16
Общение / Re: Умение объяснять как "режим провала"
« : 10 Августа 2016, 18:48 »
"Противоречие рассматривалось в учении Гегеля как движущий принцип всякого развития и как центральный пункт всей его философии. Он противопоставил формальной логике Аристотеля свою диалектическую логику. Подвергнув критике точку зрения, что противоречия являются логической ошибкой и свойственны только ограниченному мышлению, он показал их всеобщий и объективный характер: «Нет предмета, в котором нельзя было бы найти противоречия, то есть противоположных определений, так как не противоречащий себе предмет есть чистое отвлечение рассудка, насильственно удерживающего одну из двух определенностей и старающегося затемнить и устранить сознание другой определенности, содержащейся в первой».
(Википедия)
То, что слово "диалектика" ваши знакомые употребляют в качестве затычки - ну... я тут ничем не могу помочь. Слов типа "смирись"я у себя не припомню. Зачем же так меня передергивать? Я честно изучал диалектику в универе, я даже честно пытался прочесть Гегеля, я (о боже! вот ведь делать нечего было!) штудировал "негативную диалектику" Сартра... и в некий момент понял, что научное (системное) мышление действительно устроено диалектически, а не линейно-логически.
Мое сознание - такая же точно арена единства и борьбы противоположностей, как и окружающий мир. Они... "объективны"-то и не скажешь на этом форуме, хотя вот именно объективны по отношению к моему эго. Противоречия - основа развития, если у вас в голове всё находится в полном согласии - значит, вы мертвы, ну или в полнейшем тупике развития. Меня из-за этого тошнило от дианетики. (Еще можно почитать Ф.Херберта "Муравейник Хеллстрема".) Как раз говно лишено противоречий, а живой человек - нет, именно потому, что живет, учится, развивается, растет как личность.
Ну да, я, наверное, не совсем понимаю, что такое ваша "функция полезности". Какой-то это вообще странный термин, убогий какой-то, куцый. Это у робота, наверное, есть функция полезности, а я - живой человек. В каких-то своих проекциях - как потребитель товара или информации, как игрок на бирже (если бы я там играл), даже как руководитель организации - да, я приобретаю такие функции. Но общей для всего моего бытия функции - нет. Зря я полез в чужую терминологию, извините.
Противоречия эксперимента и теории развивают науку. Противоречия личных убеждений и личной практики развивают личность.
А ценностные противоречия экзистенции и эссенции развивают самоосознание. Я ощущаю их, например, как диссонанс между желаемым и должным, между нравственным и моральным, между внутренней потребностью и внешней обязанностью. Между рациональностью и эвристикой, в конце концов. Эти противоречия имманентны моей психике. Их отсутствие - это дебилизм (болезнь такая, делающая человека вечно счастливым). Но я не хочу быть дебилом. И я не понимаю, как их "логически разрешить" - это звучит для меня как бред. Я лишь стараюсь их осознать, отрефлексировать, отследить с помощью Стороннего Наблюдателя. И включить в картину мира как движущую ее данность. Чтобы мир был как бы не застывшей фотографией, а кинофильмом. Люди, мир которых застыл в неизменной и непрогрешимой правоте - страшные люди. Или больные, но все равно страшные.
Если внимательно присмотреться, инструментальный рационализм - чем он мне и импонирует - занимается почти тем же самым, просто называя это другими словами - ну там типа "когнитивные искажения". Не совсем тем же, как я начинаю понимать, но все равно вот именно отысканием, осознанием противоречий. И только в самой наивной, самой вульгарной версии рационализма эти противоречия можно эдак р-р-раз - и разрешить - ну там, чтением ГПиМРМ, статей Юдковски или даже двухнедельным тренингом.
(Википедия)
То, что слово "диалектика" ваши знакомые употребляют в качестве затычки - ну... я тут ничем не могу помочь. Слов типа "смирись"я у себя не припомню. Зачем же так меня передергивать? Я честно изучал диалектику в универе, я даже честно пытался прочесть Гегеля, я (о боже! вот ведь делать нечего было!) штудировал "негативную диалектику" Сартра... и в некий момент понял, что научное (системное) мышление действительно устроено диалектически, а не линейно-логически.
Мое сознание - такая же точно арена единства и борьбы противоположностей, как и окружающий мир. Они... "объективны"-то и не скажешь на этом форуме, хотя вот именно объективны по отношению к моему эго. Противоречия - основа развития, если у вас в голове всё находится в полном согласии - значит, вы мертвы, ну или в полнейшем тупике развития. Меня из-за этого тошнило от дианетики. (Еще можно почитать Ф.Херберта "Муравейник Хеллстрема".) Как раз говно лишено противоречий, а живой человек - нет, именно потому, что живет, учится, развивается, растет как личность.
Ну да, я, наверное, не совсем понимаю, что такое ваша "функция полезности". Какой-то это вообще странный термин, убогий какой-то, куцый. Это у робота, наверное, есть функция полезности, а я - живой человек. В каких-то своих проекциях - как потребитель товара или информации, как игрок на бирже (если бы я там играл), даже как руководитель организации - да, я приобретаю такие функции. Но общей для всего моего бытия функции - нет. Зря я полез в чужую терминологию, извините.
Противоречия эксперимента и теории развивают науку. Противоречия личных убеждений и личной практики развивают личность.
А ценностные противоречия экзистенции и эссенции развивают самоосознание. Я ощущаю их, например, как диссонанс между желаемым и должным, между нравственным и моральным, между внутренней потребностью и внешней обязанностью. Между рациональностью и эвристикой, в конце концов. Эти противоречия имманентны моей психике. Их отсутствие - это дебилизм (болезнь такая, делающая человека вечно счастливым). Но я не хочу быть дебилом. И я не понимаю, как их "логически разрешить" - это звучит для меня как бред. Я лишь стараюсь их осознать, отрефлексировать, отследить с помощью Стороннего Наблюдателя. И включить в картину мира как движущую ее данность. Чтобы мир был как бы не застывшей фотографией, а кинофильмом. Люди, мир которых застыл в неизменной и непрогрешимой правоте - страшные люди. Или больные, но все равно страшные.
Если внимательно присмотреться, инструментальный рационализм - чем он мне и импонирует - занимается почти тем же самым, просто называя это другими словами - ну там типа "когнитивные искажения". Не совсем тем же, как я начинаю понимать, но все равно вот именно отысканием, осознанием противоречий. И только в самой наивной, самой вульгарной версии рационализма эти противоречия можно эдак р-р-раз - и разрешить - ну там, чтением ГПиМРМ, статей Юдковски или даже двухнедельным тренингом.