Просмотр сообщений - sergeyr

Просмотр сообщений

В этом разделе можно просмотреть все сообщения, сделанные этим пользователем.


Сообщения - sergeyr

Страницы: 1 ... 5 6 [7]
91
кроме того, мне лично импонирует пример с дополнительными измерениями, потому что в его пользу говорит одно дополнительное слабое свидетельство: он решает парадокс Ферми.
Парадокс Ферми решается намного проще и естественней: цивилизации не выживают, ресурсный кризис и случайности кончают их с той же неумолимостью, как аналогичные явления кончают каждый отдельный биологический организм любого вида в земной биоте.
Современные знания указывают именно на это решение парадокса Ферми, и придумывание другого решения через введение лишних сущностей (в виде _практически доступных_ дополнительных измерений) - это, на мой взгляд, проявление когнитивного искажения (преувеличение вероятности желаемого события, aka оптимистическая защитная реакция).
(Именно поэтому я с одобрением наблюдаю за деятельностью Юдковски, хотя и не считаю предотвращение угрозы ИИ приоритетным направлением. Дружественный ИИ нужен, на мой взгляд, не для того чтобы предотвратить катастрофу, вызванную недружественным ИИ, а для того, чтобы хотя бы попытаться предотвратить куда более вероятную ресурсную катастрофу и куда более страшный класс катастроф-случайностей в целом.)

92
Тут основная проблема даже не в iq выборки.
Да, скорее всего. Я с интеллекта (не IQ, это немного разные штуки) начал не потому что это самым важным считаю, а просто так последовательность рассуждения сложилась.
То, что Вы расписали - это вот как раз из "дельты" между чистым контролем и плацебо-контролем. В этой дельте до чёрта всего.
А какой фактор будет самым важным в данном случае - даже не буду пробовать прикидывать; с моей шизоидной акцентуацией интуиция в отношении людских качеств вообще хромает на оба полушария.

93
Вы отметили, что потенциальные выигрыши в наше время возросли, с этим я тоже согласен. Но почему вы считаете, что человеку, у которого нет привычки уточнять свою карту, проще их получить, чем человеку, у которого эта привычка есть?

Потому что, как выше уже писали, уточнение карты достается не бесплатно. Оно как минимум отнимает время и энергию, а иногда для уточнения карты нужно еще и совершать рискованные действия (для проверки гипотез). Легко видеть, что при росте потенциальных выигрышей и одновременном падении рисков найдется такой момент, когда вкладываться выгодней в попытки добиться результатов при уже имеющейся карте, нежели в уточнение этой карты*. Справедливость этого утверждения легко проверить на предельном случае: если каждая попытка дает максимально возможный результат, а риск всегда нулевой, то карту уточнять не нужно вообще. Это, конечно, вырожденный случай, но также легко видеть, что вполне мыслимы уровни, на которых средние ожидаемые затраты на уточнение карты превышают средний ожидаемый выигрыш.

(*) Обратите, кстати, внимание - само по себе это вполне правильно! Оно начинает вызывать некий внутренний протест только в социальном контексте, не так ли? При учёте общих рисков, а не только своих.

Ситуация эта вообще вполне обычна для человеческой деятельности - это просто своего рода частный случай логистического насыщения.

Например, человек, у которого есть привычка уточнять свою карту, может сэкономить большое количество ресурсов. Просто за счёт того, что он делает не так, "как принято", а так, как ему удобно. Это даже в чисто бытовых примерах работает: Человек может освоить системы планирования дел, и сэкономить себе время и нервы на каких-то вопросах. Человек может освоить принципы работы маркетологов и меньше тратить деньги на всякую ерунду. Человек может узнать много полезной информации про поддержание своего здоровья. И даже за счёт таких бытовых вещей можно получить конкурентное преимущество. Если же речь идёт о том, чтобы сподвигнуть других делать то, что тебе надо, то тут уточнение карты тоже даёт достаточное количество методов.

