Редукционизм -- довольно острый инструмент, которым недолго и порезаться. Это инструмент, которым надо владеть, но также это инструмент, чьё предназначение надо очень хорошо понимать, и принимать решение об извлечении или неизвлечении редукционизма из ножен чётко отдавая себе отчёт в том, какие цели мы преследуем редукционизмом. Редукционизм легко можно использовать для того, чтобы закрыть проблему, спрятать её с глаз долой под ковёр. Чтобы дать мозгам возможность схалявить, не думать, не напрягаться, найти пускай бесполезный ответ на вопрос, зато исчерпывающий.
Можно говорить об уровнях организации знаний, например, квантовая механика находится на самом низком уровне, на ней можно построить термодинамику, на термодинамике можно построить химию, физиологию, поверх этого можно построить психологию. Это всё разные уровни организации знаний. Когда мы сталкиваемся с проблемой, она обычно уже сформулирована на каком-то из уровней. Например, человек идёт по пустыне и видит оазис. И он ставит вопрос: откуда здесь оазис. Он пытается решать проблему на уровне, который находится где-то в районе географии, потому что этот уровень напрашивается для его мозгов. Но проблема на этом уровне не разрешима, потому что реально в том месте нет никакого оазиса, на самом деле человек видит мираж. В такой ситуации нам необходим редукционизм для того, чтобы взять проблему, редуцировать её последовательно, раз за разом, вплоть до квантовой механики, посмотреть на последовательность проделанных редукций и выбрать нужный уровень на котором лучше иметь дело с проблемой. Оазис редуцируется до "почему оттуда летят ЭМ-волны, которые на сетчатке создают проекцию оазиса"? И на этот вопрос уже возможно дать ответ в терминах вопроса. В отличие от вопроса "откуда там оазис": на такой вопрос можно ответить лишь выходя за рамки вопроса, и начиная с "нет там никакого оазиса, ...", хотя вопрос не подразумевает возможности несуществовать для оазиса.
Но это всё неплохо расписано у Юдковского, и об этом лучше почитать у него. А что у него не очень хорошо расписано -- это деструктивный редукционизм. Например, есть вечный спор о наличии свободы воли у человека. Мы можем редуцировать эту проблему и показать, что нет никакой свободы воли. Значит ли это, что нет никакой свободы воли? Или это значит, что мы просто отмахнулись от проблемы, не желая с ней связываться, но и не желая и признаваться себе, что мы не можем справиться с проблемой?
Или та же радуга: если Ньютон объяснил радугу, значит ли это, что радуга не существует? Может быть и не существует, но дело в том, что наша психика, видя радугу, всё равно работает с ней как с существующей радугой. Мы можем оттормозить эту работу, одеть поверх неё более продвинутое понимание радуги, но выключить работу психики, которая приводит к восприятию радуги как "реально существующего объекта" мы не сможем. (Для этого нам придётся произвести хирургическое вмешательство и повредить зрительную кору мозга в достаточной мере, чтобы она была бы не в состоянии по картинке с сетчаке строить образ восприятия.) То есть радуга существует как неустранимый феномен нашей психики. Другое дело, что не ясно, зачем нам может понадобиться понимание этого факта в случае с радугой: мы можем, глядя на радугу, продолжать делать вид, что радуги нет, и что мы видим, что радуги нет. Это ни на что не влияет, поэтому можно сколько угодно.
