Это еще ничего не значит. Драко, в отличие от Гермионы, сразу понял, в чем дело:
Если с этой стороны глянуть, то Поттер и Малфой были в равных условиях против Гермионы. И имея по 200+ очков они имели разницу в несколько очков. То есть менее 5%. Поттер показал себя не лучше, чем Малфой, так?
А откуда это известно? Со слов самого Забини? Вот что чуть позднее он говорит мистеру Плащ-и-Шляпа:
Какбэ в контексте данного обсуждения неважно, кто именно сочинил план: Дамблдора или ПиЩ. Да хоть сам Забини лично. Всё равно Поттер не более чем отыграл свою роль пешки в этом плане.
Странное утверждение, для опровержения которого достаточно привести всего один пример. Гарри сумел выбраться из Азкабана несмотря на то, что ему противостояло множество авроров. Он смог переиграть не только Амелию Боунз, но и Дамблдора. И я не уверен, что тот же Квиррелл, например, справился бы с этой задачей лучше.
Это не политика. Это на два порядка ниже уровнем. Конкретная задача, с конкретными условиями проигрыша/выигрыша. Почти как в школе, только что нервы и время давит.
Способности Поттера к политике он вполне демонстрирует в той самой эскалации конфликтов. В разговоре с Дамблдором явно прослеживается, что Поттер не понимал масштаба резонанса, который был вызван геройством Грейнджер. И он так и не понял его до конца, несмотря на то, что Дамблдор рассказал про Джагсона, который сын пожирателя смерти. Если бы он понял, его бы паранойя проявилась бы раньше. Не важно, кто был прав в том споре, а кто нет, но Поттер понимал, что Дамблдор не будет раскручивать конфликт дальше, он должен был понимать, что конфликт никуда не делся, просто повис в воздухе.
Гордость содеянным тоже говорит сама за себя. Гордиться можно было бы, если бы он после порванных связок Анны взял бы Гермиону за грудки и объяснил бы ей, что ей (поскольку она слабее, чем хулиганы) надо либо повышать свою ставку, но так, чтобы хулиганы были бы вынуждены поднять свою*, либо срочно разыгрывать текущую ставку, то есть доводить ситуацию до того, когда хулиганы совершат нечто против девочек-первокурсниц, что администрация не смогла бы спустить им с рук. В принципе порванные связки Анны, я полагаю, вполне подходили под описание, не хватало лишь Флитвика, случайно (или не совсем случайно) оказавшегося на месте событий. Быть может, стоило бы настучать на хулигана мадам Помфри, но тут я не уверен. В школе, известной мне по моему опыту учёбы в школе -- допустить утечку информации в подобном случае, значит проиграть.
Ну и финально, Поттер даже не пытается взглянуть на Хогвартс, как на место, где из детей растят взрослых. На уроках не учат таким вещам, как жизнь в обществе. На уроках не учат несправедливости. На уроках много чему не учат. Но есть время между уроками, когда в Хогвартсе творится масса вещей, хулиганы, слухи, ссоры, драки, зачатие Трейси Дэвис и прочие интересные штуки. Это тоже школа своего рода. Причём цена участия в этих событиях существенно ниже, чем бывает в жизни. Я не говорю, что это оправдывает наличие хулиганов, но это положительная сторона наличия этих самых хулиганов. Поттеру подобные измышления даже в голову не приходят. То есть вообще никак.
*) В качестве примера поднятия ставок, которое могла бы провернуть Гермиона. Или попытаться провернуть.
Ведь хулиганы стоят перед выбором: либо отказаться от хулиганства, при этом помимо развлечения потеряв лицо, своё и Слизерина; либо принять игру ЖОПРПГ, поставив на кон саму возможность хулиганства и отношения с администрацией. Выбор хулиганов в такой ситуации очевиден. Они не верят в то, что ЖОПРПГ может их остановить (девочки-первокуры, смешно). Отношениями же с администрацией, как им кажется, они рискуют не сильно -- Снейп отмажет. То есть ввязываясь в войнушку с ЖОПРПГ хулиганы вообще ничем не рисковали (если судить с колокольни их осведомлённости). Более того, когда на другой чаше весов находится самоуважение и репутация Слизерина, они не могли отказаться от войны. То есть развитие событий было предсказумым донельзя.
