Просмотр сообщений - After

Просмотр сообщений

В этом разделе можно просмотреть все сообщения, сделанные этим пользователем.


Сообщения - After

Страницы: 1 2 [3] 4
31
After, вы таки правда считаете, что непридавание важности расовым различиям, это что-то плохое?

Непридавание важности расовым различиям и запрет на акцентирование такого различия – две большие разницы. Практика политкорректности просто подменяет реальное решение проблемы ксенофобии замалчиванием и затушёвыванием самой проблемы. Человек может быть сколь угодно расово нетерпим, но если он внешне никак не проявляет своей нетерпимости, то с точки зрения политкорректности все в порядке. А если ученый обнаружит существование статистически значимого различия между уровнем интеллекта представителей разных рас, то публичное оглашение этого результата в глазах политкорректной общественности является страшной крамолой. И мне подобный подход почему-то не кажется нормальным.

Скандал с Уотсоном во многом напоминает другую скандальную историю, произошедшую с экономистом Ларри Саммерсом, бывшим президентом Гарварда. Только Саммерса обвинили в пропаганде не расизма, а сексизма (т.е. половой дискриминации). Выступая как-то на конференции, Саммерс высказал предположение, что преобладание мужчин среди научных работников может быть связано не только с социальными факторами, но и с некоторыми врожденными признаками - в частности, с большей наследственной изменчивостью мужчин. Слова Саммерса впоследствии были опубликованы в прессе и вызвали, подобно приписываемым Уотсону высказываниям, бурю возмущения. В итоге Саммерс был вынужден уйти в отставку с поста президента Гарварда.

Может быть, она сейчас жалеет, что не додумалась изначально прописать Гермиону черной.

Не удивлюсь, если это действительно так. Сделала бы сразу Гермиону чёрной - меньше было бы возможных проблем. Но на момент написания первых книг градус нетерпимости к расизму в западном обществе ещё не был столь зашкаливающее высок. Можно сказать, что читателям повезло. Для сравнения почитайте её роман "Случайная вакансия", написанный три года назад, рецензию на который я приводил выше, и представьте, что бы мы получили вместо ГП, если бы Роулинг надумала писать свою сказку сейчас. :)

Я вот сам невольно поставил маленький эксперимент. Затронув проблему политкорректности на данном форуме, я вызвал шквал негодования со стороны её поборников. Это наглядно проявилось в минусовании моих постов. Ещё вчера у меня не было ни одного минуса, а сегодня их уже 13. Нет, пардон, 13 их было на момент написания поста, а теперь их уже 14! Причем наиболее ретивые поборники не поленились найти и заминусовать посты недельной давности в совсем другой теме. Повторюсь, что политкорректная общественность - страшная сила.

32
Проблема в том, что в высказывании "белая Гермиона нравится мне больше, чем чёрная" при желании можно без труда углядеть скрытый расизм. А если даже живую легенду затравили за слова, сказанные в личной беседе, то простого смертного за гораздо более безобидные взгляды вообще сотрут в порошок. Выживание в подобных условиях требует жесточайшей самоцензуры. По сути, перед нами тот же СТЭ, только распространенный на все западное общество. Поэтому не приходится удивляться, что западные кумиры столь толерантны, когда речь заходит о расовых вопросах. Лучше сразу согласиться, что белое - на самом деле чёрное, чем подвергнуться общественному остракизму. А ещё лучше (для душевного спокойствия) убедить себя, что это действительно так.

33
Самое страшное - это смотреть на мир через призму apn.ru.

Автор рецензии - писательница Елена Чудинова (которая, насколько я знаю, придерживается "право-консервативных" взглядов). Но поскольку её личный сайт сейчас недоступен, я дал ссылку на перепост рецензии.

А самое страшное (и мерзкое) - коллективная травля, уж поверьте на слово. И если поборники политкорректности не видят в ней ничего плохого, то мне с ними точно не по пути.

Элементы расизма в приведенных высказываниях действительно присутствуют.

