Еще в каноне меня заинтересовал принцип распределения на факультеты. Правда, все озвученные критерии показались, мягко говоря, странноватыми. Основатели Хогвартса были, без сомнения, умнейшими людьми своего времени, поэтому естественно ожидать, что столь важная процедура продумывалась ими до мелочей.
Но какое отношение к обучению имеет, например, смелость – традиционное гриффиндорское качество? Или "чистота крови", характерная для слизеринцев? Есть подозрение, что за минувшие века исходные критерии оказались позабыты всеми, кроме самой Распределяющей Шляпы. Их место заняли домыслы и легенды, в которых теперь с трудом угадывается тень былой закономерности.
Почему бы не попробовать восстановить первоначальную систему сортировки?
Начнем с вопроса: какие качества наиболее значимы в процессе обучения? Не нужно быть Основателями, чтобы найти верный ответ. Это, в первую очередь, социальные и интеллектуальные навыки. Без успешной социализации, как и без интеллектуальных способностей, трудно ожидать значимых достижений в учебе у кого бы то ни было. Однако навыки бывают разными, нам же необходимо выбрать наиболее базовые качества, обладающие максимальной универсальностью.
Кроме того, мы знаем итоговый результат – факультетов ровно четыре, не больше и не меньше. Так же известно, что для разделения любого множества объектов на четыре категории достаточно всего двух дихотомий. Каждая дихотомия задает на базовой шкале наличие/отсутствие одного конкретного качества. Либо данное качество имеется, либо нет – без полутонов.
Первая дихотомия – социальная. Она определяет роль социального контекста. Выраженная социальная сверхмотивация нагляднее всего представлена честолюбием, которое и задает первый критерий – отличительную особенность гриффиндорцев и слизеринцев. Именно на этих двух факультетах концентрируется наибольшее число честолюбцев, что довольно хорошо соответствует канону.
Вторая дихотомия – интеллектуальная. Она "ответственна" за сложность моделей и схем, которыми способен оперировать разум ученика. "Сложное" мышление отделяет когтевранцев и слизеринцев от остальных учеников.
Наложение двух шкал позволяет уточнить конкретный факультет. Взять тех же когтевранцев и слизеринцев. Они примерно в равной степени способны к составлению сложных планов, однако когтевранцы предпочитают "витать в облаках" абстрактных понятий, тогда как слизерницы стремятся реализовать свои таланты в "реальной жизни". Политика – их стихия.
С другой стороны, слизиренцы и гриффиндорцы одинаково пытаются самоутвердиться в социальной сфере, соперничая за места на иерархической лестнице. Но если гриффиндорцам свойственно идти напролом, т.е. наиболее простыми – прямыми – путями, то слизеринцы действуют, как правило, "в обход" – посредством тщательно продуманных "многоходовок".
Дальнейшая эволюция понятна. "Простое" мышление, помноженное на честолюбие, дает склонность к безрассудным поступкам, обычно принимаемым за смелость. В свою очередь, тяга к сложным планам по захвату власти нередко оборачивается коварными интригами. Ну а коварство – та фирменная черта, благодаря которой "благородные" выделяются на фоне прямолинейных "неотесанных" простолюдинов.