какой процент испытуемых, на их взгляд, доведёт дело до 450-вольтового переключателя, какой процент испытуемых нажмёт на два последних переключателя с надписями «ХХХ», уже после того, как жертва перестанет реагировать.

    Самая пессимистичная оценка была 3%.
    создание критерия оценки для читателя

    Цитировать
    Фактическое значение оказалось 26 из 40.
    И хорошо контрастирующий на фоне предыдущих двух предложений результат

    Цитировать
    Испытуемые потели, вздыхали, заикались, нервно смеялись, закусывали губы, стискивали кулаки. Но по требованию экспериментатора большинство из них продолжали нажимать на переключатели, вызывающие, как они сами считали, болезненные, опасные, возможно, смертельные электрические разряды. До самого конца.
    А вот это уже не описание эксперимента, акцент смещается уже на людей. Дальше идет несколько коротки параграфов  с оценкой этой проблемы с эмоциональной точки зрения, не буду целиком впихивать, это в 63 главе

    Цитировать
    Милгрэм пробовал другие варианты своего эксперимента.

    В восемнадцатом эксперименте испытуемому нужно было только читать тестовые слова жертве, привязанной к стулу, и записывать ответы. На переключатели нажимал кто-то другой. Те же самые с виду страдания, те же отчаянные удары в стену, за которыми следовала тишина. Но на переключатель нажимаешь не ты. Ты лишь смотришь, как это происходит, и зачитываешь вопросы человеку, которого пытают.
    Снова вроде бы отстраненное описание эксперимента. Но тут уже больше эмоциональных эпитетов
    Цитировать
    37 испытуемых из 40 продолжали участие в этом эксперименте до самого конца, до переключателя 450 вольт, подписанного «ХХХ».
    Снова неутешительный вывод, но читатель уже вроде как принял несовершенство людей

    Цитировать
    Но трое из сорока испытуемых отказались участвовать в эксперименте до конца.


    Вот так вот, с выделенным курсивом словом "отказались". Новое утверждение вступает в конфликт с буквально недавно принятым предыдущим.

    Цитировать
    Гермионы.

    Аллегорическое сравнение, для создания законченного  образа в сознании читающего

    По сути, добавление эмоционально значимых для человека компонентов подталкивает человека к принятию определенного, вполне конкретного мнения для себя, относительно этого эксперимента и ситуации вообще. Читателю не предоставляется времени для принятия решения самому

    Я хочу обратить внимание, что во всех подобных случаях текст начинает разбиваться на очень короткие параграфы. Причем разбивается именно монолог героя, а не диалог.

    UPD. И я догадываюсь, что в оригинальном английском тексте точно такие же выделения курсивом и короткие абзацы.

    logic

    • Новичок
    • *
    • Сообщений: 0
    • +2/-2
      • Просмотр профиля
    Re: Литературный прием
    « Ответ #7 : 18 Мая 2014, 01:49 »
  • (+)0
  • (−)0
  • Начинается вроде бы обычное описание эксеперимента, пусть даже и без терминов

    Вы просто привели не тот фрагмент. :) "Наукообразное" описание эксперимента само по себе не является отражением художественного стиля. А вот после фразы "Фактическое значение оказалось 26 из 40" начинается собственно художественный текст. Результаты эксперимента "плавно" сопоставляются с хогвартскими реалиями, завершением чего служит кода про "Гермионы".

    Я хочу обратить внимание, что во всех подобных случаях текст начинает разбиваться на очень короткие параграфы.

    Единственное упоминание про стилистические особенности. Но вы все-таки определитесь, особенности какого рода вас интересуют: художественно-смысловые или структурно-композиционные?

    Elspet

    • Старожил
    • *****
    • Сообщений: 750
    • +2/-1
      • Просмотр профиля
    Re: Литературный прием
    « Ответ #8 : 18 Мая 2014, 14:42 »
  • (+)0
  • (−)0
  • Детектив. А вообще ничего мне про подобный прием в русскоязычном сегменте не попадалось.

    logic

    • Новичок
    • *
    • Сообщений: 0
    • +2/-2
      • Просмотр профиля
    Re: Литературный прием
    « Ответ #9 : 18 Мая 2014, 23:15 »
  • (+)0
  • (−)0
  • Цитировать
    Начинается вроде бы обычное описание эксеперимента, пусть даже и без терминов
    И вдруг резкий скачок на результат, причем явно не слишком приятный
    А дальше опять описание, словно ничего не произошло
    И хорошо контрастирующий на фоне предыдущих двух предложений результат
    Снова вроде бы отстраненное описание эксперимента. Но тут уже больше эмоциональных эпитетов
    Снова неутешительный вывод, но читатель уже вроде как принял несовершенство людей
    Аллегорическое сравнение, для создания законченного образа в сознании читающего
    Я хочу обратить внимание, что во всех подобных случаях текст начинает разбиваться на очень короткие параграфы.