Даже если человек публично и со всей ответственностью (например, в своей собственной статье) говорит что-то, с чем многие категорически не согласны, разве это повод отменять его выступления, фактически лишая его слова? Такое возможно лишь в обществе, где люди не готовы признать за каждым право на собственное мнение. Кроме того, обвинители Уотсона почему-то забыли, что весь шум поднялся по поводу слов, приписанных Уотсону, а не высказанных им в печати от своего лица. Но если бы Уотсон действительно придерживался каких-то взглядов, с которыми окружающие не согласны, разве это основание увольнять его с работы? Все вопросы, понятно, риторические.

34
Да, безусловно, когда Роулинг писала "Гарри Поттера", она почти наверняка представляла Гермиону белой. Однако, мне представляется, что она вполне может искренне считать, что от того, что её сделать чёрной, ничего вообще не поменяется. Я не вижу ни одной причины, почему она не может так считать.

Действительно, Роулинг сама не раз заявляла, что образ Гермионы "срисовывала" с себя. Поэтому нет ничего удивительного в том, что в её книгах Гермиона белая. Более того, явно выраженных чернокожих персонажей в первых книгах нет вообще. Существуют рисунки персонажей, выполненные Роулинг, на которых все основные персонажи сплошь белокожие. Короче, фактов в пользу версии, что мысль о чёрной Гермионе в период написания книги просто не приходила Роулинг в голову, достаточно. И если бы она честно заявила, что Гермиона в её представлении белая, но она ничего не имеет против чёрной Гермионы, то никакого недоумения в связи с её позицией по данному вопросу не возникло бы и в помине.

Тезис про давление окружающей среды, как мне представляется, был бы справедлив, если бы, скажем, у нас были свидетельства, что раньше Роулинг или Кинг не придерживались подобных взглядов (что нет ничего плохого в том, что ключевой герой - негр), однако, таких свидетельств у нас нет.

По моей версии давление среды проявляется в тенденции "перекрашивания" авторами своих персонажей в угоду более политкорректных представлений. Нет ничего плохого в том, что ключевой герой чернокожий. Но нет ничего плохого и в том, что он белокожий, особенно если таким изначально задумывался автором. Или у нас одни цвета "равнее" других?

А каких взглядов Роулинг придерживается сейчас, свидетельствует её первый роман, не связанный с ГП. Сам роман, правда, я не читал (и не собираюсь), а вот с рецензией ознакомился: http://www.apn.ru/publications/print28938.htm
Судя по ней, диктатура политкорректности - страшная вещь. Достаточно взглянуть, что она делает даже с талантливыми писателями...

Что касается обсуждаемого Джеймса Уотсона, то, как видно из английской Вики, даже после упомянутого инцидента он публиковался в рецензируемых журналах и получать награды.

Уотсона уволили с должности почетного руководителя лаборатории, которую он возглавлял аж на протяжении 35 лет из-за статьи, где приводились его высказывания о человеческих расах. Статья была написана бывшей сотрудницей Уотсона, а цитируемые высказывания она якобы слышала во время разговора с ним. Вот эти высказывания, вызвавшие столь бурное негодование общественности:

"He says that he is "inherently gloomy about the prospect of Africa" because "all our social policies are based on the fact that their intelligence is the same as ours - whereas all the testing says not really", and I know that this "hot potato" is going to be difficult to address. His hope is that everyone is equal, but he counters that "people who have to deal with black employees find this not true". He says that you should not discriminate on the basis of colour, because "there are many people of colour who are very talented, but don't promote them when they haven't succeeded at the lower level". He writes that "there is no firm reason to anticipate that the intellectual capacities of peoples geographically separated in their evolution should prove to have evolved identically. Our wanting to reserve equal powers of reason as some universal heritage of humanity will not be enough to make it so".

