Возможен и другой вариант, игнорирование порождено их неспособностью дать ответ, когда не сформировано убеждение о запрашиваемом.
Ну, я думаю этот вариант той же проблемы: когда передаёшь ребёнку убеждение, которое сам не разделяешь, из-за того же стереотипа о "положено". Если ты сам не ощущаешь Деда Мороза как дух Нового Года, как идею... ну это не страшно, но тогда почему ты решил рассказать ребёнку про ДМ?
Это похоже на выбор книги для чтения: не рекомендуй книги, которые тебе самому не нравятся, только из-за того что они "подходят возрасту" или такого рода чепухи. Пусть их порекомендует тот, кому они нравятся. И если не порекомендует никто - может книга на самом деле нехороша?
мне в 31 не очевидно.
Ммм... возможно я опять плохо сформулировал. Я имел ввиду тот "подарок", который идёт приложением к билету на
мероприятие - ёлку. Дежурный такой мешок (или коробка) разных конфет. Ходишь на ёлку - получаешь "подарок", не ходишь на ёлку - не получаешь. Достаточно очевидно, чтобы понять, что этот "подарок" совсем не подарок, а просто часть мероприятия "ёлка".
Может и позволяет, однако без четкой инструкции, каждый для себя понимает что-то свое, часто не совпадающее с чем-то из чужого понимания.
В чём-то не совпадающее, но в чём-то и совпадающее, иначе нам было бы нечего обсуждать. И то, что совпадает, что является причиной обсуждения и есть то, что существует.
Меня это пугает. Я, человек с юзернеймом повторяющим мое имя, менее возможна в существовании хоть каким-то способом, чем Дед Мороз. И это не сарказм, это мое глубокое непонимание.
Потому что это результат агромаднейшей путаницы вокруг понятия существования человекоподобных сущностей.
Я попытался обратить на это внимание и, как мне показалось, обратили своё внимание и вы: очень часто когда мы спрашиваем "реальна ли" человекоподобная сущность мы спрашиваем "является ли она человеком". Вместе с тем, мы также можем задавать точно такой же вопрос, имея ввиду "порождает ли она свидетельства своего существования".
Так вот. И вы и Дед Мороз безусловно порождаете свидетельства своего существования. Поэтому я равно уверен, что и вы и он существуете. Дед Мороз является человекоподобной сущностью, но не является человеком; вы - являетесь человеком.
Моя уверенность в том, что вы являетесь человеком, очень и очень высока (условно 99.9%), но уверенность в том, что Дед Мороз (и вы) не плод исключительно моего воображения - больше (условно 99.999%).
Почему тогда вера в бога так противоречит рациональности?
Мне кажется это почти краеугольный камень нашей дискуссии: вера в бога сама по себе не противоречит рациональности.
Следование религиозным установкам, вопреки произведённым оценкам эффективности - противоречит.
Ожидание действий сверхъестественной сущности - противоречит.
Отказ от анализа свидетельств в пользу веры - противоречит.
Вера сама по себе - не противоречит.
Кроме того, надо разделять "бога"-субъекта, описанного в религиозных текстах и идею бога. Свидетельства существования первого преимущественно опровергнуты или отброшены, свидетельства существования второго - очевидны.
Если ты отказываешься от веры в бога, в чёрта, в домовых... во что угодно, что соответствует свидетельствам... Отказываешься в пользу отрицания, которое оставляет свидетельства необъяснёнными - ты не рационалист. Вопрос не в названии, вопрос в объяснении.
Мы должны отринуть веру, которая противоречит наблюдениям, ибо эта вера ложная.
Мы можем отринуть веру, которая не подтверждается ни опровергается. И это, вероятно, стоит сделать из экономии. (хотя требовать этого уже глупо, как требовать заниматься физикой вместо музыки)
Мы не должны отвергать веру, которая подтверждается наблюдениями.
Наша вера может и должна расти и меняться со временем по мере того, как мы ищем новые объяснения.