Посмотрел
лекцию Аргонова, посвященную проблеме целостности сознания. На 49-й минуте он упоминает одно из "парадоксальных" решений этой проблемы, "которое разделяет огромное количество людей, в том числе много юдковцев грешны этим делом" -
элиминативизм.
Одним из самых известных элиминативистов является философ Дэниел Деннет, считающий само сознание иллюзией. С его точки зрения между людьми и "философскими зомби" вообще нет никаких различий. Ведь сознания, которого якобы лишены зомби, просто не существует, а в том смысле, в каком оно существует, зомби обладают им. Буквальная цитата: "Возможны ли зомби? Они не только возможны, они действительны. Все мы зомби".
Естественно, реальность квалиа Деннет также отрицает. Он исходит из того, что осознанные состояния непосредственно связаны с вербальными отчетами: если я осознаю нечто, то могу о нем сказать. Все это дает основание интерпретировать квалиа как вербальные конструкции. При таком подходе проблема зомби выглядит следующим образом.
Из-за недостатка знаний о механизмах своего собственного функционирования система мозга, ответственная за внутренний мониторинг, воспринимает всю получаемую информацию вне какой-либо связи с более низкоуровневыми процессами в мозге. Сама же эта информация рассматривается как нечто качественно отличное от генерирующих ее нейронных сетей. Человек в подобном состоянии полагает, что обладает особым внутренним миром, в принципе не наблюдаемым другими, для описания которого и вводится понятие квалиа. Однако при расширении его знаний о собственном мозге человек начинает понимать, как именно низкоуровневые процессы связаны с интегральными состояниями мозга, фиксируемыми системой мониторинга. И хотя такое понимание тоже реализуется в виде неких "ментальных образов" (т.е. полного устранения иллюзии квалиа не происходит), но теперь он может уверенно утверждать, что это именно иллюзия.
Если приведенное рассуждение корректно, то различие между людьми и зомби полностью исчезает. Ведь зомби, по определению являясь точными физическими и поведенческими дубликатами обычных людей, будут генерировать у себя ту же самую иллюзию наличия у них квалитативных состояний. Точнее, они будут говорить, что у них есть особые внутренние состояния, кажущиеся отличными от физических состояний их мозга. Но если наши собственные квалитативные состояния действительно сконструированы высказываниями о них, то мы ничем не отличаемся от вышеописанных зомби.
В связи с этим возникает вопрос, а насколько сам Юдковский разделяет такой подход? Я пока вижу лишь одно косвенное подтверждение, что взгляды Деннета близки Юдковскому. Он неоднократно ссылается на книги Хофштадтера, который мало того, что является другом Деннета, так еще и высказывает те же идеи (только в более метафоричном виде).