Просмотр сообщений - Pony

Просмотр сообщений

В этом разделе можно просмотреть все сообщения, сделанные этим пользователем.


Сообщения - Pony

Страницы: 1 ... 7 8 [9]
121
fil0sof, интригуете.  ;) Чего именно я не поняла про ответственность?
Alaric, так мы, вроде, тут о не о том, нужна или не нужна религия, а о том, как и за счет чего она влияет на поведение индивида. Есть разные способы решать одну и ту же задачу. Кто-то ходит в церковь, кто-то к психологу, кто-то сам следит за порядком в черепной коробке, кто-то не следит, и считает это проявлением яркой индивидуальности... Опять же, верующий человек запросто может понимать, что в Писании написаны правильные и мудрые вещи. Каким образом это может препятствовать религиозной вере? Разумеется, если человек ходит в церковь только за этим - он вряд ли верующий. Но почему - только? Я в своей простыне старалась ограничиться только влиянием на поведение - потому что топикстартер именно так сформулировал тему. Но это не значит, что религия исключительно в этом и состоит.
К тому же, почему речь обязательно про "нужна"? Может, кому-нибудь просто нравится. Это сродни вопросу "а зачем тебе нужна кошка, у тебя ж мышей нет, а если появятся - на то СЭС есть". А низачем не нужна кошка - просто нравится. Кому кошка, кому собака, а у меня вот вообще лошадь, хотя я и огород не пашу, и езжу на троллейбусе... Зачем мне из практических соображений лошадь? Да низачем. Нравится, и всё.
Кроме того, очень много мудрых и прекрасных людей, до которых мне и в прыжке не дотянуться, верили (и верят) в бога. И я очень далека от идеи считать их "дураками какими-то" или "слабаками, которые не справляются с жизьню". Я вполне допускаю мысль, что это я чего-то не догоняю, а не они.
P.S.
"А вера наша - в Ежа, ибо Истина - колюча!"

122
Надо же, в этой теме никто пока не обратился к той самой псевдоцитате из "Братьев Карамазовых" - "если бога нет, то всё позволено!" или к Данинскому "дьявольщина, хотя бога и нет, но всем нам, современникам безбожия, не то что не "всё позволено", а позволено так мало, точно дюжина действующих вовсю богов удерживает нас от своеволия!" Ну буду тогда первой, угу.
Вот это по-моему вопрос того, отчего человек не украл кошелек. Оттого что боится наказания (со стороны высших сил или милиции) или оттого, что считает, что воровать дурно (по соображениям заповедей или по соображениям светской морали). То есть, разницы больше будет в мотивах, а не в поступках.
Что касается непосредственного влияния религии на поведение. В целом и "в среднем по больнице", по моим личным наблюдениям вера снижает тревожность и помогает сгладить страх потери контроля. Ну вот сидишь ты в самолете, да? И ничего не можешь сделать для того, чтобы полет прошел нормально. Ни-че-го. И даже если вручить тебе контроль над ситуацией (посадить за штурвал), лучше не станет. А вот верующему человеку проще: он взял и помолился. И чувствует, что неким образом на ситуацию этим повлиял. Кстати, какая-то, швейцарская по-моему, авиакомпания ставила эксперимент: на спинки сидений, над столиком, смонтировали простенькое реле в двумя лампочками и кнопкой. И при входе в зону турбулентности представитель экипажа с самыми крепкими нервами серьезным голосом сообщал: мол, сели, пристегнулись, следим за лампочками. Как только загорается красная, давим на кнопку, это помогает стабилизировать самолету гироскопы. Тревожность у пассажиров заметно упала: людям дали иллюзию контроля. Касаемо религии, она дает еще снижение страха смерти, чувство принадлежности к группе, чувство защищенности (кто-то большой и добрый меня любит).
Ну и вообще если отвечься от всякой мистики, то куча христианских установок на самом деле - очень здравые и логичные правила психогигиены. Вот респект и уважуха людям, которые до всего этого дошли чисто эмпирическим путем, вообще не имея знаний о том, как работает психика. Зачем молиться боженьке, чтоб он спас, с учетом того, что он тут главный и сам всё это натворил? А затем, чтобы человек не цапал себе ответственность там, где он ее не может. Молитва не предполагает, что надо сесть на попу ровно и перестать что-то делать. Ты делаешь. В доступной тебе области и границах. Но когда ситуация (целиком или какими-то частями) за эту область выходит - надо снять с себя ответственность. Иначе психика начнет саморазрушаться. Когда молишься за кого-то - отращиваешь определенные социальные навыки, учишься сопереживанию, например. И вообще, желать кому-то постороннему добра, думать хорошие мысли - это полезно. И не зря среди смертных грехов есть один, который не действие и не побуждение, а эмоция: уныние. Это самая деструктивная и разрушительная эмоция, запрещать ее - тоже психогигиена. Санация мозговых извилин. И всякие словеса про то, что, мол, кто любит родителей или детей больше, чем бога - тот козел, это она же. Это прямой запрет на самореализацию через другого человека. Правильный запрет - потому что такая самореализация разрушительна для обеих сторон. Так что существанная часть всяких христианских штук - это уложенные вот в такую форму правила поддержания психики в здоровом работоспособном состоянии. Другой вопрос, что пользоваться ими неправильно, так, что всё это будет причинять человеку и окружающим не пользу, а вред, тоже можно. Есть даже термин такой: токсическая вера.
 И вот тут уже начинаются всякие чудеса на виражах, регрессия когнитивных процессов, пассивность (я ритуалы справляю, свою часть договора выполняю, а теперь пусть боженька выполняет свою работу и делает мне красиво), агрессия, попытки вступить с богом в товарно-денежные отношения: вот я тебе свечку поставил, триста раз "отче наш" прочел и еще на благотворительность полштуки отвалил, а ты мне теперь за это ништячков отсыпь. А почему это у соседа Васи ништячков больше?! Ну, на бога-то за Васины ништячки роптать стрёмно, а ну как рассердится? Поэтому агрессию направим на Васю, и припишем его ништячки темным силам. Которым Вася продался, да-да. Ату его! Ну и куча еще всего-разного. В целом люди с токсической верой пассивны в отношении собственной жизни, агрессивны и нетерпимы к окружающим, сильно убеждены в собственной исключительности, склонны к архаическим методам мышления, и крайне меркантильны в своих отношениях со всевышним. Нормальные священнослужители (любых религий) прекрасно знают об этом феномене (он не вчера и даже не тыщу лет назад появился) и всячески с этим борются. Нечистые на руку - поддерживают и используют, потому что людей с токсической верой довольно легко контролировать и ими управлять. Многие неофиты проходят через определенные ловушки токсической веры, но нормальные священники их вышибают оттуда здоровенными пинищами.
Фактически, токсическая вера - это попытка "продать душу" богу вместо чёрта и обменять соблюдение определенных ритуалов и совершение определенных действий на услуги с его стороны. Почему часто кажется, что вот эти все красоты и чудеса - принадлежность религиозного мировоззрения? А потому, что ожидать плюшек с маком от бога еще туда-сюда как-то можно, а вот ожидать плюшек от Большого Взрыва как-то уж совсем странно. И если в человеке вот это вот есть, он скорее в храме будет искать подходящий автомат по раздаче выпечки.
Ну а что касается того же шариата - я думаю, это скорее не к области религии относится, а к области культурологии. Это больше социальный феномен. Ну вот тот же Северный Кавказ. Они мусульмане, а живут в основном не по шариату, а по адатам.

Страницы: 1 ... 7 8 [9]