Может! Никто ж не спорит с возможностью. Но рациональность стратегии - это не вопрос возможности, это вопрос вероятностей. Человек может повысить свой выигрыш так, как Вы описали, а может повысить его и не делая ничего такого, и еще может попеределывать всё что Вы описали - и обнаружить, что это ему так и не помогло, что он впустую потратил на это последние годы своей молодости. Какова вероятность того и другого, какая больше? Как меняются это соотношение со временем? Вот этот аспект дела у меня и вызывает изрядно тягостное впечатление.

Да, прямо сейчас крайне сложно доказать, что рациональность работает. Но я полагаю, что через некоторое время исследования CFAR (организации в Калифорнии, которая учит рациональности, и, в частности, пытается измерять, как меняется жизнь выпускников их воркшопов), даже будут показывать наглядную пользу.

Предвижу очень серьезные проблемы с анализом этой статистики. Как предлагается обеспечить чистый контроль, плацебо-контроль и двустороннюю слепоту этих исследований?
(Очевидно, что сама методика LW привлекает людей с повышенным интеллектом. Упор на успешность привлекает амбициозно-энергичных людей. Т.е. выборка уже резко перекошена в сравнении с демографической сразу по двум параметрам. Даже если удастся формализовать успешность и получить корреляцию - как отличить прямую каузальную связь от каузальной связи с указанными мной выше особенностями выборки? Как обеспечить объективность формализации и сбора данных? Без строго выдержанной методология исследования на выходе будет мусор, форму которому придадут желания и ожидания участников процесса.)

Ну вот один из таких "психов" написал "ГП и МРМ" и заразил своими идеями достаточно много людей.

Этому я только рад, но на мой взгляд Юдковский может внести существенный позитивный вклад в будущее только работой над дружественным ИИ. Потому как это, на мой взгляд, вообще единственное, что может предотвратить будущее, которое я воспринимаю как катастрофу.
(На всякий случай предупреждаю, что я сам псих, причём с почти клиническим провалом по 2-й и 9-й шкалам MMPI. Т.е. когда я говорю что-то выглядящее как чёрный пессимизм, то это не он, а ровно обратное: как оптимистический, так и пессимистический защитные механизмы у меня почему-то поломаны. Я из-за этого часто даже не могу понять как работают некоторые когнитивные искажения - у меня неполный их комплект, и "взамен" гипетрофированы искажения шизоидной группы, с чем я не всегда могу справиться.)

94
Я немного не согласен с категоричностью вывода. От "точная карта не всегда лучше неточной" до "уточнение карты — психов" всё-таки довольно далеко.
Тут есть еще тонкая разница между "построение точной карты" и "уточнение карты". Первая формулировка - которую использовал я - подразумевает систематическую, упорную деятельность, "мыслительное строительство". Вторая формулировка такой коннотации не несет, в неё укладывается и систематическая упорная деятельность, и случайная небрежная. Вот это второе - оно, конечно, будет продолжаться во всех областях деятельности, где обратная связь пряма и сильна, т.е. там, где нормального человека что-то всё ещё принуждает уточнять карту, не отказываться от этой необходимости и не сваливать эту задачу на других. Где обратная связь слаба - творится черт знает что, причём в последние десятилетия ситуация ухудшается на глазах.

95
Точность карты, разумеется, не может быть универсально адаптивным признаком, т.е. не может быть такого, что точная карта при прочих равных всегда лучше неточной. Контрпримеры очень легко построить: скажем, представьте себе пару существ, одно из которых неизмеримо превосходит второе по физическим и интеллектуальным возможностям, контролирует жизнь этого второго и специально наказывает за проявления наличия точной карты. Недостаток интеллекта (в сравнении с первым существом) не позволяет второму существу скрывать, что его карта точна, а значит - второму рационально более выгодно иметь неточную, плохую карту. Причём это вовсе не искусственный пример - такого рода ситуации часто возникают с детьми, психически больными людьми, домашними животными.

