Карма/Golden Rule с точки зрения рационалистов

Автор Тема: Карма/Golden Rule с точки зрения рационалистов  (Прочитано 13461 раз)

kuuff

  • Старожил
  • *****
  • Сообщений: 2 133
  • +220/-52
    • Просмотр профиля
Также это поддержу, так как сам на доту немало времени потратил. Повторять никому не рекомендую - намного лучше книжки читать. Приятнее и в процессе, и в результате.
Ну... Эмм... Я в общей сложности убил два года своей жизни в WoW. И, как бы это сказать... Я не думаю, что это лучший, эффективнейший способ проведения времени, но, наблюдая столько времени за жизнью и эволюцией WoW-сервера, я много думал о происходящем там. И я вполне пришёл к очень неплохим выводам. То есть, это не было совсем бесполезно.
В качестве примера такого вывода: нацеленность исключительно на результат -- это способ прожить жизнь зря. Надо получать удовольствие от самого процесса достижения цели, тогда жизнь будет гораздо интереснее. Куча людей в WoW рассматривает процесс вкачивания персонажа на верхнего уровня как скучную и неинтересную рутину. Я видел комментарии на форуме близов, полные возмущения тем, что игра требует от них играть и тратить время для того, чтобы дотянутся до "актуального контента", то есть, грубо говоря, до топовых боссов. Мне всегда было жалко таких людей: их как будто кто-то заставляет играть из-под палки. Это структура их собственной мотивации заставляет их играть из под палки. Я сделал для себя выводы, и я теперь всегда выстраиваю свою мотивацию иначе. Правда тот же WoW показал мне, что тут надо быть осторожным -- если получать удовольствие от процесса, забывая про конечную цель, то эта цель может быть никогда не достигнутой. По двум причинам: во-первых, может возникать много бесполезных "телодвижений", которые съедают время, не приближая к цели. Во-вторых, если на определённом этапе надо менять процесс (в вов при достижении верхнего уровня некоторые игровые задачи теряют актуальность, но возникают другие), то можно вообще потерять мотивацию к продолжению. Собственно в последний раз, когда я погружался в WoW (это был пиратский сервер, где крутилась исходная "ванильная" (vanilla) версия WoW, с ограничением по верхнему уровню в 60) -- я довольно долго залипал в окрестностях 40 уровня, а получив персонажа 60 уровня, я понял, что мне неинтересно и забросил. Хотя, казалось бы, исходно я мечтал походить персом 60 уровня по ванильным рейдам -- это невозможно на официальных серверах. В реальности же я прошёлся по двум рейдам по разу, и бросил играть вообще, даже несмотря на то, что мне понравилось одолевать эти рейды не одним-двумя персонажами 80+ уровня, а в составе компании в 25-40 человек.

Я не знаю, зачем я это написал, но рассматривайте это как пример того, что всё не так однозначно, как заявляет идея кармы. Человек во многом сам определяет то, как на него повлияет тот или иной опыт, какие уроки он из него извлечёт, и как это скажется на карме. Я наблюдаю все эти пертурбации мотивации и в реальной жизни, и более того я к ним готов и знаю, что с ними делать.
С другой стороны, это может быть и подтверждением идеи кармы: в до-WoW жизни я обрёл привычку наблюдать, думать, искать закономерности и обобщать. И это позволило мне использовать время игры в WoW для того, чтобы наблюдать, думать, искать закономерности и обобщать.
Собственно эти два противоположных объяснения наводят на подозрения фатальной нефальсифицируемости идеи кармы: можно объяснить, что угодно, а раз так, то эти объяснения не стоят выеденного яйца.