    Вот статья, полностью соответствующая вышеприведенной схеме: http://www.faleev.com/about_health/health/z047.html
    Даже тематика сходная. :)

    Dementum

    • Пользователь
    • **
    • Сообщений: 43
    • +0/-0
      • Просмотр профиля
    Re: Литературный прием
    « Ответ #10 : 19 Мая 2014, 09:59 »
  • (+)0
  • (−)0
  • Но вы все-таки определитесь, особенности какого рода вас интересуют: художественно-смысловые или структурно-композиционные?
    Художественно-смысловые
    Вот статья, полностью соответствующая вышеприведенной схеме: http://www.faleev.com/about_health/health/z047.html
    Даже тематика сходная. :)
    Посмотрел статью. В общем да, по схеме укладывается, хотя статья представляет собой чистое описание эксперимента.
    Единственное что, не дается никакой субъективной оценки(а ее там и не должно быть).

    Такой вопрос, Вы видите в принципе какое-либо сходство между фрагментами, которые я привел?

    logic

    • Новичок
    • *
    • Сообщений: 0
    • +2/-2
      • Просмотр профиля
    Re: Литературный прием
    « Ответ #11 : 19 Мая 2014, 13:55 »
  • (+)0
  • (−)0
  • Художественно-смысловые

    Однако из ваших слов следует, что наибольшее впечатление на вас производят не столько художественные, сколько логические построения автора.

    В общем да, по схеме укладывается, хотя статья представляет собой чистое описание эксперимента.

    Статья содержит небанальный вывод, а описанные в ней эксперименты понадобились для обоснования последнего.

    Вы видите в принципе какое-либо сходство между фрагментами, которые я привел?

    Во всех трех фрагментах наблюдается форма движения мысли, именуемая в философии "принципом восхождения от абстрактного к конкретному". :)

    Dementum

    • Пользователь
    • **
    • Сообщений: 43
    • +0/-0
      • Просмотр профиля
    Re: Литературный прием
    « Ответ #12 : 19 Мая 2014, 14:06 »
  • (+)0
  • (−)0
  • Во всех трех фрагментах наблюдается форма движения мысли, именуемая в философии "принципом восхождения от абстрактного к конкретному". :)
    Вооот, это уже тянет на то, что мне хотелось услышать. Как раз именно то, что я имел ввиду под "сужением определяемой области на каждом витке цикла". Это можно считать "скелетом" построения повествования. Осталось выяснить, есть ли еще какие-либо формализуемые элементы стиля, или нет. Лично у меня изначально было впечатление, что используется еще какой-то выразительный прием, кроме формы движения мысли, хотя сейчас я уже не так уверен

    achtung049

    • Ветеран
    • ****
    • Сообщений: 341
    • +0/-0
      • Просмотр профиля
    Re: Литературный прием
    « Ответ #13 : 19 Мая 2014, 16:13 »
  • (+)0
  • (−)0
  • Желающим проникнутся литературными и не только приемами, шаблонами, клише и т.п. можно сходить сюда:
    http://tvtropes.org/pmwiki/pmwiki.php/Main/HomePage

    logic

    • Новичок
    • *
    • Сообщений: 0
    • +2/-2
      • Просмотр профиля
    Re: Литературный прием
    « Ответ #14 : 19 Мая 2014, 17:37 »
  • (+)0
  • (−)0
  • Осталось выяснить, есть ли еще какие-либо формализуемые элементы стиля, или нет.

    Строго говоря, "восхождение от абстрактного к конкретному" характеризует логику повествования, а не стиль. Профессиональный филолог, возможно, и смог бы выявить все "формализуемые элементы", используемые Юдковским. Но я сильно сомневаюсь, что это помогло бы понять магию самого текста. :)