Т.о., точность карты важна не для всех без исключения случаев. Кроме того, поскольку невсеведущее существо не может с гарантией определить, что оно находится именно в ситуации-исключении, то даже в ситуациях, выглядящих исключениями, приходится действовать с определенной оглядкой на общий принцип.

Но это общая теория сферических карт в вакууме. А что касается наблюдаемых человеческих когнитивных искажений, то тут всё намного печальней, и пример выше с голодающими детьми это как раз неплохо иллюстрирует. Попробую этот пример обобщить и (по своей дурной привычке) привязать к динамике, к эволюционным процессам.


Технологические возможности возрастают во всех более-менее благополучных обществах, так же как возрастает (по мере роста длины технологических цепочек) и взаимозависимость людей друг от друга. Нормальные человеческие рефлексы взаимопомощи толкают выделять часть этих всё растущих ресурсов на подстраховку, поддержку и вытягивание "павших" и "падающих". При этом наши врожденные рефлексы и социальные привычки сформированы _прошлым_, в котором ресурсов и взаимозависимости  было _меньше_. Иными словами, в нашем эволюционном прошлом (как в смысле генетической, так и социальной эволюции) окружающая среда сильнее наказывала за собственные ошибки (меньше ресурсов для подстраховки окружающих - чаще возникает событие вида "ошибся - пострадал", меньше взаимозависимостей - чаще страдаешь от своих ошибок сам, а не подставляешь других), и меньше вознаграждала за готовность рисковать (меньше ресурсов - меньше возможностей вознаграждения за риск). Здесь, помимо прочего, нужно учитывать еще и асимметрию наград и наказаний: ценность "единицы" награды падает с увеличением их количества, в то время как отрицательная ценность наказания - напротив, увеличивается (т.к. приближает субъект к смерти - буквальной или фигуральной - и порция наказания, которой не хватает до смерти, становится всё меньше). Т.о., то, что мы отдаляемся от этой "красной черты" - это некое абсолютное (не относительное) и по своей сути совершенно асимметричное явление, от него нельзя отмахнуться по принципу "а, фигня, просто дело привычки / точки отсчета".

Т.о., еще раз, что у нас получается. "Красная черта" всё дальше, от приближения к ней всё больше страхуют окружающие, т.е. риски становятся всё менее страшными. Потенциальные выигрыши от рискованного поведения, напротив, становятся всё больше - попросту потому, что возрастают накопленные человечеством ресурсы, т.е. те самые потенциальные выигрыши. Первобытный человек почти ни в чём не мог рассчитывать на подстраховку окружающих, в любой момент ошибка могла привести его к смерти (и обычно именно его самого, а не кого-то другого), а выиграть рискованным поведением он почти ничего не мог - ну не было тогда складов долго хранящейся еды, эффективных лекарств и золотишка, за кое всё это можно купить; практически все потенциальные выигрыши проедались или портились очень быстро. Далее наблюдаем вышеописанный процесс - и... Современному человеку в благополучной стране нужно сильно постараться, чтобы его ошибка привела к его смерти. Даже в автомобиле намного проще убить кого-то другого (пешехода, пассажира), чем самого себя - а ведь это с большим отрывом самый крупный фактор риска в индустриальном ландшафте. Современный человек к тому же имеет на виду огромное количество разнообразных значимых потенциальных выигрышей, которые можно накапливать в практическом смысле неограниченно. Современный человек, допустив грубую ошибку, чаще убъет или критически подведет кого-то другого, чем себя (неосторожный водитель собьет пешехода, криворукий оператор задавит кого угодно кроме себя, небрежный химик-технолог убьет рабочих завода или покупателей продукции, и т.п.)
Т.о., еще раз: цена ошибки (в среднем и для себя самого) резко снизилась, потенциальные выигрыши (в среднем) резко возросли.

Что это значит для вопроса рациональности точной карты?