Aspergo

  • Пользователь
  • **
  • Сообщений: 23
  • +1/-0
    • Просмотр профиля
Цитировать
Лично мне в последнее время всё больше кажется, что, ведя себя по жизни всегда морально и порядочно, я просто проигрываю менее принципиальным людям. Также мне кажется, что история нас учит именно тому, что зло не всегда наказуемо, и, как следствие, идеи эти не вполне работают. Мечтаю узнать, что тут я ошибаюсь, хотя надежд на это всё меньше

Мне тоже довелось поиграть в MMORPG - только в моем случае это был Perfect World. Мне нравится проводить параллели между игрой и жизнью. И там, и там, чтобы не остаться в бедности на низких уровнях, нужно качаться, развиваться.

Богатства можно достичь обманом, воровством у других персонажей или с помощью знакомства с админом сервера (мой случай, очень познавательно было наблюдать, как другие игроки тратили n рублей и k часов, чтобы получить то, что мне досталось бесплатно и без усилий), или через бизнес (помощь в выполнении тяжелых квестов, сбор и продажа ресурсов), ну или через честный тяжелый труд - выполнять квесты, качаться.

 Донат, наверное, можно рассматривать как своего рода чит, ускоренное развитие благодаря наличию большого количества ресурсов, все равно как будто ты родился в семье богачей и для получения нужных ресурсов не нужно столько усилий, как тем, кто не донатит.

По-моему вполне неплохая миниатюрная симуляция реальной жизни. Но при этом ни разу не доводилось слышать от других игроков размышления о морали и нравственности, о том, как несправедливо что есть игроки с кучей богатств и высоким лвлом и есть бедные низкоуровневые игроки, которым и на лекарства не хватает.

Все понимают, что это игра, и таков порядок вещей. Хочешь воровать у других игроков - воруй, если удается кого-то обмануть, не попасться и в итоге остаться в выгоде в плане затраченных усилий и полученных ресурсов. Хочешь заниматься бизнесом или донатом, накапливать огромные ресурсы и использовать их с большой для себя выгодой, недоступной обычным игрокам - пожалуйста.

И ни один из игроков не ожидает, что если он будет добрым, хорошим по отношению к другим игрокам, в один прекрасный день, его добродетель вознаградится и он найдет клад, внезапно выиграет игровую лотерею или каким-либо иным способом станет богаче или выше уровнем. Всем понятно, что такое не возможно, и что добродетель и успех лежат в разных плоскостях - если ты хорош в одном, совсем не обязательно, что ты будешь так же хорош в другом.

И только в реальной жизни возникают размышления о морали и нравственности. Почему, если игра и жизнь ничем особо не отличаются? Возможно, потому что здесь ставки более реальные и эмоции берут верх над нами? Нам очень хочется верить в справедливости и в то, что негодяи будут наказаны, поэтому мы создаем в своем разуме эти ограничения.

Не хочу сказать, что всем нужно забить на мораль и начать использовать все средства для достижения целей. Но, возможно, к этому стоит относиться проще - с точки зрения cost-benefit анализа. Есть люди, которые настолько hardwired соблюдать правила социума, быть хорошими и нравственными, что, даже если они захотят сделать что-то недопустимое с точки зрения морали, им это будет невыгодно - слишком совесть будет есть потом. Что касается тех, кто менее щепетилен в подобных вещах - это их право и если и будет возмездие, то только в следствие активации определенных игровых механизмов, что вовсе не обязано случиться, только потому, что эти люди плохие.

Цитировать
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B5%D1%80%D0%B0_%D0%B2_%D1%81%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D0%BB%D0%B8%D0%B2%D1%8B%D0%B9_%D0%BC%D0%B8%D1%80

Интересная статья. Мне доводилось думать на эту тему, пытаясь понять религиозных людей. Если Бог посылает наказания и страдания/болезни за несоблюдения заповедей и грехи, значит все больные и страдающие, в принципе, заслуживают это и им не нужно помогать?

« Последнее редактирование: 06 Март 2017, 11:15 от Aspergo »

kuuff

  • Старожил
  • *****
  • Сообщений: 2 133
  • +220/-52
    • Просмотр профиля
И только в реальной жизни возникают размышления о морали и нравственности. Почему, если игра и жизнь ничем особо не отличаются? Возможно, потому что здесь ставки более реальные и эмоции берут верх над нами? Нам очень хочется верить в справедливости и в то, что негодяи будут наказаны, поэтому мы создаем в своем разуме эти ограничения.

