121
Рациональность / Re: Рациональность, религия и реальные действия
« : 27 Ноября 2015, 04:49 »
Небольшое мое свидетельство. (По идее это больше относится к общей теме про религию, но эта как-то конструктивнее и менее зафлужена.)
Я обратился в христианство из полуабстрактной нью-эйджерской духовности в 2008 году и впоследствии очень сильно привязался к религии психологически с пиком в 2012 году (на самом деле, я был кандидатом для вступления в монашеский орден!), в дальнейшем мои религиозные чувства охлаждались и либерализировались. Относительно недавно я перетряхнул и отрефлексировал свои мысли и отношение к этому вопросу и понял, что это была рационализация, а я на самом деле уже давно не верю ни во что религиозное. Сейчас я в процессе написания большого текста по этому поводу, он готов процентов на 80, и когда я его закончу, думаю повесить ссылку здесь.
Возможно, исторически некоторые религии сыграли прогрессивную роль, хотя я сильно подозреваю, что мои оценки в этом вопросе подвержены искажениям, но я уверен, что сейчас любой вид религии играет скорее негативную роль во многих отношениях. Анализируя всё случившееся постфактум, я наблюдаю определенные психологические изменения в себе (начавшиеся раньше христианства, когда я стал увлекаться нью-эйжем, христианство скорее дополнило шаблон), которые никак не могу назвать здоровыми и полезными.
Практически это было примерно следующее:
- взгляд изнутри фрейма, в котором мир управляется Богом на макроуровне, в котором вообще есть какой-то онтологический макроуровень,
- то, что называется молитвенной практикой и борьбой с грехами, всё вот это,
- имплицитная идея моральной ответственности за дескриптивные убеждения и добродетельности веры / ущербности скептицизма,
- ощущение разделенности убеждений, проверяемых эмпирически, и тех, которые лежали как бы отдельно и разрешали (в рамках догматики) произвольное конструирование, но при этом воспринимались как более реальные,
- сама идея, что нормально и должно быть так, как в предыдущем пункте,
- инвестирование эмоций в воображаемые вещи, эскапизм, определенное презрение к реальным.
Всё это не было глубоко сознательным (и по меркам религиозной среды я был весьма либеральным и скептичным), и сейчас я вижу, что всегда был двоемыслен. Но также сейчас я вижу, насколько глубоко эти вещи владели мной и держали меня, сколько эмоций и сил съели (притом что, опять же, по религиозным меркам моя вера не была особо эмоциональной). Пожалуй, я затруднюсь описать всё, чем плоха замеченная мной у себя религиозная психология, по крайней мере вкратце (и даже в том тексте, который я пишу, этого будет меньше, чем стоило бы; в конце концов, я недостаточно разбираюсь в психологии), но если спросить, насколько плоха, я отвечу: достаточно. Не курите эту траву, если можете. (И, да, если уж что запрещать пропагандировать детям, так не ЛГБТ и иже с ними, а вот всяческую религию, оккультизм, нью-эйдж и духовность. Впрочем, я не думаю, что юридические запреты будут хороши.)
Разумеется, мне не только психологические моменты в религии не нравятся. Но, пожалуй, из практических следствий это наиболее заметные по крайней мере для меня.
Я обратился в христианство из полуабстрактной нью-эйджерской духовности в 2008 году и впоследствии очень сильно привязался к религии психологически с пиком в 2012 году (на самом деле, я был кандидатом для вступления в монашеский орден!), в дальнейшем мои религиозные чувства охлаждались и либерализировались. Относительно недавно я перетряхнул и отрефлексировал свои мысли и отношение к этому вопросу и понял, что это была рационализация, а я на самом деле уже давно не верю ни во что религиозное. Сейчас я в процессе написания большого текста по этому поводу, он готов процентов на 80, и когда я его закончу, думаю повесить ссылку здесь.
Возможно, исторически некоторые религии сыграли прогрессивную роль, хотя я сильно подозреваю, что мои оценки в этом вопросе подвержены искажениям, но я уверен, что сейчас любой вид религии играет скорее негативную роль во многих отношениях. Анализируя всё случившееся постфактум, я наблюдаю определенные психологические изменения в себе (начавшиеся раньше христианства, когда я стал увлекаться нью-эйжем, христианство скорее дополнило шаблон), которые никак не могу назвать здоровыми и полезными.
Практически это было примерно следующее:
- взгляд изнутри фрейма, в котором мир управляется Богом на макроуровне, в котором вообще есть какой-то онтологический макроуровень,
- то, что называется молитвенной практикой и борьбой с грехами, всё вот это,
- имплицитная идея моральной ответственности за дескриптивные убеждения и добродетельности веры / ущербности скептицизма,
- ощущение разделенности убеждений, проверяемых эмпирически, и тех, которые лежали как бы отдельно и разрешали (в рамках догматики) произвольное конструирование, но при этом воспринимались как более реальные,
- сама идея, что нормально и должно быть так, как в предыдущем пункте,
- инвестирование эмоций в воображаемые вещи, эскапизм, определенное презрение к реальным.
Всё это не было глубоко сознательным (и по меркам религиозной среды я был весьма либеральным и скептичным), и сейчас я вижу, что всегда был двоемыслен. Но также сейчас я вижу, насколько глубоко эти вещи владели мной и держали меня, сколько эмоций и сил съели (притом что, опять же, по религиозным меркам моя вера не была особо эмоциональной). Пожалуй, я затруднюсь описать всё, чем плоха замеченная мной у себя религиозная психология, по крайней мере вкратце (и даже в том тексте, который я пишу, этого будет меньше, чем стоило бы; в конце концов, я недостаточно разбираюсь в психологии), но если спросить, насколько плоха, я отвечу: достаточно. Не курите эту траву, если можете. (И, да, если уж что запрещать пропагандировать детям, так не ЛГБТ и иже с ними, а вот всяческую религию, оккультизм, нью-эйдж и духовность. Впрочем, я не думаю, что юридические запреты будут хороши.)
Разумеется, мне не только психологические моменты в религии не нравятся. Но, пожалуй, из практических следствий это наиболее заметные по крайней мере для меня.