Уотсон, кстати, публично извинился перед всеми, кого могли обидеть приписанные ему высказывания, причем сказал, что не помнит таких слов. Но было уже поздно. Администрация тут же заявила, что лаборатория не разделяет взглядов своего почетного руководителя, а несколько учреждений, в которых Уотсон должен был выступать, отменили его выступления. В прессе появились многочисленные возмущенные отзывы о "расистских" высказываниях ученого, а вскоре последовало его увольнение из лаборатории (под предлогом возраста).

Такая вот политкорректность, бессмысленная и беспощадная. Подобное отношение к живой легенде науки иначе, как полнейшей дикостью, я не могу назвать. И сильно, кстати, сомневаюсь, что Уотсон в обозримом будущем сможет достичь сравнимых с прежней должностью карьерных высот.

35
Веская косвенная улика, но косвенная.

Она далеко не единственная. Лицо Гермионы имеет странную для черной кожи особенность бледнеть, краснеть и розоветь, а сама Гермиона - загорать.

Поэтому объяснение Роулинг сильно смахивает на неуклюжую попытку оправдаться за внезапное "перекрашивание" Гермионы, ведь у поклонников сразу возникает резонный вопрос: "А почему же раньше об этом молчала, политкорректная ты наша?"

Судя по количеству эмоциональных эпитетов, вам очень хочется, чтобы так оно и было.

Я отталкиваюсь от мнения, приведенного в ссылке заглавного поста:

Цитировать
И меня реально огорчил даже не выбор такой некрасивой черной актрисы на роль Гермионы, а тот факт, что Роулинг не нашла в себе достаточно мужества заявить на весь мир: да, моя Гермиона – белая. Но я не против, чтобы ее играла черная актриса. Нет, даже умница Джоан опустилась до лицемерных уверток, мол, я про цвет кожи не писала, может быть она и черная. ... Не знаю, как кто, а я в принудительном и бессмысленном перекрашивании белых героев в черный цвет вижу ложно понимаемую толерантность, которая уже по сути расизм.

В качестве своеобразного оправдания Роулинг я выдвинул версию, что под давлением окружающей социальной среды она убедила себя, что ей действительно нравится черная Гермиона. Причем убедила настолько сильно, что забыла даже собственные тексты. :)

36
в книгах действительно не сказано явным образом, что Гермиона белая

http://lesswrong.ru/forum/index.php/topic,869.msg27311.html#msg27311

Поскольку Роулинг всегда представляла Гермиону белой, ей едва ли удалось бы наспех вспомнить, какие косвенные признаки она раскидала по семи томам.

Так я и говорю, что обоснуй у Роулинг совершенно идиотский, в результате чего она сама выглядит крайне глупо. Хотя достаточно было написать что-нибудь вроде: "А чё, прикольно! Мне нравится чёрненькая Гермиона!" И никаких бы вопросов к ней не возникло.

А ведь Роулинг далеко не глупа. Почему же она так поступила? Я привел свое объяснение, основанное как раз на странностях в поведении, которые ваша версия не объясняет. Естественно, это тоже всего лишь версия. Но она, как мне кажется, имеет право на существование ничуть не меньше, чем ваша.

37
Думаю, Роулинг вполне нравится черная Гермиона как персонаж отдельной пьесы.

А зачем тогда врать про якобы отсутствующий цвет кожи в своих книгах? 

38
Роулинг, конечно же, всегда представляла Гермиону белой, и особо не думала про "черную Гермиону", пока не подвернулся случай.

Выходит, Роулинг "чёрная Гермиона" совершенно по барабану? И она заявила, что та ей нравится исключительно ради красного словца?

39
Давайте скажем проще: очень даже вероятно, что Роулинг нравится черная Гермиона.

Осталось выяснить, когда это началось: нравилась ли Роулинг черная Гермиона с самого начала написания книги, или такое чувство появилось лишь в последние годы.

40
Почему вы не рассматриваете гипотезу, что Роулинг и Кинг просто не считают цвет кожи своих героев чем-то значимым?

