Вот смотрите, три цитаты:
общественная психология так устроена что фальсификации фактов прямо противоречат распространению рационализма.(По крайней мере при текущем уровне науки.)
А вот рационализм пропагандируемый Юдковским я воспринимаю(возможно неправильно) именно как попытку запустить самовоспроизводящийся мем. Этот мем представляет из себя набор культурных правил - самоограничений на образ мышления и способы передачи информации. И если вы начинаете обманывать и подтасовывать факты, то вы просто перестаёте быть носителем этого мема.
Если на кону стоит миллион долларов и для его приобретения я буду подтасовывать факты, то это будет рациональный поступок с точки зрения личного обогащения, но нерациональный с точки зрения распространения рациональности.
Это три раза когда вы бездоказательно утверждаете, что нарушение каких-то там правил, мешает распространению рациональности. Я подчеркну: бездоказательно. Вы может верить в то, что вы глаголете истину, можете не верить. Вы можете даже верить, и не понимать при этом, что это чистая вера, не подкреплённая ничем. Но в любом случае -- это попытка убедить оппонента посредством многократного повтора утверждения. Это, по-моему, вы же сами должны классифицировать как нечестный приём.
Вы будете оправдывать себя что обманываете ради передачи знания другим, но вы будете как христиане которые решили что можно нарушать заповеди ради распространения христианства. Христианство в итоге завоевало полмира, но от учения христа там осталось только название.
Что вы хотите сказать, проводя эту аналогию? Вы зацепились за эту аналогию меня с РПЦ, теперь перешли к христианам вообще. Зачем? Чтобы тень злодеяний христиан упала на меня?
На всякий случай я отвечу по существу: у меня нет заповедей. Я говорил об этом выше. У меня нет заповедей и, поэтому, нет шансов их нарушить. Поэтому сравнивать меня с нарушающими собственные заповеди христианами совершенно бесполезно.Но я к чему. Уже пару-тройку раундов я наблюдаю ваши попытки нечестными приёмами что-то мне втолковать. Вы надеетесь, что когда вам это не удастся, вы сможете сказать "смотри!", мол, вот "я использовал нечестные приёмы, мне это не помогло", так что ли? Но, если так, вы подумайте:
чему именно не помогло? Не помогло убедить меня? Или не помогло распространению рациональности?
А что вы понимаете под рациональностью?
Потому что "рациональность вообще" - это просто обычная холодная логика позволяющая максимизировать выгоду. С этой точки зрения и Путин рационален, и Патриарх Кирилл рационален, и гопник отбирающий мобильник рационален, и те кто сбрасывал бомбу на хиросиму рациональны, даже Ким Чен Ын рационален.
Вы сейчас опять берёте "выгоду", и сводите её к
тактической выгоде. Но я
настаиваю на том, что в любой "выгоде", в любом "результате", стратегические последствия неотделимы от тактических.
Парадокс Ньюкома на то и парадокс что специально составлен чтобы заводить в тупик.
Парадокс Ньюкомба
выводит из тупика. Welcome to Timeless Decision Theory! Парадокс Ньюкомба разрешим в рамках безвременной теории принятия решений. Кстати, если Юдковский для вас авторитет, то он как раз с большим энтузиазмом рассуждает об этом. Ещё он в ГПиМРМ очень восторженно рисовал причинно-следственные связи из будущего в прошлое и, как я подозреваю, как раз поэтому.
Мы же говорим о другом.
- если ваша цель номинально победить в споре, то вы должны обманывать и подтасовывать факты.
- если ваша цель быть рационалистом, то вы должны вести дискуссию рационально, вплоть до того чтобы признать неправоту своей позиции если факты на то укажут.
Мне как правило плевать на цель "победить в споре". Да, в том числе и в этом.
У меня нет цели быть рационалистом. У меня есть цель -- максимизация эффективности. "Быть рационалистом" -- это неизбежное следствие. Ну, если конечно "рациональность", как набор методов и методик, построена достаточно удачно.
Вам плевать. А вот им не плевать - они смотрят на вас как на источник информации. Они верифицируют передаваемые вами данные и если вы их обманываете, то будут воспринимать данные по другому.
Да, они будут воспринимать по другому. Но это хорошо или плохо?
Вот вы читаете книгу "Как избегать обманов и манипуляций", а потом в первой же главе обнаруживаете что автор использует манипулятивный приём чтобы запутать читателя. Что вы подумаете о дальнейшем содержимом книги? Станете ли вы воспринимать эту книгу как действительно полезный гайд по защите от манипуляций?
Не знаю. Всё зависит от контекста.
1. Я могу счесть автора идиотом, потому что он использовал настолько тупой приём, что я раскусил его влёт.
2. Я могу рассмотреть это как комплимент: я ведь разгадал манипулятивный приём? Значит я отличаюсь умом и сообразительностью?
3. Я могу подумать, что автор намеренно использовал этот приём так, чтобы читатель разгадал этот приём. Чтобы почувствовал на себе. И в таком случае, я вероятно буду относиться положительно к подобной манипуляции.
4. Ну и да, наконец, я могу подумать что автору сказать нечего, и поэтому он пытается создать у меня обманом впечатление, что он сказал что-то полезное. В таком случае я не буду читать книгу дальше.
Или ещё хуже - если вы читаете книгу "Как избегать обманов и манипуляций" и не можете заметить ни единых признаков манипуляций, хотя они там есть. Будет ли такая книга полезным гайдом по защите от манипуляций? Человек прочитавший такую книгу станет более защищённым от манипуляций?
Не знаю. Учебники можно писать очень по разному. Если эти манипуляции приведут к такой модификации паттернов моего поведения, что мною станет сложнее манипулировать, то да, такая книга будет полезным гайдом. Хотя, слово "гайд" может быть, не очень уместно для такого способа воздействия, но всё же...
Я постоянно лгу в вопросах никак не касающихся распространения рационализма.
В вопросах распространения рационализма я строго стараюсь не лгать.
А я равно стараюсь не врать в любом случае. Но я не пытаюсь возвести это в правило. Правило -- это эвристика, а эвристика ошибается.