121
Обсуждение книги / Re: Чем объясняется недостаток мотивации учеников Хогвартса?
« : 16 Марта 2016, 13:47 »
Попробую как-то согласовать два мнения которые тут высказывались
Да, безусловно базовые бытовые навыки - это то, чем каждый нормальный индивид овладевает. И в реальном мире, и в магическом. Но вот что под ними понимать - это уже не такой очевидный вопрос.
Посмотрим на реальный мир. Чтение - это базовый навык или нет? Современный житель города скажет что да, без этого выжить невозможно. Однако у жителя Сомали по этому поводу может быть другое мнение. Или у жителя европейского города 200 лет назад.
А навык "уметь выращивать пшеницу"? С ним все совсем по-другому.
На самом деле, выживать можно и не умея читать в современном городе, и не умея магически чистить кастрюли в мире магов. Просто будешь жить похуже. Т.е. "базовые навыки" определяются окружением, лишь единицы идут дальше.
Если все вокруг умеют читать - то у человека очень сильна тяга научиться читать тоже, он же "не хуже всех". Если большинство вокруг не умеют читать - то только некоторые пойдут дальше остальных, большинство просто успокоится достигнув некого "среднего уровня". Средний уровень включает в себя фехтование, езду верхом и сочинение стихов? Отлично, овладеем этим. Физику он в себя не включает? Значит только единицы будут ее изучать.
Возвращаясь к нашему вопросу. Если все вокруг чистят кастрюли заклинаниями - любой школьник овладеет этим заклинанием. Но если все маги вокруг чистят кастрюли ручками - лишь единицы задумаются что это нерационально, и поищат заклинание для этого случая.
Если все вокруг кидают файерболлы - аналогично, школьники будут овладевать этим умением чтобы не отставать. Но если это удел лишь крутых магов, мудрых волшебников и т.п. то и овладевать этим будут только те, кто хочет быть лучше остальных и готов прилагать для этого усилия.
Лирическое отступление. Когда-то давно я прочел о ряде исследований, которые убедительно показывали что социальная среда в которой растет ребенок гораздо сильнее влияет на его развитие ( например интеллектуальное ) чем родители или генетика. Т.е. у сына профессора посещающего школу в черном квартале гораздо меньше шансов поступить в хороший вуз, чем у сына запойного уборщика, ходящего в элитную школу. Тогда мне это показалось удивительным и даже контринтутивным. Но сейчас , когда вы завели эту тему на форуме, я осознал что все логично. Понятие "Норма" и "Стандарт" человек заимствует из всего окружения, и большинство чисто интуитивно стараются ей соответствовать ( очевидно, это когда-то было необходимо в эволюционных целях, целях выживания). Если вокруг - гопники и наркоторговцы , а твои родители - профессора, то ты все же воспринимаешь хулиганство и наркоторговлю как норму, а родителей - как забавное исключение. Если же вокруг все вежливо общаются, занимаются физикой и ходят в музыкальную школу - то именно это воспринимается как норма, к которой ты тянешься если не соответствуешь, а родители могут или соответствовать ей или быть печальным исключением.
( Так что с практической точки зрения крайне важно тщательно подходить к выбору школы, университета и района, это серьезно скомпенсирует даже если ты сам можешь уделять ребенку мало времени или где-то несоответствуешь)
Возвращаясь к Хогвартсу, мы получаем что стремление детей учить магию определяется тем, насколько в среднем ей учатся все вокруг, а вовсе не ее абстрактной относительной ( относительно усилий ) полезностью. Именно поэтому и драки в коридорах большинством воспринимаются как норма ( даже Дамблдором в какой-то мере ) - потому что так всегда было, это нормально. И именно поэтому Квиррел настаивал чтобы все или почти все записались в армии - чтобы повысить средний уровень учеников, а не сильнее повысить пусть даже небольшой части.
Да, безусловно базовые бытовые навыки - это то, чем каждый нормальный индивид овладевает. И в реальном мире, и в магическом. Но вот что под ними понимать - это уже не такой очевидный вопрос.
Посмотрим на реальный мир. Чтение - это базовый навык или нет? Современный житель города скажет что да, без этого выжить невозможно. Однако у жителя Сомали по этому поводу может быть другое мнение. Или у жителя европейского города 200 лет назад.
А навык "уметь выращивать пшеницу"? С ним все совсем по-другому.
На самом деле, выживать можно и не умея читать в современном городе, и не умея магически чистить кастрюли в мире магов. Просто будешь жить похуже. Т.е. "базовые навыки" определяются окружением, лишь единицы идут дальше.
Если все вокруг умеют читать - то у человека очень сильна тяга научиться читать тоже, он же "не хуже всех". Если большинство вокруг не умеют читать - то только некоторые пойдут дальше остальных, большинство просто успокоится достигнув некого "среднего уровня". Средний уровень включает в себя фехтование, езду верхом и сочинение стихов? Отлично, овладеем этим. Физику он в себя не включает? Значит только единицы будут ее изучать.
Возвращаясь к нашему вопросу. Если все вокруг чистят кастрюли заклинаниями - любой школьник овладеет этим заклинанием. Но если все маги вокруг чистят кастрюли ручками - лишь единицы задумаются что это нерационально, и поищат заклинание для этого случая.
Если все вокруг кидают файерболлы - аналогично, школьники будут овладевать этим умением чтобы не отставать. Но если это удел лишь крутых магов, мудрых волшебников и т.п. то и овладевать этим будут только те, кто хочет быть лучше остальных и готов прилагать для этого усилия.
Лирическое отступление. Когда-то давно я прочел о ряде исследований, которые убедительно показывали что социальная среда в которой растет ребенок гораздо сильнее влияет на его развитие ( например интеллектуальное ) чем родители или генетика. Т.е. у сына профессора посещающего школу в черном квартале гораздо меньше шансов поступить в хороший вуз, чем у сына запойного уборщика, ходящего в элитную школу. Тогда мне это показалось удивительным и даже контринтутивным. Но сейчас , когда вы завели эту тему на форуме, я осознал что все логично. Понятие "Норма" и "Стандарт" человек заимствует из всего окружения, и большинство чисто интуитивно стараются ей соответствовать ( очевидно, это когда-то было необходимо в эволюционных целях, целях выживания). Если вокруг - гопники и наркоторговцы , а твои родители - профессора, то ты все же воспринимаешь хулиганство и наркоторговлю как норму, а родителей - как забавное исключение. Если же вокруг все вежливо общаются, занимаются физикой и ходят в музыкальную школу - то именно это воспринимается как норма, к которой ты тянешься если не соответствуешь, а родители могут или соответствовать ей или быть печальным исключением.
( Так что с практической точки зрения крайне важно тщательно подходить к выбору школы, университета и района, это серьезно скомпенсирует даже если ты сам можешь уделять ребенку мало времени или где-то несоответствуешь)
Возвращаясь к Хогвартсу, мы получаем что стремление детей учить магию определяется тем, насколько в среднем ей учатся все вокруг, а вовсе не ее абстрактной относительной ( относительно усилий ) полезностью. Именно поэтому и драки в коридорах большинством воспринимаются как норма ( даже Дамблдором в какой-то мере ) - потому что так всегда было, это нормально. И именно поэтому Квиррел настаивал чтобы все или почти все записались в армии - чтобы повысить средний уровень учеников, а не сильнее повысить пусть даже небольшой части.