1. Раньше разница между хорошей и плохой картой, грубо говоря, означала разницу между долгой жизнью в почете и быстрой смертью в мучениях. Сейчас это скорее разница между долгой комфортной жизнью и другой долгой комфортной жизнью.
2. Раньше человек обычно платил за неточность своей карты сам. Сейчас он чаще подводит этим других.

Иными словами, подытоживая:
Раньше цена ошибки была настолько "прямобьющей" и сильной, что сохранить жизнь и комфорт не помогали ни обман, ни самообман.
Сейчас цена ошибки стала настолько "мимобьющей" и слабой, что обман и самообман стали _рациональной стратегией_ для человека с нормальной психикой.

Совсем коротко и ясно: честность и скурпулезность мышления (построение точной карты) становится уделом психов с маргинальным набором терминальных ценностей.

Дисклеймер: Я не ставил себе цели подрывать основы гуманизма, лить воду на мельницы социал-дарвинистов и всякое такое. Я хочу понимать и делиться пониманием, а если понимание оказывается страшненьким и тошнотненьким, то что ж тут сделаешь - я с этим предпочитаю мириться, причём решительно отказываюсь из-за этого страха отказываться от каких-то своих терминальных ценностей (в частности - того же самого гуманизма).

96
Александр Немировский (историк-ассиролог) упоминал несколько лет назад, как в каком-то университете (в Штатах, если не подводит склероз) запустили игру-модельку средневековой феодальной политики. Развлекуха вышла для историков-медиевистов очень завлекательной, и в итоге игру пришлось закрыть после того как двое игроков зарегистрировали реальный брак с единственной целью - скрепления игрового политического союза (т.е. классический чисто политический брак, только завязанный лишь на игру).

97
Как это вообще работает? Есть ли возможность не играть роль, а взять и огородить отдельный поток мыслей?

Мне кажется, что основа полезности этого метода попросту в том, чтобы отвлечь себя от нежелания оказаться неправым.


Я тут - заранее прошу прощения - сейчас растекусь мыслию по древу и закопаюсь глубоко в причинно-следственные связи, т.е. порассуждаю сугубо умозрительно о том, почему, на мой взгляд, это нежелание оказаться неправыми оказывается для нас таким важным; исследований по этому вопросу я не видел, но мне кажется что это довольно просто и надежно обосновываемые вещи, которые можно принять за рабочую гипотезу и без прямых подтверждений экспериментом.

Что у нас происходит в последние тысячи лет?
1. Увеличение относительных шансов преждевременной смерти по причинам, мало зависящим от ясности мышления: сначала (до распространения индустриальной медицины) от инфекционных заболеваний и глобальных факторов непреодолимой силы (войн, погромов по всяким ксенофобским признакам, голода после нескольких подряд неурожайных лет), а затем от неинфекционных заболеваний (рака, нарушений обмена).
2. Увеличение взаимозависимости (из-за роста значения трудовой специализации, жизнеобеспечивающей инфраструктуры).

Переформулирую немного иначе. В процессе исторического развития:

1. Быстро падает вероятность серьезно пострадать из-за собственной глупости, небрежности, самоуверенности. Охотник-собиратель не может себе позволить быть глупым, небрежным или самоуверенным - он от этого быстро гибнет или калечится (племя просто не может его страховать, для этого у охотников-собирателей нет ни материальных ресурсов, ни человеческих). Крестьянин уже может быть тупым как валенок - его среда обитания обеднена до крайности, он живет на одном и том же месте за счет небольшого набора одних и тех же средств, лишнее напряжение мысли ему только вредит. Общинное земледелие даже позволяет некоторую небрежность - соседи подстрахуют, а физическая выносливость и неприхотливость куда важнее для выживания. Но самоуверенности крестьянин себе позволить всё ещё не может совсем - он от этого умрет в первый же голодный год или при первом же появлении "грубых мужиков в бронзе". Современный горожанин в более-менее благополучных странах спокойно может себе позволить все эти три недостатка сразу - вероятность серьезно пострадать при этом растет, но растет с таких низких значений и так медленно, что претенденты на Дарвиновскую премию всё равно редки.

