А если серьёзно, то я, конечно, осуждаю всяческие перегибы по поводу политкорректности (как и перегибы по поводу чего угодно), но мне совершенно не очевидно, что пострадавших при отсутствии политкорректности было бы меньше.
Обсуждение вопроса, является ли политика политкорректности единственным способом борьбы с ксенофобией, оправдывающим все издержки, лучше бы вынести в отдельную тему. (Не знаю, как другим, а мне уже приходят предупреждения за посты не по теме.) Здесь же имеет смысл сосредоточиться на вопросе, является ли такой издержкой тенденция "перекрашивания" персонажей из белого в чёрный цвет. На мой взгляд - безусловно. Ведь создание художественного произведения это особый процесс, основанный не столько на логике, сколько на интуиции. Писатель и сам зачастую не в состоянии объяснить, почему персонажи "увиделись" ему именно такими. Но писателю и не нужно этого знать, ему достаточно опираться на художественные образы, чтобы создать в итоге цельное произведение – некий глобальный суперобраз. И попытки задним числом что-то в нём исправить ничем не отличаются от подрисовывания усов и бороды на каком-нибудь портрете, написанным известным художником. Лучше уж точно не станет.
Это только на первый взгляд кажется, что если о какой-то детали не говорится напрямую, то её можно безнаказанно заменить. Есть ещё такая важная вещь, как контекст. Взять, например, первое появление Гермионы в книге, которое мы наблюдаем глазами Гарри Поттера. О цвете кожи ничего не говорится (специально проверил). Но многие ли читатели, читавшие "Философский камень" до экранизации книги, представили на её месте чернокожую девочку? Мне кажется, процент подобных читателей близок к нулю. Ведь мы знаем, что действие происходит в Лондоне - столице страны с преимущественно белым населением. И если о цвете кожи её обитателя ничего не говорится, то по умолчанию она считается белой.
Роулинг отлично осведомлена о роли контекста. Взять хотя бы такого второстепенного персонажа, как Дин Томас, которому была придумана целая биография:
http://ab.fanrus.com/JKR_facts/1214229749/Изначально она вообще предполагала посвятить ему в первой книге целую главу. По словам Роулинг, британский издатель убрал эту главу, но она осталась в американском издании, где Томас описывается как чернокожий мальчик. Можно ли было догадаться о данном факте, не читая американскую версию? Оказывается, можно. Нам известно, что Томас обожает футбол, а над его кроватью висит плакат футбольной команды "Вест Хэм". Роулинг, как всегда, точна в деталях: за команду "Вест Хэм" болеют в основном лондонские чёрные. Таким образом, для коренных британцев цвет кожи Томаса вовсе не являлся секретом.
Другой важный момент связан с целевой аудиторией. Если белый автор живет в стране с преимущественно белым населением, то он поневоле смотрит на мир глазами белого человека. И пишет, естественно, в первую очередь для белой аудитории, которая также разделяет его видение мира. Успех любой книги в значительной мере связан с тем, сумеют ли читатели встать на место героя, всерьёз проникнуться его взглядами и проблемами - короче, примерить его образ на себя. А теперь представим, что Роулинг описала бы в роли Гермионы чернокожую актрису из спектакля. Стала бы в этом случае Гермиона столь же популярна в европейских странах? Что-то я сомневаюсь. Всё-таки большинство населения там белое. Американский автор наверняка бы сделал кого-то из троицы главных героев цветным, но Роулинг на тот момент интересовали иные, более глубокие проблемы. Не случайно борьба за права домовых эльфов подаётся ею исключительно в юмористическом ключе.
Если вас попросить, не глядя в Гугл и в текст, указать хотя бы с точностью до трети тома, где находятся цитаты, в которой упомянут белый цвет кожи Грейнджер, со сколькими цитатами вы справитесь? Это же "важная или даже очень важная деталь"!
Я хоть и читал канон, но аналогичный вопрос про её цвет волос или ум вызовет сходные затруднения. Однако, как говорилось выше, помимо прямых упоминаний важен контекст. Например, конкретный район проживания, материальный достаток семьи, профессия родителей, даже имя - всё это коррелирует с определённым цветом кожи. И механическая замена неявно подразумеваемого цвета на какой-то другой входит в противоречие с массой деталей, раскиданных на протяжении всей эпопеи.
Роулинг не забыла цвет лица своего героя. Она просто ошибочно заявила, что этот цвет в тексте не упомянут.
Из чего следует, что она забыла (или сделала вид, что забыла) о
всех подобных упоминаниях. При этом она отлично помнит о деталях биографии второстепенного персонажа, которые вообще не отражены в книгах. Интересная избирательная амнезия.