Надо было заставить хулиганов переоценить ставку, которую они сделали. Надо было сделать что-то, чтобы либо возможность проиграть войну выглядела бы для них вполне реальной, либо чтобы потенциальные проблемы с администрацией выглядели бы реальными. Либо и то, и другое. Либо чтобы они поставили что-то ещё. Тогда бы они задумались. Вряд ли бы они, тем не менее, добровольно отказались бы от своего самоуважения и репутации Слизерина. Но, по-крайней мере, было бы о чём с ними поговорить, и, быть может, найти какой-то компромисс.
И у Гермионы была возможность сделать такой ход конём. Надо было поднять на борьбу с хулиганами Пуффендуй с Гриффиндором. С обоими факультетами, надо полагать, были бы проблемы. Но Пуффендуй можно было зацепить тем, что это священная война с хулиганами (которые, по-моему, особенно любили именно пуффендуйчиков), Гриффиндор можно было зацепить тем, что а) хулиганство это зло, борьба со злом -- добро; б) хулиганство -- это трусость, борьба с хулиганами -- храбрость; в) у пуффендуйцев больше храбрости, чем у гриффиндорцев. Естественно, ориентируясь на Пуффендуй и Гриффиндор, не стоило отказываться от вербовки прочих. И если бы борьба с хулиганами достигла бы достаточного размаха, то хулиганы бы поняли, что одна из их ставок (возможность огрести неиллюзорных), разыгрывается и, судя по-всему, не в их пользу. При этом происходящие события перешли бы все границы, и было бы очевидно, что вот-вот вмешается Дамблдор, и уже хрен знает сможет ли отмазать Снейп в таком случае. То есть и вторая ставка, тоже зашаталась.
И в этот момент, надо было засылать гонца к Драко, и начинать разговаривать о том, что война никому не нужна, и ставить условия. Такие, чтобы обе стороны могли бы с честью выйти из боя.
Да, этот план был бы не по плечу Грейнджер. Поттер, быть может, и потянул бы. Но я не к тому, что так оно должно было быть, а к тому, чтобы пояснить, насколько мелким масштабом мыслит Поттер. Он может мыслить более крупным масштабом, но он не видит вперёд достаточно далеко, чтобы осознать необходимость такого повышения ставок. Он, по-ходу дела, вообще не знаком с психологией конфликта, а с теорией игр знаком лишь в виде абстрактной математической теории. Поверьте мне, безграмотный гопник с улицы ориентируется в конфликтах лучше Поттера, хотя и не знает абстрактной математической теории игр. У Поттера есть знания теории и острый ум, но у него нет опыта. Поттер привык играть против сверстников, которые рядом с ним просто нули. При этом искусственные конфликты, типа квиддича, карточных игр и тп, ему неинтересны, поскольку нет возможности считерить, надо играть по правилам. А раз так, Поттеру, для того, чтобы понять закономерности развития конфликтов, надо либо копать теорию (историю, психологию, мемуары игроков в покер...), либо выходить на уровень политики и играть в
опасные игры, с действительно высокими ставками, обретая необходимые для этого навыки по-ходу дела. Повышая таким образом стоимость ученической ошибки до совершенно неприемлемых величин.
Утверждение верное, в Азкабане у Гарри была масса времени на применение ЗНАНИЙ, навыки от него там не требовались.
Кроме того, вылез он оттуда благодаря своей темной стороне, большую часть планов ему подкинула именно она.
Нет, тёмной стороной он там не пользовался, потому что дементоры вокруг. Но дело не в том. В Азкабане перед ним стояла задачка совершенно другого плана. И с такими задачками он отлично справляется. Потому что у него есть все необходимые навыки, потому что адекватная оценка ситуации не требует от него каких-то знаний, опыта и проч. которых у него нет. У него есть опыт решения подобных задач. Это задачи на умение творчески мыслить.
Если провести аналогию с шахматами, это задачки типа "эндшпиль". Самые кстати интересные задачки для его возраста. Я тоже увлекался, и неплохо получалось. Политика же -- это первые две фазы шахмат: дебют и миттельшпиль. Дебют, который разыгрывается по одной из заученных схем, количество таких заученных схем в голове шахматиста растёт непрерывно сквозь всю его жизнь, посвящённую игре. Миттельшпиль же, это средняя фаза, в которой на доске ещё много фигур, просчитать игру до конца невозможно, но домашние заготовки кончились. Поэтому включается "интуитивное" чувство силы позиции, умение угадать намерения соперника, умение видеть угрозу до того, как она реализована, умение обмануть соперника и тд. и тп. Поттер в этом слаб.