А если бы в профессорскую семью попал не Гарри Поттер, а Том Риддл?
Подобная ситуация смоделирована в романе Ю. Бригадира "Не жить", пусть в нем главный герой носит другое имя и само действие происходит исключительно в мире маглов. Зато сам главный герой полностью лишен какого-либо сострадания к другим людям, не говоря же уже о прочих проявлениях эмпатии:
"Я первый раз в семь лет убил. За жвачку. В детдоме. Считай – за мираж, за облако, за туман. (...) Хотя, вообще-то, убивать нельзя, если сыт. Ни к чему. Глупо. Всю жизнь ненавидел глупость".
Он, действительно, очень умен. Еще в детдоме начал целенаправленно "работать над собой": "Я курить бросил и учиться стал. (...) Пока сотоварищи в бензиновом похмелье валялись, я потихоньку книжки стал брать. В общем, ерунда написана, ни о чем. Но забавно". Поставил перед собой цель – усыновление в "приличную" семью, и добился ее. А к совершеннолетию, как выразился его прототип, "закрыл родительский вопрос к своему полному удовлетворению". Причем аналогичным способом. Да и в дальнейшем не особо утруждал себя моральными проблемами. Вот его исчерпывающая характеристика: "Думаю, в блокадном Ленинграде я не голодал бы ни дня..."
Выросший среди маглов, наш герой не подозревает о своих магических способностях (точнее, списывает их на повышенную сенсорную чувствительность), предпочитая тщательно просчитывать каждый свой поступок. Вдобавок к его услугам все достижения научного прогресса – от компьютерных сетей до подслушивающих и подглядывающих устройств, которые с успехом заменяют заклинания.
Еще из отличий следует отметить полное отсутствие страха перед смертью, что выглядит вполне логично. Ведь у того, кто способен, не моргнув глазом, убить любого, вставшего у него на пути, вряд ли сформируется представление о какой-то особой ценности жизни. Скорее, жизнь для него – это жестокая игра с неизбежным финалом.
"Бабуля – доктор наук. В шахматы я с ней играю. Вообще, по большому счету, дрянь игра. (...) Какая разница, кто выиграет, если я эту бабку одной ладошкой пополам перерублю – пикнуть не успеет? (...) Но есть такая наука – мимикрия. И в ней есть безграничное удовольствие. Приучить противника к себе, совсем другому себе, такому странному, слабому, доброму, неопасному... На тебя будут снисходительно смотреть, за глаза словами поносными называть и принимать за другое животное. (...) Пять лет хожу, пять лет проигрываю условно со счетом 5: 2. Она меня обожает. Скучно же. Три года лишних живет, поди. Может, и сдохла бы уже давно, да я ей фрукты таскаю, веселю, мозг поддерживаю в рабочем состоянии. Про нее я, кстати, так и не решил, что с нею делать. Даже не знаю, как пригодиться может. Будем считать, что просто соседку пока приручил. Будет нужда – использую. Как минимум, у нее куча фамильных драгоценностей. А пока с ней в шахматы рубимся".
С другой стороны, если большинство обычных человеческих чувств нашему герою недоступно, что же еще остается, чтобы поддерживать в норме жизненный тонус? Только игра, ставки в которой будут неизбежно повышаться...
В 2009-м году роман был
экранизирован. Однако хочу сразу предупредить, что в фильме показана совсем другая история. Да и главный герой там уже мало напоминает книжного персонажа. Перед нами
человек, ставший жертвой обстоятельств, тогда как в романе был продемонстрирован "химически чистый" экземпляр психопата, внутренней "беспредельности" которого мог бы позавидовать сам Лорд Волдеморт.