2. Быстро падает число социальных ниш, в которых человек может рассчитывать только на себя, зависит главным образом только от себя и может поплевывать на отношение окружающих. Охотник-собиратель живет обычно на свой собственный риск (коллективная охота на крупных животных - скорее исключение, чем правило в жизни охотников), больше ему надеяться просто не на кого. Свободный крестьянин-единоличник также всё ещё зависит главным образом от себя, во взаимоотношениях с соседями ему нужно в основном лишь не лезть на рожон, но общинник и арендатор уже резко зависят от отношений с соседями и/или землевладельцем. Горожанин, как правило, зависит от взаимоотношений с соседями всецело - его жизненный путь _практически полностью_ зависит от того, сумеет ли он снискать расположение всяческого начальства. Это вполне закономерный, практически неизбежный результат специализации и стратификации социумов.

Еще раз, уже третий раз переформулирую несколько иными словами:

Мы эволюционировали в условиях, когда каждый зависел главным образом от самого себя (коллектив подстраховывал лишь в особых случаях - в коллективной охоте, стычках, защите детей), но с развитием технологий и социума ситуация переворачивается - от собственных способностей справляться со средой наша выживаемость начинает зависеть всё меньше, а всё больше зависит от случайностей и отношения окружающих (которыми, соответственно, всё больше тянет попускать пыль в глаза).

И еще четвертая, предельно уже сокращенная и обобщенная переформулировка:

1. Чем дальше, тем меньше жизнь наказывает нас за ошибочную оценку рисков, и тем чаще при этом успевает вознаградить за способность _идти_ на риск.
2. Чем дальше, тем больше мы зависим от своей способности манипулировать другими людьми, и тем меньше - от способности манипулировать всеми прочими окружающими объектами.

Цивилизованный человек потерял необходимость быть любознательным, здравомыслящим и честным с самим собой (это ничего особо не дает и не особо повышает риски), но становится очень зависимым от мнения о нём окружающих (причём обман, актерство, психологическая манипуляция - это всё становится первейшим по важности инструментом жизни).

Иными словами, когнитивные искажения не только почти перестали быть дезадаптациями, но и во многом стали, напротив, инструментами адаптации.

(Здесь я тоже несколько не согласен с тем мнением, которое высказывается обычно популяризаторами-рационалистами и, в том числе, Юдковским. Обычно утверждают, что психологические манипуляции - это наш видоспецифический признак, наша эволюционная специализация. Я в этом далеко не уверен - мне кажется, что это в основном эффект _цивилизации_. Антропологи, кстати, как раз очень часто обращают внимание, что в примитивных племенах люди интеллектуально весьма развиты, но при этом непривычно простодушны, _несклонны_ к психологическим манипуляциям - это сложно измерить объективно, поэтому на это нельзя ссылаться как на твердый научный факт, но держать это в уме, мне кажется, стоит.)

Тут необходим дисклеймер.
Всё вышеизложенное не означает, что я как-то одобряю или даже оправдываю когнитивные искажения.
Технологии, например, неизбежно несут риск травм и техногенных катастроф, но это не означает, что нужно эти травмы и техногенные катастрофы оправдывать и одобрять! Напротив, в первую голову нужно разрабатывать технику безопасности. Так и тут: если цивилизация чем дальше, тем больше портит нам мозг, то тем более нужно усиленно искать методы этому противостоять, ибо иначе мы скатываемся в воронку классической трагедии общин (каждому отдельному индивиду выгодно манипулировать и не париться о рисках, но всем вместе необходимо обратное, ибо с падением цивилизации мы все досрочно умрём, ня, и, между прочим, обратно цивилизация уже почти наверняка не поднимется - нет больше приповерхностных месторождений, пригодных для раннего индустриала).

Так вот, возвращаясь, наконец, из обобщающих эмпирей к вопросу внутренней дискуссии.