В случае со свободой воли происходит то же самое, но с одним нюансом: уже далеко не очевидно, что отказ от понятия свободы воли безобиден, и не помешает нам познавать реальность и дальше. Отказываясь от свободы воли, заявляя что она не существует, мы запрещаем себе думать о поведении человека определённым образом. Мы ограничиваем себя. И это может явиться тем, что помешает нам вывести общие законы поведения человека. Если вышвырнуть в окно этот философский спор о существовании или несуществовании свободы воли, и просто подумать о том, что а) на каком уровне организации знаний возникло понятие свобода воли; б) что это понятие значит на том уровне, на котором оно возникло; то мы сможем найти вполне определённые ответы на эти вопросы. На самом бытовом уровне, на уровне психологии, социологии возникает понятие "свобода воли". Определить это понятие строго математически мы затруднимся, скорее всего, но в общем, это как-то связано с нашей невозможностью предсказать поведение себя и других людей. Мы, пытаясь заглянуть в будущее, моделируем своё поведение, поведение других людей, и мы вынуждены учитывать такой фактор как "свобода воли" -- наша и других людей -- моделируя будущий процесс принятия решения, мы вынуждены закладывать в него такую неопределённую силу как "свобода воли", действие которой может оказаться критичным.
Вот, что такое свобода воли на уровне психологии. Можно сколько угодно размахивать руками, редуцировать эту свободу воли до кварков, заявлять что раз нету свободы воли у кварка, значит и у человека её нет. Но де факто мы всё равно используем "свободу воли" постоянно, каждый раз когда пытаемся моделировать своё или чужое поведение с целью предсказаний. Разница лишь в том, стыдимся ли мы при этом называть понятие словами "свобода воли" и поэтому либо не называем его никак, либо называем более общими словами типа "неопределённость", или не стыдимся и называем эту неопределённость специально изобретённым для неё именем.
Юдковский об этом пишет немного, но мне кажется, он излишне увлечён иллюзией того, что после успешно проведённой редукции мир становится проще. Ну или наши представления о мире становятся проще. Они, может быть, становятся проще, но не всегда они становятся лучше. Юдковский приводит пример механистической термодинамики, которая утверждает, что тепло -- это движение. И да, это отличный пример. Если мы редуцируем тепло, то получим движение атомов и молекул. И давление -- это тоже движение атомов и молекул. Но это не повод отказываться от понятия "тепло". По-моему, для человека, который постоянно работает с теплом, факт "тепло -- это движение" является не более чем любопытным фактом, на который можно подивиться немного, после чего забыть и идти дальше. Потому что человек всё равно будет работать с теплом как с теплом, а не как с движением, несмотря на то, что тепло -- это одно из проявлений движения. Мы можем стыдиться называть тепло теплом, и называть его движением, но лучше нам от этого нее станет.
Редукционизм может быть опасен, если он применяется бездумно. Но для него напрашивается простые правила техники безопасности: нельзя из редуцируемости чего-либо делать вывод о том, что это что-то не существует*. Нельзя отвергать существование проблемы просто потому, что эта проблема была успешно редуцирована. Редукция может быть инструментом, позволяющим отвергнуть существование проблемы, но она не может быть единственным инструментом, которым проблема отвергается. Любая редукция должна проводится с чётким осознанием того, зачем она проводится.
*) Насчёт существования и несуществования -- тут могут быть непонятности. В реальности не существует ничего, кроме реальности. Там на самом деле нет ничего. Точнее, что-нибудь там может быть и есть, но всё что мы видим или когда-либо увидим в реальности всегда будет проекцией нашего ума. Абсолютно всё. Мы говорим "кварки, реальность соткана из кварков" -- а вот ничего подобного, кварки -- это изобретение человеческого разума. Мы говорим "пространство минковского" -- а вот лол вам, а не пространство минковского: пространство минковского было придумано головой минковского. То есть, с одной стороны не существует ничего. Но это оголтелый редукционизм, не признающий никакой техники безопасности. Но с другой стороны -- если я рассуждаю о реальности, то я её представляю каким-то образом, как совокупность проекций моего ума. Эти проекции чему-то соответствуют, и я считаю себя в полном праве утверждать, что это что-то существует. Общаясь с человеком я полагаю его существующим, не пытаясь редуцировать его до тучи кварков взаимодействующих друг с другом. Мне удобно считать его существующим, для успешного решения вполне себе практических задач, и я считаю его существующим. То есть, я редуцирую его до тучи кварков (на всякий случай: мало-ли он не туча кварков, а галлюцинация), но общаюсь не с тучей кварков, а с человеком.