Мне понравилась постановка вопроса. Но мне кажется, здесь не следует ограничиваться одним ответом. Дело может быть в особенностях игрового процесса. Все эти донаты, в общем-то, не мешают жить другим. Даже в некотором смысле помогают: если кто-то имеющий кучу денег в реале, тратит их на внутриигровую валюту, а потом покупает за безумные деньги шмот у других персов, то эти другие персы тоже в доле -- они не смогли бы загнать шмотку за 1000g тому, кто эту 1000g добыл по́том и кровью.

Чтобы вырабатывались какие-то моральные правила, должна быть дилемма заключённого. То есть должны быть некие задачи, успешное выполнение, которых зависит от соблюдения всеми определённых правил поведения. И это не только соблюдение тактик на боссах, а, например, договорённость не убивать у других, с кем идёшь бить босса. Игра должна позволять убивать соратников, оставляя игрокам свободу самостоятельно решать возникающие проблемы. Игра должна позволять порушить игровой процесс других, но при этом оставлять какие-то возможности для преодоления этих проблем. Но такого баланса достичь сложно. И невыгодно для игроделов, потому что многим неинтересны такие проблемы и поиск путей их решения.

Aspergo

  • Пользователь
  • **
  • Сообщений: 23
  • +1/-0
    • Просмотр профиля
  Но при этом донат поднимает стоимость товаров, делая их недоступными для обычных игроков. Выигрывает только буржуазия игры.
 
  В принципе, во время убийства босса всегда можно выйти из пати и начать убивать союзников. Есть люди, которые так делают. Или убивают всех после убийства босса, чтобы собрать лут самим. Разве что нельзя убивать других в безопасных зонах, вроде городов. Но в реальности ведь тоже не так просто убить кого-то в центре города, проще в пвп зоне - на окраинах.



Alaric

  • Старожил
  • *****
  • Сообщений: 1 744
  • +175/-17
    • Просмотр профиля
    • Мой ЖЖ
Я сам в ММОРПГ никогда не играл, но плачи о том, что в некоторых играх без денег ничего не добиться или что те, у кого деньги есть, получают слишком большое преимущество, до меня вполне долетали. Более того, плачущие считали обычно это достаточным обоснованием, чтобы склонять тех, кто платит те самые деньги на все лады. А в ответных плачах уже те, кто платит деньги, склоняли на все лады тех, кто на это жалуется :) Поэтому, по-моему, рассуждения о морали и нравственности всё равно есть.

В принципе, во время убийства босса всегда можно выйти из пати и начать убивать союзников. Есть люди, которые так делают. Или убивают всех после убийства босса, чтобы собрать лут самим.
И что, те же самые люди, которых они убивали, продолжают совершенно спокойно их звать в следующие рейды? Или всё-таки стараются мстить, громко орут на всех перекрёстках, что такой-то - моральный урод, или хотя бы по возможности стараются держаться подальше?

Мне представляется, что внутри ММОРПГ нет гипотезы справедливого мира только потому, что ММОРПГ гораздо проще, чем реальный мир. Человеку гораздо проще поверить, что он знает абсолютно все законы, управляющие ММОРПГ, чем поверить, что он знает все законы, управляющие реальным миром. Если ММОРПГ станет достаточно сложной, если в ней будут достаточно регулярно случаться события, которые игрок совершенно не может предугадать, вполне может начать появляться какая-нибудь мифология.

