Да все эти разговоры про "натянутость" натянуты сами по себе. Мне тут вспомнился эпизод случившийся в стройотряде. Мы работали на ж/д путях. Железная дорога ужасно тяжёлая, потому что железная. И инструменты для работы с ней, соответственно, тоже все железные и тоже ужасно тяжёлые. Поэтому у нас была железная же и ужасно тяжёлая телега, которая ездила по рельсам, для перевозки этих инструментов. Телега не была дрезиной -- у неё не было ни педалей, ни рычагов, чтобы приводить её в движение. Все хитрые приспособления на ней сводились к ручке сбоку, поворачивая которую можно было тормозить телегу.
В очередной раз, когда мы спускали эту телегу с горы к тому анонимному месту в тундре, которое на данный момент было чем-то типа нашей базы, мы как всегда просто пустили телегу катиться самостоятельно. И я оказался среди тех, кто сидел на телеге сверху, а не шёл за ней следом. Телега катилась, разгонялась, но мы не особо переживали до тех пор, пока не пролетели мимо "базы". Что такое? Парень который сидел рядом с ручкой тормоза что-то там пытался делать, со странными словами из которых следовало, что телега не тормозит. И вдруг скорость развития событий рывком увеличилась. Парень, возившийся с тормозом упал с телеги. Надо что-то делать! Тот кто сидел сзади спрыгнул с телеги и попытался ухватить её за поручни сзади, чтобы бежать по шпалам и тормозить. Но ему это не удалось -- он не "поймал" телегу, бежал несколько десятков метров за телегой, но не догнал. Нас на телеге осталось двое -- Ваня и я. Я начал прокачивать в голове ситуацию -- телега неуправляемо разгоняется катясь с горы, скорость уже дохрена (тогда я не умел скорость на глаз оценивать, но сегодя думаю что 30-40 км/ч было) и скорость продолжает нарастать. Тормоз сломался. Кажется Саша (вроде его так звали) прежде чем упасть с телеги сказал что-то о том, что он отломал ручку тормоза. Можно ли как-то воспользоваться тормозом с отломанной ручкой я даже не представлял, потому что до того момента не заморочился посмотреть на механизм и выяснить как он работает. Как тормозить телегу не прибегая к тормозу неясно -- внизу шпалы, и есть допустим опустить ногу чтобы пяткой по шпалам, то просто каждая шпала будет по ноге лупить так, что мало не покажется, и вряд ли это заметно скажется на скорости (можно было попробовать тормозить об рельс, но об этом я не подумал тогда). Я начал прикидывать -- проходил ли на шахту состав за углём: если проходил то он в любой момент может оказаться на встречном курсе. Я успел ещё отметить мысль что в данный момент никакой угрозы моей жизни нет -- даже если я сейчас увижу состав впереди, я просто спрыгну, скачусь под откос и в худшем случае получу пару синяков, в лучшем (и ожидаемом) вообще никак не пострадаю. И после такого предварительного анализа (я не знаю -- доли секунды, может быть единицы секунд, во всяком случае гораздо-гораздо быстрее, чем писать это) я поглядел на Ваню. Я увидел в его глазах полную растерянность и даже, быть может, страх. И я моментально принял решение, я даже не успел подумать какое именно решение я принял -- я просто спрыгнул с телеги. Ваня тоже спрыгнул -- видимо он увидел в моих глазах то же самое, что и я в его.
Потом мы километра четыре бежали за этой телегой -- она благополучно скатилась с горы, покатилась, теряя скорость по горизонтальному участку, и встала не доезжая до шахты километров двух-трёх (нам бы бошки всем оторвали, если бы она доехала и её бы заметили на переезде, а если бы она въехала бы в какой-нибудь мерседес на переезде -- то мы бы наверное за это лето работы не получили бы ни копейки). В хорошее расположение духа мы пришли лишь на обратном пути, толкая телегу перед собой и собирая по пути рассыпавшиеся с неё ломы, домкраты, лопаты и прочие вещи.
И что я для себя вынес из этой истории, что невозможно не имея практики принятия решений в критических условиях, принимать эти решения здраво. Я отмечу, что я никогда и никому потом не говорил о том, что я спрыгнул от страха. Я рассказывал, что просто упал. Ваня тоже не говорил, что спрыгнул -- я вообще не помню, как он объяснял то, что он покинул телегу. Обмозговывая задним числом, я был удивлён тому, насколько я был туп. До конца спуска нам оставалось ну метров пятьсот быть может, причём уклон был существенно меньше. За спуском был поворот, на котором телега могла опрокинуться -- если бы она это сделала, когда мы находились на ней, то мы бы вряд ли сильно пострадали бы, но нам не пришлось бы бежать за ней. А за поворотом уже не было никаких спусков, либо горизонтальные участки, либо подъёмы. И всё это в тундре, где паровоз легко можно заметить за километр, причём скорость движения этого паровоза вовсе не 300 км/ч, а несколько десятков км/ч, то есть примерно как у нашей телеги. То есть, в случае если бы нашим жизням засветила бы какая реальная а не воображаемая угроза, то мы бы об этом узнали за минуты до того как. Но в критической ситуации казалось очень важным принять решение прямо сейчас. Время уходит! Я подумал ещё -- и ещё немного бесценного времени ушло, телега едет ещё быстрее! Надо принимать решение сейчас! Не через секунду, а сейчас!
Я был в такой ситуации, я видел своё поведение в такой ситуации, и поэтому я весьма снисходительно отношусь к тому, как себя повёл в критической ситуации Поттер. Даже не так, я весьма уважительно к этому отношусь: пускай Поттер выбрал и не лучшее решение, но он не выбрал худшее. Полагаю, что это уроки защиты сказались и опыт полученный на них.