В контексте же данной темы мне хочется сказать, что, во-первых, следует пояснить, что значит "рационально поступает государство"? Достигает своих целей?
Разумеется, это фигура речи. Все государственные решения принимаются конкретными людьми, которые в данном случае руководствуются не личными, а государственными интересами.
Но есть тут одна тонкость, заключающаяся в том, что на межгосударственном уровне царит жесткая иерархия. И проводить относительно самостоятельную политику способны лишь государства, занимающие верхние этажи иерархической пирамиды.
На самом верху находится государство-гегемон (США). Его цель – превратить все остальные государства в своих вассалов, послушно исполняющих его волю.
Далее идут государства-субгегемоны (в первую очередь – страны-лидеры ЕС, Россия и Китай), претендующие на роль гегемона, но пока не рискующие бросить нынешнему гегемону открытый вызов. Для них возможна следующая стратегия: либо вступить с гегемоном в союз, либо объединиться против него с другими государствами (как вариант – объединиться между собой).
Гегемон на малейшие признаки непокорности также может реагировать по-разному: либо лично разбомбить непокорное государство, либо натравить на него своих вассалов (как вариант – натравить на непокорного субгегемона другого субгегемона).
Остальные же государства вынуждены лавировать между политическими тяжеловесами, принося в жертву собственные интересы ради выполнения "вассального долга".
Вот это и есть real politik – ни малейшей морали, один лишь чистый утилитаризм! Аналогичным образом ведут себя приматы в борьбе за место во внутристайной иерархии.
Пример Украины здесь весьма показателен. После распада Советского Союза она в качестве
лимитрофа двадцать с лишним лет лавировала между Россией и ЕС, играя на противоречиях между субгегемонами (достаточно вспомнить "газовые войны"). Лавировала, лавировала, да не вылавировала.
Все хорошее когда-нибудь заканчивается, и на фоне усиления общей политической напряженности оба субгегемона потребовали от Украины определиться, против кого она собирается дружить. Вариантов, из которых та могла выбирать, было немного:
1. Войти в союз с Россией, усилив ее позиции.
2. Войти в ЕС, усилив его позиции.
3. Спровоцировать конфликт между Россией и ЕС, усилив позиции США.
Поскольку больше всего торговых, промышленных и культурных связей Украина имела именно с Россией, то выбор первого варианта – самый рациональный.
Второй вариант с большой вероятностью приводил Украину к экономической катастрофе из-за тотальной деиндустриализации (даже флагманы украинской индустрии не соответствуют стандартам ЕС, а их продукция не нужна Европе от слова "совсем"). Превращение в бедную аграрную страну типа
Болгарии в этом случае следовало почитать за счастье.
Третий вариант означал для Украины смерть.
Как известно (для меня, по крайней мере) после государственного переворота Украина стала вассалом США. И с этого момента ее судьба была предопределена...
Но кто такое государство и совместимы ли его цели с целями его граждан?
Последний вопрос требует отдельной темы.