kuuff

  • Старожил
  • *****
  • Сообщений: 2 133
  • +220/-52
    • Просмотр профиля
Я сам в ММОРПГ никогда не играл, но плачи о том, что в некоторых играх без денег ничего не добиться или что те, у кого деньги есть, получают слишком большое преимущество, до меня вполне долетали. Более того, плачущие считали обычно это достаточным обоснованием, чтобы склонять тех, кто платит те самые деньги на все лады. А в ответных плачах уже те, кто платит деньги, склоняли на все лады тех, кто на это жалуется :) Поэтому, по-моему, рассуждения о морали и нравственности всё равно есть.
Это уже тогда, когда донат существенно изменяет игровой баланс не в пользу тех, кто не донатит. Когда недонатящие постоянно вынуждены обламываться из-за донатящих. Но, кстати, самого такого отдельного взятого нарушения баланса недостаточно, что ещё больше интригует.
Я в travian играл, и там донат реально тащит -- это увеличенная выработка ресурсов в час, это возможность ускорения строительства, плюс какие-то ещё плюшки. И не донатящий игрок может выживать на периферии пару недель отсилы. Если он сможет подружиться с соседями и объединится в клан, то месяц, может два.
Но стонов о том, что вот какие донатчики сволочи я не упомню. Правда, может это мне повезло оказаться среди людей, кто воспринимал ситуацию такой, какая она есть -- я там недели две зависал всего, и мы там насобирали человек 10-20 в клан, чтобы совместными усилиями отбиваться от остальных. Потом мне надоело, слишком уж много игра требует внимания, причём круглосуточного. Соответственно я общался с этой парой десятков людей только, и эпизодически с теми, кому я причинял неудобства, изымая их ресурсы.

Aspergo

  • Пользователь
  • **
  • Сообщений: 23
  • +1/-0
    • Просмотр профиля
Я сам в ММОРПГ никогда не играл, но плачи о том, что в некоторых играх без денег ничего не добиться или что те, у кого деньги есть, получают слишком большое преимущество, до меня вполне долетали. Более того, плачущие считали обычно это достаточным обоснованием, чтобы склонять тех, кто платит те самые деньги на все лады. А в ответных плачах уже те, кто платит деньги, склоняли на все лады тех, кто на это жалуется :) Поэтому, по-моему, рассуждения о морали и нравственности всё равно есть.
И что, те же самые люди, которых они убивали, продолжают совершенно спокойно их звать в следующие рейды? Или всё-таки стараются мстить, громко орут на всех перекрёстках, что такой-то - моральный урод, или хотя бы по возможности стараются держаться подальше?

Мне представляется, что внутри ММОРПГ нет гипотезы справедливого мира только потому, что ММОРПГ гораздо проще, чем реальный мир. Человеку гораздо проще поверить, что он знает абсолютно все законы, управляющие ММОРПГ, чем поверить, что он знает все законы, управляющие реальным миром. Если ММОРПГ станет достаточно сложной, если в ней будут достаточно регулярно случаться события, которые игрок совершенно не может предугадать, вполне может начать появляться какая-нибудь мифология.

  Мне всегда казалось, что агрессия была скорее направлена на админов сервера, которые из жадности делали важные игровые вещи недоступными без доната, а не на других игроков, которые донатят.

fpaint

  • Пользователь
  • **
  • Сообщений: 21
  • +7/-2
    • Просмотр профиля
Лично мне в последнее время всё больше кажется, что, ведя себя по жизни всегда морально и порядочно, я просто проигрываю менее принципиальным людям. Также мне кажется, что история нас учит именно тому, что зло не всегда наказуемо, и, как следствие, идеи эти не вполне работают. Мечтаю узнать, что тут я ошибаюсь, хотя надежд на это всё меньше :(

Мне кажется, тут есть такая ошибка, неопределённый момент. Мне сложно подобрать слова, чтобы точно выразить эту мысль и ненароком не оскорбить, но всё же попытаюсь. Итак, у каждого человека своя мораль. У каждого - свои ценности, свои оценки хорошего и плохого. Каждый сам выбирает для себя, что считать порядочным, а что нет. Это всё субъективные вещи, определяемые частично социумом, частично воспитанием, частично - личной работой над собой. Нету абсолютной морали и объективной шкалы порядочности. Потому, каждый оценивает своё поведение со своей колокольни, и каждому, независимо от того, какой он подлец и негодяй, кажется, что он ведёт себя правильно, морально, порядочно. Любой, даже самый мерзкий тип, имеет свою причину и оправдание для поступков. И замечает свои недостатки только в окружающих, а не в себе самом.