Можно рассматривать разные гипотезы. Вы, например, выдвинули версию, что Роулинг использует политкорректность с целью троллинга окружающих. Просто я попытался хоть как-то аргументировать свою версию. Меня смутил совершенно идиотский обоснуй профессиональных писателей. Роулинг на голубом глазу заявила, что в её книгах цвет кожи Гермионы никак не обозначен. Интересно, кого она пыталась обмануть? Вряд ли многочисленных поклонников, которые давно проштудировали её книги вдоль и поперек и могут при необходимости подробно перечислить все эпитеты, использованные автором для описания кожи своей главной героини. Получается, что обманывает Роулинг исключительно себя. Но зачем? Ответ на этот вопрос я нашел у Зимбардо.

Или Кинг, оправдывая черного Роланда, говорит: "Для меня персонаж - всего лишь персонаж. Он может быть черным или белым, для меня это не имеет никакого значения". А кто, интересно, описывал взаимоотношения Роланда и Сюзанны? Пушкин? Даже режиссер признает, что цвет кожи персонажей в данном случае имеет значение:

"Arcel acknowledges that skin color actually was an important factor in the relationship between Roland and Susannah, the black amputee he drew into his world from her life in 1964. In the books, she is not thrilled to find herself yanked into another dimension by a grizzled white guy. “Some fans are asking, understandably, ‘What about the racial tension?’” Arcel says. “But as the story progresses that will be made clear, how we’ll deal with all those things.”" (ссылка была выше)

Удивительная забывчивость Кинга также хорошо объясняется благодаря подходу Зимбардо. Согласно ему, все подобные странности свидетельствуют о том, что человек находится под воздействием каких-то ситуационных факторов.

Автор такого ранга как Роулинг или Кинг, подозреваю, может навязывать театрам и съёмочным группам свои условия.

Даже для знаменитостей существует свои пределы возможного. Вот, например, Джеймс Уотсон, один из первооткрывателей структуры ДНК, патриарх молекулярной биологии и вообще живая легенда. Его научная карьера была полностью разрушена после одной неосторожной фразы (цитирую по Википедии):

"Я, вообще-то, вижу мрачные перспективы для Африки, потому что вся наша социальная политика строится на допущении факта, что у них уровень интеллекта такой же, как у нас – тогда как все тесты говорят, что это не так".

Разумеется, возмущенная общественность не могла ему спустить столь откровенно неполиткорректное высказывание (ведь это же получается, что негры тупее белых?!). Поэтому последнее, что придет в голову любому западному кумиру - троллить окружающих на тему политкорректности. Слишком дорого может ему обойтись такая шутка...

41
В таком случае естественно задать вопрос: а как отличать навязанные взгляды от ненавязанных? Например, как определить, является ли навязанным или не навязанным взгляд: "Плохо, когда в экранизации персонажа играет актёр, раса которого не совпадает с расой персонажа?

Как признаётся сам Зимбардо, в процессе проведения СТЭ у него не было контрольной группы добровольцев, которые бы прошли те же самые тесты, но не участвовали в эксперименте. Сравнение контрольной и экспериментальной групп планировалось провести в ходе будущего исследования, если бы первый эксперимент принёс какие-либо интересные результаты. Однако даже первый эксперимент не удалось довести до конца, а о последующих не могло быть и речи, что нисколько не помешало Зимбардо сделать определённые выводы на основе наблюдаемых фактов:

"Главный урок Стэнфордского тюремного эксперимента очень прост: ситуация имеет значение. Социальные ситуации зачастую оказывают более мощное влияние на поведение и мышление отдельных людей, групп и даже лидеров нации, чем мы привыкли считать. Некоторые ситуации оказывают на нас столь сильное влияние, что мы начинаем вести себя так, как раньше и вообразить себе не могли. ... Поэтому всякий раз, когда мы пытаемся понять причину какого-то странного, необычного поведения – собственного или других людей, нужно начинать с анализа ситуации".

Поведение Роулинг или Кинга в связи с выбором актеров для экранизации или постановки их произведений, мягко говоря, странновато. Во время создания самих произведений они не сомневались, какого цвета кожа у их героев. Но спустя какое-то время (в случае Роулинг это полтора десятка лет, а в случае Кинга - несколько десятилетий) вдруг, словно по команде, отказываются от прежних представлений. Роулинг внезапно начинает нравиться черная Гермиона, а Кингу - черный Роланд.

