iren_doroshenko, только сейчас заметила, что мое предыдущее сообщение отправилось в обкусанном состоянии. Дублирую откушенный хвост.
под головой я понимаю, черепную коробку в которой происходят те или иные процессы, заставляющие организм так или иначе действовать
Отлично. Но со своими лекциями Вы можете обратиться только к очень малой части этой черепной коробки, полагаю, что к дорсальной префронтальной коре больших полушарий. А там, в черепной коробке, еще очень много всего - разного и по большей части склонного Вас послать лесом. Или просто недоступного для воздействия с Вашей стороны. Хуже того, недоступного даже для контроля со стороны высших психических функций собственника черепной коробки.
Итак, какое поведение будет приемлемым для рационалиста при взаимодействии с иррациональными особами?
1. Попытаться понять, как и с какими целями я оказался в этой ситуации. Что именно мне нужно сделать, чтобы добиться своих целей с наименьшими затратами и негативными последствиями. Произвести данный набор действий.
2. Помнить, что свобода совести гарантирована ст. 28 Конституции РФ, конституция - это основной закон государства, а бороться за отмену ст. 28 - по меньшей мере нерационально. Вспоминать об этом каждый раз, когда приходит в голову мысль "
Я не согласна, что каждый волен исповедовать глупость любого порядка" Волен. Это право гарантировано конституцией. Поэтому при любом взаимодействии с кем угодно, сколь угодно иррациональным, стоит начать с того, чтобы уважать его убеждения. Если совсем не выходит (с некоторыми убеждениями это очень сложно), ограничиться тем, чтобы уважать его право на убеждения, не совпадающие с Вашими. Есть даже тут не склалось - уважать конституцию.
3. Сесть и проанализировать собственные эмоции. То есть, сначала распознать и назвать, потом проанализировать. Потом подумать: а как так вышло? Почему моя эмоциональная стабильность зависит даже не от поступков, а от мыслей третьих лиц, в т.ч. совершенно посторонних? Вот баб-Катя на рынке никогда не обвешивает и отсчитывает сдачу до копеечки потому что верит, что воровать - грешно и боженька накажет. Почему я чувствую вину перед баб-Катей? Почему меня люто бесят другие покупатели, которые не борются с религиозным дурманом в старушкиной голове? Не надо ли что-то предпринять по этому поводу? Нерационально позволять эмоциям влиять на поступки и принятие решений. А в ситуации "если я этого не сделаю, то буду чувствовать себя виноватой" - извините, но поведение эмоционально зависимо.
А вот разобравшись с эмоциями и с вопросом, кто тут вообще рулит, префронтальная кора или лимбическая система, можно переходить к следующему этапу.
"Я хочу... для того, чтобы... меня устроит в качестве результата... я могу уделить этому столько-то..." Прикинули, посчитали, оценили наличные способы, выбрали из тех, что доступны, такие, у которых максимальный КПД на единицу затраченного ресурса. По моим расчетам выходит, что приставать к баб-Кате на рынке - крайне малопродуктивное занятие. Те же самые ресурсы можно потратить намного более эффективно.
Максимальный КПД достигается, когда имеется запрос. То есть, к нам пришли и спросили: а как?.. а почему?.. а зачем?.. Тут есть два пути: ориентироваться на "свободно плавающий запрос" и писать, к примеру, статьи - благо в площадках недостатка нет, если только Вы не хотите за свою работу денег. Второй, несколько более затратный путь - формировать запрос. Либо на основе личного примера, либо с помощью креатива, привязывая свой месседж к теме, на которую запрос уже есть, начиная с развлекательного формата и т.д.
Необходимо и достаточно пытаться влиять, не на убеждения, а на способ мышления. Только и исключительно. Ну там рациональность всякая, ложные аргументы, когнитивные ошибки и вот это вот всё (с ошибками - аккуратнее). Если у человека изменится образ мышления, убеждения скорректируются сами собой. Если не скорректируются - то с максимальной вероятностью это не убеждения, а защиты. Оставьте их в покое.
Главное, можно добиваться своих целей по искоренению иррациональности вообще в качестве побочного эффекта. ))) И это, по-моему, оптимально. Действуем рационально. Получаем годный результат. Повышаем свою рациональность. Получаем еще более годный результат. Чуточку вкладываем в пиар своего годного результата. Получаем окружающих с мыслями: "вау, я тоже так хочу!"И вот уже за нами ходят с блокнотиком, записывают наши мудрые речения, а, возможно, еще и денег нам плотют. )))
Но главное, абсолютно необходимое условие - не залезать на табуретку и не вещать сверху вниз, с позиции человека, который лучше, умнее, и всяко круче. Вот это - практически гарантия обратного результата. Извините, но Вы нет-нет, а сворачиваете к этому подходу. Что значит, Вы будете "чувствовать вину" еще не сделали хотя бы попытку изменить убеждения Марьванны? По какой причине Вы ни с того ни с сего взяли на себя ответственность за содержимое ее головы? Брать на себя ответственность (которую до кучи Вам еще и не предлагал никто) можно только за того, кого Вы не считаете способным отвечать за себя самостоятельно. Взрослый - за ребенка, опекун - за недееспособного и т.д. "Чувствуя вину" за чьи-то там убеждения, Вы автоматом ставите себя на ступеньку выше своего визави. В позицию опекуна - которую Вам никто не предлагал.