Поэтому, когда ты пишешь, что "карма не работает, я ж хороший, а другие - плохие, но почему-то вселенная награждает других, а меня наказывает", возможно ты ошибаешься. Преувеличиваешь свои качества и недооцениваешь качеств других людей. Не замечаешь неосознанно причиняемого окружающим зла. Принимаешь за должное оказываемое тебе добро и не благодаришь. И так далее.

lostallhope

  • Пользователь
  • **
  • Сообщений: 77
  • +7/-5
    • Просмотр профиля
Здорово, что, по прошествии полутора месяцев, здесь ещё продолжается обсуждение ˆˆ

Про мораль и ММОРПГ: лично мне не очень нравится идея углубляться в эти параллели между виртуальными мирами и реальным, т.к. для меня с ММОРПГ ясно одно - не надо в них играть. Разве что немного для какого-то “общего развития”, ну или детям - опять же для общего развития.

Для меня ММОРПГ закончились, когда стало ясно, что бессмысленно пытаться чего-то в них достичь. Что в виртуальном мире виртуальные достижения может чего-то и стоят, но, когда человек возвращается в мир реальный - он видит, что просто выбросил часть своей жизни. (Выбросил в смысле развития себя в реальности, в смысле аккумуляции реальных ресурсов. В плане “счастья” - может, конечно, и не совсем выбросил.)

Впрочем, написав всё это, хочу добавить, что меня, как и ряд других людей, онлайн-игры точно кое-чему научили. Помимо привычки думать в первую очередь о своих интересах (не в смысле эгоизма, а в смысле ”…а не об интересах моего государства”. Вроде для пост-коммунистических стран это зачастую навык, нуждающийся в отдельном приобретении), помимо ещё ряда каких-то небольших полезных навыков, я заметил следующее:

Я играл в разные игры с разными людьми, и, когда я бывал на стороне людей “не вполне моральных” - это всегда негативно сказывалось на наших (и моих) игровых достижениях.

Не хочу примерами увлекаться, иначе пост слишком большим получится. Просто, может, кто-то, прочтя это, заметит подобное и в своей жизни.

Поэтому, когда ты пишешь, что "карма не работает, я ж хороший, а другие - плохие, но почему-то вселенная награждает других, а меня наказывает", возможно ты ошибаешься. Преувеличиваешь свои качества и недооцениваешь качеств других людей. Не замечаешь неосознанно причиняемого окружающим зла. Принимаешь за должное оказываемое тебе добро и не благодаришь. И так далее.

Да, наверное, так и есть. Впрочем, лично я вот занимаюсь тем, что постепенно ищу людей, которых когда-то обидел, и предлагаю им компенсировать вред :) По сути, решение тут - просто честно оценивать свои и чужие поступки. Не врать ни себе, ни окружающим.



Возвращаясь к теме морали:

Я пока остановился на таком выводе, что Карма и Golden Rule - концепции, в реальной жизни скорее работающие, но не абсолютно. А нарушение моральных норм, как правило, выгодно в краткосрочной перспективе, но не выгодно в долгосрочной. Т.н. “short-term gain, long-term loss”. Тут вот пример привели:

В принципе, во время убийства босса всегда можно выйти из пати и начать убивать союзников. Есть люди, которые так делают. Или убивают всех после убийства босса, чтобы собрать лут самим.

В краткосрочной перспективе такое поведение явно выгоднее, чем честно поделить лут и свою небольшую долю получить. В долгосрочной же, по-моему, действительно, произойдёт скорее подобное:

И что, те же самые люди, которых они убивали, продолжают совершенно спокойно их звать в следующие рейды? Или всё-таки стараются мстить, громко орут на всех перекрёстках, что такой-то - моральный урод, или хотя бы по возможности стараются держаться подальше?