Что же изменилось за эти годы? Зимбардо предлагает начинать анализ с социальной ситуации. На мой взгляд, в последние 10-15 лет требования политкорректности в западных странах сильно ужесточились.

Сама концепция политкорректности в значительной степени основывается на гипотезе Сепира-Уорфа, согласно которой языковые понятия непосредственно влияют на восприятие мира. Поэтому на практике политкорректность заключается в том, чтобы в используемом языке избегать всего того, что могло бы быть оскорбительным для тех или иных категорий людей по признаку расы, пола, вероисповедания, сексуальной ориентации, возраста и т.д. По сути, она сводится к самоцензуре.

Однако сейчас подобные требования во многом доведены до абсурда, когда нельзя назвать человека негром или инвалидом, не рискуя попасть, как минимум, под общественное порицание. Неудивительно, что люди стараются по возможности перестраховаться. Особенно это касается известных личностей, любые высказывания которых сразу же становятся достояниям масс. Здесь самоцензура достигает наивысшей степени. Вряд ли в такой ситуации сами властители дум в состоянии провести границу между личными и навязанными убеждениями. Но при взгляде со стороны хорошо видны произошедшие с ними изменения. Ведь настоять, например, на выборе белого, а не чёрного актера означает гарантированное обвинение в расизме. А кому это надо?

Или даже взгляд: "Политкорректность - это плохо?"

Вспомнился недавний призыв чернокожих актеров бойкотировать церемонию награждения лауреатов "Оскара" и обвинение Американской киноакадемии в скрытом расизме на том основании, что в номинациях на актерское мастерство не оказалось ни одного чернокожего актера. Если киноакадемия пойдет на поводу у подобных требований и назначит (хотя бы негласно) квоту на процент номинантов-негров, то можно ли считать это торжеством политкорректности? Или это уже какое-то безумие на почве политкорректности?

когда в школе для белых завуча играет негритянка

Там еще забавнее получилось. Чтобы продемонстрировать окружающий расизм, специально был введен эпизод, когда этой негритянке на бензоколонке отказываются продать канистру с бензином. Ее выручает главный герой (поскольку он белый, то для него бензин нашелся). Но как она при таком отношении работает в школе, где вообще нет чернокожих учеников и учителей, остаётся за кадром.

А в "Тёмной Башне" у Роланда возникает конфликт с чернокожей героиней, которая обвиняет его в расизме. Теперь фанаты Кинга гадают, как будут выкручиваться создатели сериала. :)

42
В легендах о рыцарях Круглого стола упоминается рыцарь-сарацин сэр Паламид. Сарацинами традиционно называли арабов и, шире, всех мусульман. А поскольку король Артур по тем же легендам жил задолго до первых крестовых походов, то вероятнее всего в качестве сарацинов выступали арабские завоеватели Испании. Слизерин вполне мог оказаться потомком одного из таких сарацинов (откуда и взялось имя с испанским корнями), добравшихся до Англии в период Кордовского эмирата.
Кстати, среди завоевателей Испании было немало чернокожих выходцев из Северо-Западной Африки, так что не исключена версия Слизерина – потомка мавров. :)

А если серьезно, то выбором чернокожих актеров на роль известных литературных персонажей сейчас трудно кого-либо удивить. Недавно стало известно, кто сыграет Роланда в экранизации "Темной Башни" Кинга. В самом романе главный герой неоднократно описан как белый, голубоглазый, похожий на Клинта Иствуда. Однако продюсер предпочел взять на его роль актера-негра. Кинг, как и Роулинг, просто в восторге от такого выбора: http://www.ew.com/article/2016/02/29/dark-tower-rises-stephen-king-idris-elba-and-matthew-mcconaughey

Сейчас смотрю сериал по другому роману Кинга – 11.22.63. Жертвой политкорректности в нем стала одна из второстепенных, но запоминающихся персонажей – школьный библиотекарь. В книге это была белокожая женщина, строгая и худая, которая превратилась в постоянно улыбающуюся толстую негритянку – школьного завуча. В школе для белых! Хотя действие происходит в 60-х годах прошлого века, и в книге автор постоянно подчеркивает ужасы расовой сегрегации. Но поскольку сам Кинг является исполнительным продюсером сериала, то на продюсерский произвол списать такую метаморфозу уже не получится.