Обратите внимание, что бы там у гражданина в голове ни происходило, хоть он чертей ловит, хоть инопланетян в летающей тарелке без закуски - любое вмешательство без прямой просьбы с его стороны - это дело суда. И только суда. И только в ситуациях когда его поведение угрожает окружающим (причем в части, касающейся как правило УК, а не ГК и не КоАП), ему самому или он не способен себя обслуживать и существовать без посторонней помощи. Других причин для недобровольного вмешательства не предполагается.
Вот поэтому я и не делаю попыток перевоспитывать окружающих по собственной инициативе. Даже если я не могу уважать их убеждения, я стараюсь уважать самих людей. Если даже это мне оказывается не под силу - я уважаю их права и уважаю закон (по крайности - хотя бы этот, поскольку согласна с его абсолютной необходимостью).
Теперь про Ваш ответ на вопрос. Вот смотрите, что Вы пишете после "нормальная у меня будет реакция". Дальше Вы пишете: "интересна будет степень ошибочности", "интересно, с какого места разубеждать", "собака лает, караван идет"... Это Вы описываете
снисходительное отношение. Так можно ребенка слушать. Сверху вниз. Прикидывая в процессе, что тут надо объяснить и подправить.
Ну и опять же, речь о безобидной приставалке, которая Вас, с Вашей жизнью и убеждениями, никак не задевает. А если заденет? А если это будет не про бедных котиков, а "предназначение женщины - семья и дети", "тебе уже давно пора рожать" (с вариациями "рожать второго\третьего", а потом сразу без перехода "многодетные - тупые размноженцы", да), "нормальный мужик не может зарабатывать меньше ххх", или еще что-то, что задевает лично Вас? А, трогая чужие убеждения, Вы всегда рискуете задеть лично человека.
Добавлено 29 Сентября 2017, 12:21:a_konst, можно я теперь вернусь началу?
Иногда трудно определить место, где заканчиваются абстрактные убеждения и начинаются конкретные действия.
Или все-таки где проходит граница между убеждениями и отсутствием воспитания (нарушением социальных норм) или нарушением официальных норм (законов)?
Исходя из каких-то нерациональных убеждений, человек может делать что-то плохое (например, кого-то оскорблять или дискриминировать), может делать что-то хорошее (например баба Катя на рынке никогда не обвешивает, потому что верит в бога и считает, что обманывать грешно) или может не делать ничего. Насколько сильно Вас будут задевать убеждения бабы Кати и Ваши идеологические расхождения с последней?..
И даже если это близкая (как минимум - территориально) баба Катя, и она слегонца достала Вас своими проповедями. Стоит к ней приставать и бороться с религиозным дурманом в ейной голове? Зачем? Чтобы что? Чтобы она перестала меня доставать и мне стало комфортно? А бабе Кате будет больно. Она ж не просто так в бога верит. Мож она смерти боится, ей спокойней верить в рай. Мож ей худо от мысли, что никогда, никакими силами не встретить больше умерших родных и близких - а религия дает надежду. Мож вера ей дает коллектив людей, которых она ощущает как "своих", и ей не так одиноко?.. В конце концов, от бабы Кати можно дистанцироваться, можно ее игнорить, можно пресекать разговоры на религиозную тему и как-то поберечь себя от ее домогательств. Но разубеждать?.. Пусть старушке будет худо, зато Истина восторжествует?.. Ведь нет же?
Значит, граница проходит даже не по действиям, а по причинению вреда. И как-то взвешивается степень воздействия при пресечении со степенью дискомфорта от того, что мы хотим пресечь.
Если человек никак не проявляет свои убеждения на практике? Ни в вербальной, ни в невербальной форме? А просто сидит и считает. В уме. Это - его право?
А если человек творит добро на почве нерациональных убеждений?
А если человек творит добро на невротической почве (например, социального невроза какого-то)?
А если на основе рациональных убеждений человек причиняет вред?..
Вот мне кажется, что граница - по причинению вреда себе или другим (например, социальный невроз хорошо бы вылечить, сколько бы ништяков он ни приносил окружающим). Всё остальное - вопрос свободы совести. И если залезть в эту область с регуляцией, будут очень-очень плохие последствия.