31
Рациональность / Re: Интерпретации вероятности и критика эпистемологии рационализма, часть 2
« : 28 Апреля 2019, 02:03 »Рациональное и иррациональное — в отношении мышления мне, признаюсь, непонятно данное противопоставление. Таким может быть вывод, выраженный в словах или иных символах, таким может быть решение, выраженное в поступке. Но я лично мыслю (и, следовательно, существую) в какой-то иной плоскости, нежели та, в которой лежат данные понятия. Рациональность — это качество логики, а не самого мышления. То есть, это понятие скорее синтаксическое, чем семантическое.
Если глянуть исторически, то рациональный агент -- это изобретение экономики. Вебер, по-моему, придумал рационального агента. Вебер был социологом, а не экономистом, но в общем он создавал модель общества подходящую для экономики, и экономисты залипли на этом, внося в свои экономические модели постулат о рациональности участников рынка. После Великой Депрессии острота этого постулата несколько снизилась, но потом (где-то в районе 1970-1980) пришёл Фридман и там ещё какой-то чувак пришёл, я забыл как его звать, и они разломали кейнсианство и между прочим вернули в экономические теории рациональных агентов в новой инкарнации -- теория рациональных ожиданий (rational expectations theory).
Канеман, которого Юдковский так уважает, и выдаёт это уважение Поттеру из ГПиМРМ, по-хорошему-то всё что сделал -- это показал, что участники рынка вообще и очень сильно нерациональны. Что всё же не стоит, строя модель экономики, закладывать в основание постулат о том, что участники рынка ведут себя рационально. Они систематически ведут себя иррационально.
И в этом контексте рационально и иррационально довольно легко определяется. Рациональный агент оптимизирует прибыль (ну или доход или что-то там -- я в этой экономической терминологии до сих пор плаваю).
Собственно Юдковский именно в этом смысле понимает рационального агента, и он это понимание расширяет с поведения на рынке на вообще любое поведение.
Я сейчас заглянул в википедию и там такой замечательный пассаж есть (собственно это первый абзац статьи, самые сливки):
Цитировать
Rationality is the quality or state of being rational – that is, being based on or agreeable to reason.[1][2] Rationality implies the conformity of one's beliefs with one's reasons to believe, and of one's actions with one's reasons for action. "Rationality" has different specialized meanings in philosophy,[3] economics, sociology, psychology, evolutionary biology, game theory and political science.
Мне очень нравится. Но я хочу подчеркнуть последнее предложение: рациональность имеет различные специализированные значения в философии, экономике, социологии, психологии, эволюционной биологии, теории игр и в политической науке. Вот Юдковский берёт экономическое значение, а потом начинает его перемешивать со всеми остальными. Совершая ошибку, схожую с той, в которой Поттер обвинял проф. Квиррела, мол, тот скептичен ко всему, кроме самого скепсиса. Вот Юдковский, по-моему, выстраивая своё рациональное мировоззрение, забывает применить свои методы к этому самому выстроенному мировоззрению. Деля всё на карту и территорию, Юдковский забывает подумать мысль "если рациональность это карта, то что является территорией для этой карты".
Сама по себе рациональность Юдковского -- это лишь карта процессов познания и принятия решения. Реальные процессы познания и (я верю что) принятия решения, которые протекают в нашей голове, сокрыты от нас. Может быть они даже сокрыты барьером сходным с психофизическим, и столь же непознаваемы. Оценить рациональность можно только по поведению, но поведение не есть рациональность. Это то же самое, что вы пишете про вероятность: мы можем наблюдать исход, но саму вероятность нет. Так и с рациональностью -- мы можем наблюдать результат, но не рациональность. Даже если человек нам излагает каким образом он пришёл к решению, то это лишь его изложение, это его словесная интерпретация его процесса мышления, и даже если он не врёт нам сознательно по каким-то причинам, эта интерпретация может быть рационализацией. Мы не можем отличить, и я подозреваю, что мы принципиально не можем отличить, потому что любая высказанная словами мысль строится теми же механизмами психики и на тех же принципах, что и рационализация.
Впрочем, это уже психология, куда вы не хотели лезть, но я могу вернутся на шаг назад: есть много рациональностей. Под каждую задачу придумывается своё определение рациональности. И байесианская рациональность -- это лишь способ описания этой самой рациональности. И это неизбежно, потому что рациональность так или иначе требует утилитарной функции, которую мы будем оптимизировать. Но эта утилитарная функция нам неизвестна. У Лэма был какой-то рассказ (я могу поискать если интересно), в котором робот-убийца с искусственным интеллектом занимался психологичекими практиками, пытаясь понять себя. Который возлюбил свою предназначенную жертву, нашёл её чтобы сказать ей об этом, и с любовью убил. Точнее добил, потому что тот и так уже умирал. То что мы считаем своей утилитарной функцией -- это интерполяция, построенная на основании наблюдений за собой.