Просто это очень сложная для обсуждения тема. Даже просто прийти к единому мнению, что значит этот термин, задача не из легких.
Даже если свобода воли иллюзорна, то это не только очень устойчивая иллюзия, но и искусственно навязываемая обществом. Любая правоохранительная система предполагает, что дееспособная личность обязана нести ответственность за все совершенные ею поступки. А чтобы нести такую ответственность за свой личный выбор, необходимо являться причиной этого выбора.
Кажется очевидным, что свобода воли непосредственно связана с сознанием. Ведь чтобы совершить свободный выбор, для начала необходимо осознать его необходимость. К сожалению, сознание - еще более тонкая материя, чем свобода. И вдобавок оно открыто для внешних манипуляций, чем давно и небезуспешно пользуются создатели контекстной рекламы - для тех же гаджетов, например
![Улыбающийся :)](http://lesswrong.ru/forum/Smileys/default/smiley.gif)
.
Сейчас читаю последний роман Пелевина "Любовь к трем цукербринам", в названии которого слились имена Цукерберга и Брина, основателей Фейсбука и Гугла соответственно. Там описано общество, где все нынешние манипуляторские тенденции доведены до своего логического предела:
"Мы с рождения подключены к информационному потоку, который промывает наши мозги с таким напором, что там не способна появиться ни одна случайная мысль. Системе незачем читать мысли. Ей гораздо проще прокачать через твою голову мысль, которую ты примешь за свою – а потом, как бы в ответ на нее, прокачать рекламу, удивляющую своей уместностью. Если цукербрины рекламируют картофельное пюре, они сначала заставят тебя подумать о чем-то круглом. Потом прокачают мысль, что это похоже на картошку. А затем уже включат рекламу пюре..."
Впрочем, еще в "Матрице" Пифия говорила: "Выбор уже совершен, ты только находишь ему подходящее объяснение".