Зимбардо, автор знаменитого Стэнфордского тюремного эксперимента, в своей книге "Эффект Люцифера" приходит немало примеров, когда внешние ситуационные факторы оказываются сильнее свойств личности. Но он рассматривает исключительно негативные примеры, связанные с дегуманизацией, хотя с тем же успехом окружение человека способно навязывать ему любые взгляды, которые приняты в этом окружении. Например, идеи политкорректности. Нежелание превращаться в изгоев приводит к тому, что люди совершенно искренне проникаются господствующими убеждениями. Поэтому очень даже вероятно, что Роулинг сейчас сама верит в то, что ей действительно нравится черная Гермиона.

43
Согласно исследованиям Элиаде, миф о золотом веке возник в период неолитической революции, став реакцией на введение земледелия. И лишь в Новое время появилась альтернативная концепция прогресса, которая перенесла золотой век из "абсолютного прошлого" в "абсолютное будущее". Фэнтези преимущественно ориентируется на традиционную мифологию и поэтому зациклена на прошлом, тогда как НФ опирается на концепцию прогресса и поэтому устремлена в будущее.

Что же касается конкретных волшебников из канона и фанфика, то их мир застыл на пороге Нового времени (Статут Секретности был принят в конце 17-го века). Отсюда и проистекает та особенность мышления его обитателей, которую мы принимаем за косность.

44
В Запрете Мерлина есть одна лазейка. Могущественные заклинания исчезают вместе со смертью своих открывателей, но созданные с их помощью могущественные артефакты доступны любому волшебнику... Если суметь их найти, конечно. Поэтому у волшебников возникает мощный стимул рыться в старых книгах в поисках упоминаний о таких артефактах, а не пытаться что-то создавать самим. Преимущество получает тот, кто просто прочитал больше книг.

ЗЫ
Из фанфика не ясно, распространяется ли Запрет Мерлина на мануал к этим артефактам. Но освоить обращение с ними даже без подробной инструкции все же должно быть проще, чем создавать заново.

45
Гарри сразу заметил:
Цитировать
А обычные волшебники... они не способны думать нестандартно.

Вряд ли это врожденная особенность волшебников. Поскольку она касается и маглорожденных, то выходит, что креативность специально гасится ещё в процессе обучения. Близнецы Уизли составляют редкое исключение, но ведь и близнецы-волшебники большая редкость (причем, согласно древним поверьям, они обладают какими-то дополнительными возможностями, опасными для окружающих). Будущих волшебников не только не учат, как придумывать новые заклинания, но и всячески демотивируют в этом направлении:
Цитировать
Вы напомните Флитвику и Вектор, что если мальчик начнёт задавать преждевременные вопросы о создании заклинаний, они должны уводить разговор от темы обычными способами.

Если верить Квирреллу, то подобные занятия опасны прежде всего для самих изобретателей:
Цитировать
Говорят, что человеку, который на это решился, лучше или вообще не иметь детей, или подождать, пока они вырастут. Именно по этой причине большинство изобретателей появляются из числа выпускников Гриффиндора, а не Когтеврана, как можно было бы ожидать.

Поэтому ни о каких магических исследованиях в стенах Хогвартса не может быть и речи, за чем бдительно следят преподаватели. Главный упор в обучении делается на зубрёжку, на которую даже у лучших учеников уходит почти всё свободное время. А за семь лет такой жизни у большинства исчезнут не только творческие способности, но и желание что-либо изобретать.

Страницы: 1 2 [3] 4