Кстати, я там на первой странице темы писал про мораль и социальные графы - так вот, в данном случае, кажется, произойдёт “перемещение” такого рейдового вора на социальном графе ММОРПГ подальше от игроков, с кем он был в рейде, и поближе к другим таким же ворам - в тот самый “криминальный мир”. Ну и дальше ему придётся либо ходить в рейды с ворами (менее эффективно), либо восстанавливать свою репутацию, компенсировать причинённый ущерб.
« Последнее редактирование: 11 Март 2017, 20:06 от lostallhope »

lostallhope

  • Пользователь
  • **
  • Сообщений: 77
  • +7/-5
    • Просмотр профиля
В общем, лично я окончательно подвёл черту под всеми этими рассуждениями про "карму" и т.п., когда сегодня наткнулся на историю убийства Кристины Гримми в прошлом году.

Кажется, она вообще последним человеком была, заслуживающим чего-то подобного.

Вот и всё. До последнего у меня была какая-то вера во "всеобщую справедливость", в то, что, может, она скрыта где-то? Может, мировая история сфальсифицирована? Может, в конце концов, как Илон Маск предполагает, мы в симуляции живём?

Но история с Кристиной последней каплей стала. Жизнь несправедлива, кармы нет, бога нет, и т.д. и т.п.

iren_doroshenko

  • Постоялец
  • ***
  • Сообщений: 235
  • +24/-67
    • Просмотр профиля
Жизнь несправедлива, кармы нет, бога нет, и т.д. и т.п.
Не отчаивайтесь! Главное есть рациональность, а это значительно полезнее и веселее, более того- управляемо.

lostallhope

  • Пользователь
  • **
  • Сообщений: 77
  • +7/-5
    • Просмотр профиля
Не отчаивайтесь! Главное есть рациональность, а это значительно полезнее и веселее, более того- управляемо.

Спасибо. Мне, кстати, всё ещё кажется, что настоящая "рациональность" включает в себя нарушение моральных норм и различное зло иного рода.

Т.е. когда, скажем, Вы видите персонажа фильма, ведущего себя по жизни на 100% порядочно - Вы можете достаточно уверенно предположить, что этот персонаж к концу фильма "победит"(рациональность же, в целом, об этом, правильно?). А когда Вы в реальной жизни видите человека, жёстко ограничивающего своё поведение моральными нормами - наоборот, по моему мнению, можно предположить, что этот человек в этом аспекте своей жизненной стратегии нерационален, и, вероятно, проиграет более "гибким" людям.

Я уже отчаялся сам найти ответ на вопрос, так ли это, и поэтому спросил об этом кого-то из CFAR, пожертвовав сначала им денег. Если у них найдётся время ответить - поделюсь тут их позицией, наверное.

iren_doroshenko

  • Постоялец
  • ***
  • Сообщений: 235
  • +24/-67
    • Просмотр профиля
Мне, кстати, всё ещё кажется, что настоящая "рациональность" включает в себя нарушение моральных норм и различное зло иного рода.

Я вижу в ваших словах противоречие. С одной стороны, Вы уверились, что кармы и прочего нет. С другой, пишите:" рациональность" включает в себя нарушение моральных норм и различное зло иного рода."  Моральные нормы по чьему определению? Вы сами вольны следовать своим же нормам, у вас есть возможность рационального выбора правил, которые будут соответствовать вашим внутренним убеждениям, терминальным ценностям. Главное, чтобы они были не противоречивы. Исходя из этих собственных норм, Вы выбираете свой путь. В общем банальность скажу, но стоит сравнивать себя с самим собой.  Определяйте свою эффективность сравнивая- когда вы следуете золотому правилу, или когда следуете своим собственным осознанным нормам. Если так сделает каждый, мир должен бы был стать лучше.
В статье о критике наивного консеквенциализма была попытка разобрать ваш вопрос.

