Я вообще не вижу сегодня в умении считать какой-либо самостоятельной ценности. Зачем уметь считать, если в кармане есть калькулятор?
Навыки счёта могут быть полезны не для того, чтобы считать, а для того, чтобы научившись работать с числами и знаками операций, перейти к математическим выражениям, которые содержат ещё и иксы, потом функции, и так далее по пути постепенного усложнения с тем чтобы в конце-концов освоить теорию категорий.
Но нужны ли на этом пути к теории категорий специальные курсы посвящённые устному счёту? Речь ведь про дошкольника, да? Может лучше взять этого дошкольника и вместо курсов математики лишний раз съездить за город, погулять по лесу, посмотреть на огромный мир, на разнообразие пейзажей, попробовать описать словами эти пейзажи и свои эмоциональные переживания от созерцания. Посочинять сказки, которые вписываются в пейзажи. Или не пейзажи -- можно послушать музыку и попробовать описывать словами музыку, придумывать рассказы, которые лягут на эту музыку. Может найти игры, связанные с тем, чтобы держать в голове образы и трансформировать их, и поиграть в эти игры с ребёнком?
Всё это будет развивать образную сферу, связывая разные модальности друг с другом и с вербальностью, это будет отличным фундаментом для того, чтобы развиваться дальше. Тратить же бесценные для развития дошкольные годы на никому не нужный устный счёт? От изучения которого ребёнку всё равно не удастся отвертеться: его с первого по шестой класс будут мучать счётом, как устным, так и не очень.
Добавлено 29 Марта 2017, 20:18:
Я подумал, и придумал как в принципе можно находить работоспособные и полезные для ребёнка курсы, среди всех этих дурно пахнущих куч развивающих курсов для детей, которые сейчас на рынке представлены.
То есть, понятно, есть прямолинейный способ: можно стать специалистом, почитать учебников по психологии развития, по педагогической психологии, почитать собственно педагогов и историю педагогики, но это очень много чтива, которое ещё подобрать надо, чтобы не заниматься чтением макулатуры. А в психологической литературе, так же как и в услугах по развитию детей: гораздо больше хлама и макулатуры, чем чего-то стоящего. Во-всяком случае у нас в стране, где деятельность психолога не регулируется законодательно, и психологом может называть себя абсолютно любой.
Но есть способ проще. Если некий развивающий курс был создан профессионалами, то он обязательно будет базироваться на каких-то психоло-педагогических исследованиях. На самых натуральных научных публикациях. Помимо публикаций о проведённых исследованиях должны быть методические материалы (существующие в бумажном виде, имеющие вполне определённого автора, издательство...). Должны быть курсы, где готовят педагогов/воспитателей, владеющих методикой: за прохождение таких курсов раздают сертификаты, удостоверяющие право педагога/психолога применять эту методику. У этих педагогов/воспитателей должны быть и дипломы о высшем образовании -- либо психологическом, либо педагогическом. Все эти бумажки вполне можно спросить у тех, кто ведёт курсы. Можно попросить и научные статьи, на которых базируется курс, можно попросить и методичку почитать/полистать. Можно попросить прочитать импровизированную лекцию, в которой препод расскажет о том, какую методику он применяет -- он должен знать о ней немало, если он действительно посещал курсы и читал всю эту литературу.
Если это психологи, то не помешает поинтересоваться у них состоят ли они в российской ассоциации психологов: это не 100% гарантия их квалифицированности и честности, но всё же это лучше чем ничего. С большой вероятностью эти психологи/педагоги связаны с автором методики, с тем кто составлял методику, писал методички, проводит тренинги для других психологов и, соответственно, это с большой вероятностью всплывёт в разговоре: а если не всплыло... отсутствие свидетельства -- свидетельство отсутствия.
Все эти развивающие кружки -- это образовательные услуги? Требуют ли эти услуги лицензии от государства? Если требуют, то надо ещё и эту лицензию спросить.
Но надо понимать, что профессионализм и полезность для ребёнка -- это всё же разные вещи. И может быть основное, что надо пытаться высмотреть -- это чьи интересы первичны для этих профессионалов. Если они нацелены в первую очередь на интересы родителей, то не надо с ними связываться. Если же они в центре своих методик ставят интересы ребёнка, если они могут объяснить зачем ребёнку изучать устный счёт до школы, если он потом в школе будет заниматься этим лет шесть -- вот тогда совсем другое дело.
Таким образом, методика выяснения примерно следующая: под предлогом проверки профессионализма надо устроить допрос с пристрастием, в процессе которого уделять особое внимание признакам того, что этим профессионалам интересно развитие детей, а не кошелёк родителей. То есть понятно, что кошелёк их в любом случае будет интересовать и это нормально. Но если они говорят исключительно такие вещи, на которые может клюнуть родитель, и не говорят вещей, которые не очень привлекают родителей... Если они могут прочитать скучную длинную лекцию о том, как навыки устного счёта повлияют на способности к математике, и на какие именно способности повлияют, и что ещё надо сделать -- какие ещё навыки освоить помимо устного счёта -- чтобы ребёнок достиг бы успехов в математике: вот это неплохое свидетельство того, что они думали о том, как их методика влияет на ребёнка. Если же все их слова эмоционально заряжают родителя и сподвигают его заплатить денег за развитие своего чада, то скорее всего они думали не о том, как методика повлияет на ребёнка, а о том как родители будут воспринимать их маркетинг.
Если есть скучные длинные научные статьи обосновывающие эффективность методик -- это свидетельство того, что была проделана какая-то работа нацеленная на изучение влияния методики на ребёнка. Если же всё что есть -- это рекламные проспекты, то вполне уместно подозрение, что ни один психолог не смотрел на методику, а все слова о ней придуманы тем, кто занимается продажами и привлечением клиентуры.