Сейчас в США очень активно обсуждаются эти вопросы. Куча статей публикуется. И, в частности, там можно найти описания того, как работает дискриминация, и сделать выводы, почему отдельные ответные случаи не играют существенной роли, с точки зрения отдельно взятого человека.
Вот например:
https://www.thecut.com/2017/08/ellen-pao-silicon-valley-sexism-reset-excerpt.html?wpsrc=nymagЭто правда про сексизм, то есть про женские карьерные сложности, а не про расизм или гомофобию.
Вот ещё:
https://www.theguardian.com/technology/2017/aug/18/women-google-memo-racism-sexism-discrimination-quitЭтот случай правда более мутный. То что девочка называет расистской микроагрессией для меня выглядит излишней чувствительностью. В том смысле, что, на мой взгляд, вне зависимости от того, допустимы или нет в обществе те явления, на которые она жалуется, бороться с этими явлениями следует всё же, меняя в первую очередь отношение жертвы к происходящему, и подвергая жертв всевозможным психологическим тренингам и консультациям, а не всех остальных.
При этом, здесь сложно понять, в чём причина её реальных сложностей -- женский пол или национальность.
Но я напомню, я это к тому, что реальная дискриминация может быть ползучей и со стороны не заметной. Она может быть такой, что её вообще никто не замечает, кроме жертвы. Эту дискриминацию может быть крайне сложно заметить со стороны. Скажем, вы не замечали как гадко обходятся взрослые с детьми? Скорее всего либо не замечали, либо замечали отдельные особо яркие эпизоды, но попробуйте представить себя на месте ребёнка. Вы заняты решением какой-нибудь сложной для вас проблемы, тут входит родитель и говорит "у тебя бардак в комнате, прибери её сейчас же". И попробуйте теперь родителю объяснить, что вам надо ещё полчасика-часик на то, чтобы закончить то, чем вы заняты сейчас. Для родителя это выглядит глупой детской игрой, а попытки дискутировать он воспринимает как непослушание и упрямство. Поэтому он повышает голос, взывая к тем ваши нейронные сети, которые отвечают за иерархию и подчинение более статусной особи, и... Нет, может быть это и правильно с воспитательной точки зрения -- я не знаю, -- но как часто вы замечаете, что родитель ведёт себя по отношению к ребёнку, таким образом, что любой взрослый человек на месте ребёнка бы воспринял бы это как совершенно неприемлимое отношение?
Вот то же самое творится и с дискриминацией по половому, расовому или гендерному признаку. Она есть, но никто её не замечает, потому что это воспринимается как норма. Все именно этого и ждут, а если человеческая психика может хорошо предсказать что-то в автоматическом режиме, то она не замечает, когда это что-то происходит. Если у меня на стенке висят часы, которые громко тикают и отбивают каждые полчаса, то через неделю существования с этими часами, я перестаю замечать не только тикание, но даже, задумавшись о том, какой сейчас час, не могу вспомнить как давно часы били, и били ли они вообще. Подождите, а они ещё ходят или нет? И я, даже сознательно пытаясь услышать тикание, не могу определить тикают часы или нет. Мне приходится поворачивать голову и смотреть на маятник -- качается он или нет. Можно включить радио, и перестать его замечать. А когда радио замолчит, потребуется несколько секунд на то, чтобы понять что произошло -- чувство что что-то не так есть, а откуда это чувство берётся непонятно.