Kroid

  • Ветеран
  • ****
  • Сообщений: 779
  • +62/-7
    • Просмотр профиля
Один из вопросов в этой теме был - "как так, я хорошо себя веду, а все ништяки достаются другим, которые плохо себя ведут".

Ранее проводили параллель с онлайн-играми, я же попробую взять другую аналогию, чтобы ответить на вопрос.

Итак, есть такое понятие - френдзона. Обычно это описывается примерно таким образом. Есть парень, ему нравится девушка. Этот парень с ней общается, выполняет мелкие просьбы, помогает, утешает и прочее - в общем, ведет себя как "хороший парень". А девушка встречается с другими парнями, которые, как считает первый, козлы и вообще плохие люди. И парень разочаровывается в деушках, точно так же как несколькими постами выше lostallhope разочаровывается в карме - "я хорошо себя веду и проигрываю тем, кто плохо себя ведет".

Но если присмотреться, ситуация видится совсем другой. Этот парень не обладает высокими моральными качествами. Он хочет секса (как и все остальные), но боится отказа. Боится что-то сделать, чтобы не попасть в неудобное положение. Всё, что ему остается - ходить кругами вокруг девушки, держа дистанцию, в надежде, что случится чудо. Ну и получаем закономерный результат - он не станет главным героем, исполняя роль статиста. Хочу акцентировать внимание: хоть его действия и действия "теоретически хорошего парня" похожи в первом приближении, на деле полностью различны, как и причины этих действий. Если бы я верил в судьбу, я бы сказал, что само провидение приложило тут свою руку.

Золотое правило нравственности не создано для получения ништяков и хорошей позиции на иерархической лестнице общества. Для подобных вещей есть другие инструменты - например, дубинка. Считая наоборот, вы просто сами себя обманываете. Миротворец идет в зону боевых действий ради идеи, а не ради того, чтобы окружающие посмотрели на него и сказали - "вау, ты хороший парень, будь нашим королем". Золотое правило нравственности - идея. И, возможно, она стоит того, чтобы прилагать усилия. А вот в карму, как в сверхъестественное явление, я не верю.

lostallhope

  • Пользователь
  • **
  • Сообщений: 77
  • +7/-5
    • Просмотр профиля
Kroid, да, теме "хороших парней" целый сабреддит посвящён :) https://www.reddit.com/r/niceguys/

Что касается третьего (большого) абзаца Вашего поста: я вот сегодня как раз документальный фильм посмотрел - http://www.dailymotion.com/video/x1jprgh_bbc-horizon-nice-guys-finish-first-richard-dawkins-1987_tech "Nice Guys Finish First" (1987) Ричарда Докинза. Он не про "хороших парней", а про настоящих хороших парней (людей (живых существ, на самом деле)). Центральная идея фильма - повторяющаяся Дилемма заключённого и то, какие стратегии в ней наиболее прибыльны.

Так вот, в фильме Докинз рассказывает, что наиболее выгодная стратегия - "Tit for Tat" - одновременно и наиболее "порядочная". Не альтруистичная, но и не содержащая в себе никакого обмана. Т.е. если Вы хотите максимизировать свою прибыль в повторяющейся Дилемме заключённого - лучшая стратегия: порядочность. "Дубинка" (обман, в данном случае) не нужна! Более того - она вредна. Стратегии, включающие в себя обман, оказались хуже честных в приводимых в фильме исследованиях.

Если хотите глубже понять, что я написал - лучше просто фильм посмотрите, если время есть 8) По-моему, он неплохой. Хотя не уверен, не изменилось ли что-то кардинально с 1987 года, в т.ч. во взглядах Докинза.

Это я не к тому, что "карма существует" или вроде того - просто пытаюсь проиллюстрировать идею связи порядочности и "получения ништяков" (раз уж данная тема вроде как об этом).

На этом замолкаю и возвращаюсь в депрессию и безысходность :D