1
Общение / Re: Карма/Golden Rule с точки зрения рационалистов
« : 17 Июня 2017, 00:28 »Фундаментальная мысль консеквенциализма состоит в том, что бы оперировать результами, а не формальными критериями.Фундаментальная мысль консеквенциализма состоит в том, что оценивать поступки следует по их результатам, а не чему-то иному (например, списку правил, как в деонтологии или личности совершившего, как в этике добродетели*). Оценка по результатам, тем не менее, вполне может быть формализована. Функция полезности - это и есть как раз такая формализация.
*Запрашиваю помощь по этике добродетели, потому как понимаю её только в общих чертах.
Последовательный консеквенциалист не станет оценивать поступок по его результам, так как подобное разделение прямо опирается на формализм.Это ваше положение прямо вытекает из первого. Почему первое с моей т.з. неверно, указано выше. Опять же странно было бы рассуждать о подходящести консеквенциализма для ИИ, если бы консеквенциализм нельзя было формализовать.
Вместо этого, он будет давать такую оценку поступка, которая приведёт к лучшим последствиям. Грубо говоря, если вы применяете правило, разделяющее поступки на хорошие и плохие, то вы всё ещё мыслите форматом деонтологии, даже если подобное правило и сопоставляет поступки не с десятью заповедями, но с утилитарной функцией.1. Любой алгоритм оценки может быть представлен в виде формальной системы
2. Задача любой этики как таковой - разделять поступки как минимум на хорошие и плохие (а можно ещё на более хорошие и менее хорошие непрерывно и т.п.)
Последовательный консеквенциалист не опирается на то, как необходимо оценивать поступок с точки зрения, каких бы то ни было, правил. Вместо этого, он обязан постоянно спрашивать себя чего он добьётся той или иной оценкой. Интуитивно, должно быть понятно, что подобная линия поведения последовательного консеквенциалиста - непоследовательна.Какая картина сейчас у меня сложилась:
Есть деонтологист - он руководствуется постоянными правилами поведения вида:
"Следует одеваться только в зелёную одежду"
"Следует заключать брак только с верующими своей религии"
"Следует каждую пятницу сжигать кусок мяса"
Есть консеквенциалист классический он же непоследовательный консеквенцалист Skywrath'a
Он не руководствуется постоянными взятыми откуда-то правилами. Вместо этого, он оценивает состояние возможных миров по своей функции полезности и генерирует инструментальные ценности, цели и правила.
В идеальном случае он полностью рассчитывает всё каждый раз.
Для экономии времени и вычислительной мощности, консеквенциалист может аппроксимировать функции оценки часто встречающихся или редко меняющихся ситуаций и сохранить их или даже какие-то полученные результаты, став, таким образом, Rule-консеквенцалистом (их подвиды можно различать по настройкам аппроксимации и кеширования).
В предложенном sergeyr'ом вырожденном случае консеквенциалист один раз генерирует правила, а потом только исполняет их как деонтологист.
Есть последовательный консеквенциалист Skywrath'aОн имеет некую функцию полезности 2-го уровня, и по ней генерирует функцию полезности 1-го уровня, далее какое-то время ведя себя как предыдущий тип (в вырожденном случае постоянно).
Теперь в чём моё несогласие:
Преполагается, что последовательный консеквенциалист Skywrath'a умеет делать нечто, что не умеет делать классический - иметь второй уровень ФП и генерировать ФП первого уровня. Но при этом не учитывается, что ценности бывают терминальными и инструментальными. Инструментальные ценности классический консеквенциалист выводить умеет, более того Rule-консеквенцалист может наплодить аппроксимаций для каждого рода деятельности, внутри них - для каждой области и т.д., причём число уровней не ограничено. Поэтому в наличии отдельного выделения дополнительного класса "последовательный консеквенциалист Skywrath'a" нет никакой нужды.
Кроме этого, Skywrath, на мой взгляд, совершил ошибку, начиная считать с нижнего уровня ценностей, а не с верхнего. Вопрос о ценности результатов (в т.ч. и инструментальных ценностей) определяется по каким-то критериям. И с самого начала должны быть какие-то критерии - терминальные ценности.
И здесь мы приходим вот к чему:
Последовательный консеквенциалист не опирается на то, как необходимо оценивать поступок с точки зрения, каких бы то ни было, правил. Вместо этого, он обязан постоянно спрашивать себя чего он добьётся той или иной оценкой.Если понимать правила в узком смысле, то см. выше про генерацию инструментальных ценностей, если же понимать в широком, то вопрос "чего он добьётся той или иной оценкой" бессмысленен в отсутствии критериев, по которым будет оцениваться "чего он добьётся той или иной оценкой".
Интуитивно, должно быть понятно, что подобная линия поведения последовательного консеквенциалиста - непоследовательна. Самое банальное объяснение такому парадоксу в том, что последовательная этика работает с универсальными идеалами, то есть обращёнными в вечность, но консеквенциализм вынужден отталкивается от результов, которые существуют в пределах от настоящего до будущего. Поэтому, он не может быть последовательным в том смысле, в котором бывает последовательной деонтология.Деонтология вообще никуда не направлена. Это просто список правил. Идеальный деонтологист - это примитивный бот, не обладающий ни самосознанием, ни сознанием вообще. В него вшит (чем глубже, тем лучше, т.е. в идеале на уровне физических законов) некий неизменный предельно формальный список правил, и он исполняет его, совершенно не интересуясь состоянием окружающего мира и не задумываясь (т.к. это ему не нужно, соответственно частей для таких бесполезных занятий у него не будет).
Последовательность деонтологии может быть только в непротиворечивости конкретных реализаций. А её можно достичь только предельно чётко и формально задав каждое правило, что возможно только у бота. Никакой связи между правилами может не быть, т.к. они сами по себе терминальные, а не созданные для какой-то цели, как у консеквенциалиста.
И насчёт "универсальных идеалов" - если понимать их как терминальные ценности, то они есть и у деонтологиста (набор правил), и у консеквенциалиста (функция полезности). Есть же понимать их как некий объективный нравственный закон, то они существовать не могут, т.к. ценности по самой своей природе субъективны.
На самом базовом уровне, следовать значит обращать своё внимание в прошлое и это сложно сделать, когда ты оперируешь этической системой, которая всегда заглядывает в будущее.
Это не означает, что консеквенциализм нельзя формализовать без внутренних противоречий тем или иным образом. Скорее то, что последовательный консеквенциалист, как только та или иная формализация перестанет приносить пользу и достигать результатов, ожидаемо от неё откажется.Вот есть ИИ-консеквенциалист. Он может придумать сколько угодно инструментальных ценностей, но как он может отказаться от своей терминальной ФП? Относительно чего он будет оценивать вообще свои терминальные ценности, когда они терминальные (=введённые аксиоматически)?
При этом человеку может быть свойственно желание перепрограммировать свои потребности (статья на тему) из-за несогласованности модулей.
Конечно, я несколько упрощаю, но смысл в том, что консеквенциализм опирается не на честное следование, механическое исполнение и прочие выбитые в граните принципы.Консеквенциалист не может быть настолько примитивным, как идеальный деонтологист, если вы об этом, т.к. ему надо оценивать состояние реальности и сравнивать результаты.
Но если рассматривать субъектов как автоматы, то любого консеквенциалиста можно разложить на деонтологические блоки, вплоть до элементарных частиц/квантов/etc. Собственно сам механизм, обеспечивающий выполнение физических законов вселенной (ничего, что я так поэтически выражаюсь?), можно представить в виде абсолютного, или даже мультиверсного, деонтологиста.