Критика произведения

Автор Тема: Критика произведения  (Прочитано 330213 раз)

a_konst

  • Ветеран
  • ****
  • Сообщений: 399
  • +97/-15
    • Просмотр профиля
Re: Критика произведения
« Ответ #345 : 30 Декабря 2019, 18:25 »
  • (+)0
  • (−)0
  • Честно говоря, по первому впечатлению эта рецензия не стоила даже тех незначительных усилий, которые нужно приложить, чтобы ее там прочитать.
    Что в целом подкрепляет мое эмпирическое правило - если я не знаю наверняка, что содержание мне действительно нужно, и при этом для его прочтения нужно приложить какие-то усилия, то оно скорее всего того не стоит.
    Но это мелочь, логинился я ради другого :)

    Собственно обдумав всё как следует, я прихожу к выводу, что ГПиМРМ был построен так, чтобы показать там актуальные проблемы американского общества немного со стороны? Скажем гиперопека над детьми, за которую ратует Поттер (например, настаивая на увольнении Филча) и против которой возражает Дамблдор. В этом случае, правда, я не заметил того, чтобы Юдковский целенаправленно бы оставлял ситуацию неопределённой, заставляя читателя искать ответы самостоятельно, у меня сложилось впечатление, что он ратует за гиперопеку, совершенно игнорируя её негативные последствия. Дамблдор там выступает в роли адвоката дьявола, но довольно слабенько -- он говорит о чувствах Филча и Хагрида, но совершенно не говорит о том, что дети должны учится столкновениям с реальным миром, если их не учить, то окончив школу они вывалятся в реальный мир неподготовленными. Собственно что и происходит в США с 80-х, и как полагают Люканофф и Хайдт в The Coddling of the American Mind, именно это приводит к засилью SJW сейчас.

    Но в любом случае, ГПиМРМ -- это отражение современного мира. И это вовсе не обязательно означает пропаганду.

    Вот про гиперопеку детей и Филча я просто не понял.
    Конечно, нужно учить детей справляться с проблемами реального мира, но:
    1) в книге есть хороший пример, как этому можно учить - проф.ЗОТИ.
    2) "метод" Филча сводится к способу обучения плавать киданием всех детей подряд в бассейн с водой. Ну хорошо, не в бассейн, в пруд, где местами может быть мелко. Большинству везет, они попадают на мелководье.
    3) целью Филча не было кого-то чему-то научить. Его целью было лично отомстить родителям одного из детей, остальные дети его вообще не волновали никак, пофиг, расходный материал, пустое место.
    Собственно, именно на пункт 3) напирает Гарри, когда настаивает на увольнении Филча.

    kuuff

    • Старожил
    • *****
    • Сообщений: 2 133
    • +220/-52
      • Просмотр профиля
    Re: Критика произведения
    « Ответ #346 : 30 Декабря 2019, 23:48 »
  • (+)0
  • (−)0
  • 1) в книге есть хороший пример, как этому можно учить - проф.ЗОТИ.
    проф.ЗОТИ учил боевой магии. В реальной жизни большую опасность представляют всякие там филчи, которые тебе исподтишка каку сделают. Ты глупо подставился, зачем-то проводя собрание после отбоя, дал Филчу повод, и... вот зачем ты это делал? Что до отбоя мало времени? Малфой утонул в каких-то грёзах, в игре в секретное сообщество слизеринцев, Филч его на этом поймал и создал условия для того, чтобы Малфой стал бы чуть взрослее. Возможно и какой-нибудь ещё урок извлёк бы из своего приключения в Запретном Лесу.

    2) "метод" Филча сводится к способу обучения плавать киданием всех детей подряд в бассейн с водой. Ну хорошо, не в бассейн, в пруд, где местами может быть мелко. Большинству везет, они попадают на мелководье.
    Проблема в том, что если дети до пубертата ещё могут включаться в игру и верить в то, что игра==реальность, то в подростковом возрасте, они гораздо лучше видят за игрой реальность. И "резиновые" риски они видят именно как "резиновые". Если риск -- лишь видимость, лишь игровая условность, то значит и относиться к нему нужно как к условности. Я как-то читал мнение о современном фехтовании, которое сводилось к тому, что сведённый к нулю риск получения травмы, привёл к тому, что фехтование превратилось в совершенно нереалистичную игру. Что современный фехтовальщик долго бы не протянул в средних веках -- он был бы крутым фехтовальщиком, но его неспособность оценить здраво риски, довольно быстро привела бы его к смерти.

    И тут можно оценить уроки проф. Квиррелла с этой точки зрения: насколько тактические навыки обретённые студентами будут применимы, когда вместо сомниумов будут летать авады кедавры? Когда риск станет реальным и неиллюзорным, будет ли готова Парвати застрелить Падму, ради победы Солнечных? Будет ли готов неназванный Солнечный вести в бой иллюзорных солдат против Поттера, зная что для него это безусловная смерть?

    Филч -- это ещё больший реализм, нежели то, что делал Квиррелл. Правда и более рискованный, но стоит ли избавление от этого риска такой потери в реализме? А если учесть то, что Дамблдор, судя по его высказываниям, подталкивал студентов к посещению Запретного Леса, и делал это уже несколько десятилетий, и тем не менее никто не умер -- может риски не такие уж и большие?

    3) целью Филча не было кого-то чему-то научить.
    Какое нам дело до целей Филча? Мало ли что Филч думает о том, что он делает и зачем он делает, нам важно то, что из его деятельности получается.

    Собственно, именно на пункт 3) напирает Гарри, когда настаивает на увольнении Филча.
    Угу, он напирает на самый нерелевантный пункт: Филч плохой, поэтому его надо уволить. И при этом, я отмечу, Поттер мнит себя консеквенциалистом. Как всегда ошибаясь в оценках себя любимого.

    a_konst

    • Ветеран
    • ****
    • Сообщений: 399
    • +97/-15
      • Просмотр профиля
    Re: Критика произведения
    « Ответ #347 : 13 Июля 2020, 13:11 »
  • (+)4
  • (−)0
  • Понравилось замечание в группе в ВК, создавать тут отдельную тему как-то слишком.


    "Марина Соколова: В книге не хватает эпизода, когда, после побега Беллы из Азкабана, Невилл приходит к Квирреллу и настоятельно требует, чтобы профессор обучил его аваде."