Пример с календарём мне понравился. В то время пока квалифицированный пользователь высчитывает неблагоприятные дни своего выезда изходя из номерного цвета их чисел в календаре и прочих расположений звёзд и фаз Луны, реальный бизнесмен колет его на бабки.
Попробую ещё раз пояснить суть проблемы. Субъекты, вещающие об общественном благе, заботятся в первую очередь о собственном благе, то есть прилагают усилия к тому, чтоб в сознании потока автолюбителей, действия приносящие благо им конкретно, воспринимались как действия приносящие благо общественное. Для этих целей в сознание упомянутых объектов управления помещаются такие логические (или другими словами ментальные) схемы, которые с одной стороны приводят к быстрому успеху субъектов управления, а с другой стороны препятствуют объектам даже помыслить об альтернативных (якобы аморальных) способах поведения. Причём сами эти субъекты по отношению к пресловутым объектам нисколько не стесняют себя.
Пример. Экономические агенты, когда мыслят об конкуренции, полагают, что продавец мороженого конкурирует с другим продавцом мороженого. В действительности это не так. Продавец мороженого скорее конкурирует с продавцом пива. Аналогично владелец шиномонтажки, вероятнее, будет конкурировать не с другим владельцем шиномонтажи (с которым на самом деле он, скорее всего, договорится по-любовно, и с которым у него много общего), а, скажем, с продавщицей цветами.
Еще раз обращаю внимание на заявленную ситуацию.
Обратите внимание: выкладывание проколок не является преступлением (когнитивное искажение!). В худшем случае исполнителю (когда он оказывается нерасторопным — сам виноват) может грозить лишь обвинение в мелком хулиганстве. Причём для несовершеннолетних даже эти угрозы малореализуемы.
Шиномонтажник, не больно-то щепетильный в вопросах морали, получает конкурентные преимущества (есть возражения?).
Подрастающее поколение обучается основам реального бизнеса и, кроме того, получает некоторый приработок.
Действия шиномотажника, с экономической точки зрения, рациональны — растёт общий товарооборот, развивается сфера услуг, растёт значимость малого бизнеса, а значит и общая макроэкономическая устойчивость.
Какие-либо обвинения в аморальности несостоятельны и не выдерживают квалифицированной критики.
Добавление:
По совету Muyyd заглянул в книгу Нассима Николаса Талеба "Антихрупкость. Как извлечь выгоду из хаоса"
«Есть вещи и явления, которым встряска идет на пользу; они расцветают и развиваются, сталкиваясь с переменчивостью, случайностью, беспорядком, стрессорами, любовными переживаниями, риском и неопределенностью...»
И так далее в том же духе.
Что это, как не апология действиям шиномонтажника?