Вообще-то я имел ввиду совсем другое: внутреннее ограничение может стоять не на убийство как таковое, а на убийство как "простой путь решения проблем".
Так и в описываемой "культуре чести" далеко не каждое убийство допустимо. Например, за убийство с целью ограбления суд присяжных вряд ли вынесет оправдательный приговор. Главное же, что объединяет Чэна и уроженца Харлана – отсутствие абсолютного внутреннего запрета на убийство.
Зачастую мы вынуждены под давлением времени, эмоций, обстоятельств совершать роковой выбор. И этот выбор может оказаться убийством
Если вы намекаете на историю со старой теткой-ретроградом, то в данном случае желание убить является как раз тщательно обдуманным. Хотя, на мой взгляд, убивать человека только за то, что он мешает курить и бухать на рабочем месте (что наверняка строжайше запрещено правилами данного учреждения) – запредельная тупость. Разумеется, люди нередко убивают и по гораздо более ничтожным поводам, но, как правило, в алкогольном или наркотическом угаре, а не по трезвому размышлению.
Так вот вариация деонтологической ценности "не убийства" есть требование признавать эту трагедию.
Для любого современного вменяемого цивилизованного человека смерть другого – всегда трагедия. Как сказал когда-то Джон Донн: "Смерть каждого человека уменьшает меня, ибо я – часть человечества". Но убийства, причем массовые, до сих пор совершаются, в том числе и современными вменяемыми цивилизованными людьми. Поэтому гораздо интереснее вопрос, почему убийство себе подобных у вида Homo sapiens не запрещено на генетическом уровне.
В другой теме я уже
приводил одно из объяснений. Дело в том, что эволюция рациональна по-своему. Из всех прочих видов человека выделяет уникальная "способность человеческих индивидов кооперироваться с особями, не состоящими с ними в близком родстве". Такая способность, закрепленная генетически, и позволила, в частности, виду Homo sapiens совершить эволюционный рывок.
Однако способность к кооперации отнюдь не единственная способность, выделяющая людей из животного мира. В условиях дефицита значимых для выживания ресурсов актуальным становится агрессивное поведение, направленное против потенциальных конкурентов. И подобная особенность также была закреплена генетически. Нет ничего удивительного в том, что наиболее жестокие культуры формируется в тех регионах, где борьба за ресурсы является самым обычным делом.
Вот эта потенциальная агрессия к "чужому", покушающемуся на ценный для меня ресурс (например, возможность беспрепятственно курить и бухать, не сходя со своего рабочего места) сидит в каждом человеке, каким бы цивилизованным он ни был. И стоит внешним условиям измениться к худшему, как вся цивилизованность моментально слетает, обнажая свирепого хищника, готового насмерть сражаться за то, что он считает "своим".