Описанный мной выше эффект должен способствовать тому, что люди, с одной стороны, теряют привычку к осторожности, к оглядке на свои возможные ошибки, и, с другой стороны, приобретают привычку скрывать эти свои ошибки, придавать себе вид как можно более значимый, значительный (= уверенный, высокостатусный).
А поскольку мозги у нас всё-таки на базе нейронной сети, а не последовательных строго разграниченных алгоритмов, то эффективный обман требует как бы захватывать собой всю эту нейронную сеть - не только "играть по Станиславскому", оставляя осознание реальности лишь где-то в маленьком уголочке сознания, но терять даже и этот последний контрольный островок, "заигрываться", идти на полный, всеобъемлющий обман-одновременно-с-самообманом. Пока ошибки и самоуверенность были чреваты быстрыми болезненными последствиями - этот метод сдерживался, оставался уделом маргиналов, но сейчас сдерживающие факторы исчезли, и маргиналами становятся те, кто _сохраняет_ трезвое мышление, удерживается от самообмана и тем самым ограничивает и свои способности манипулировать окружающими людьми.

А что мы получаем, если мысленно разделяем себя как бы на две ведущие спор личности?
Мы получаем, что как дело ни повернись - окажется "я прав", поскольку _оба_ участника спора - это "я". И пока мысленный спор идёт - никто со стороны его не слышит, страх показаться дураком притупляется, стремление манипулировать окружающими отступает.

И фокус оказывается только в том, чтобы по завершении внутреннего спора открыто признать его результат; вот тут уже нужно снова встать лицом к лицу со страхом самоунизиться - и этот страх преодолеть. А это теперь проще сделать - ведь результат уже проговорен, сформулирован и проверен сознательно, а не лишь мелькает смутно где-то на краю сознания.

98
Да, это мой.
Спасибо. К сожалению, чат - крайне неудобная для меня форма тематического общения.

Привет, Непоседа. :)

99
Попробую сформулировать несколько соображений, прошу сразу прощения за некоторую затянутость.

На мой взгляд - простейшее и базовое объяснение попросту в том, что наш разум - очень "сырой", недоделанный. Т.е. дело не в каких-то специфических истоках, а просто в том, что когнитивные алгоритмы, пригодные для нашей вселенной, должны быть довольно сложны, а эволюция разума не успела еще "построить" этот комплекс. (При этом мы склонны рассматривать результаты слепой биологической эволюции, пользуясь привычками, сформированными целенаправленной деятельностью, причём деятельностью, чаще всего сводящейся к манипулированию более _простыми_ объектами, чем биологические. При таком рассмотрении вполне может появляться иллюзия, что у когнитивных искажений обязательно должны быть какие-то _специфические_ истоки - как будто кто-то работает против нашего разума - портит, искажает его. Недоделки кажутся результатом вредительства, аналогично тому, как в христианской традиции зло часто рассматривают как намеренное искажение Сатаной изначально идеально-доброй природы Творения.)

В этих недоработках, однако, можно выделить и некоторые специфические особенности - своего рода глубокие локальные оптимумы эволюционного процесса - которые может быть и вообще не могут быть исправлены эволюционно (т.е. без радикальной переделки разума). Это уже можно смело называть именно _истоками_ искажений, а не просто временным состоянием недоделанности.

Вот про этот последний класс особенностей я хочу еще немного расписать.

Больше всего "на виду" из таких особенностей находится конфликт между генетической и меметической эволюцией. В общих чертах это тема обжеванная, вряд ли я напишу по этому вопросу что-то обзорное и еще тут неизвестное. Но есть одна особенность, о которой, как мне кажется, и вообще большинство людей судит неверно, и в частности - и даже в особенности - неправильно пишет Юдковски.

Приведу в качестве примера кусок из ГПиМРМ, поскольку это получится короче, чем выдирать длинные цитаты из статей:

"Очаровательный, весёлый, щедрый с друзьями Драко не был психопатом. Зная человеческую психологию, было грустно и неприятно осознавать, что Малфой не чудовище. История помнила тысячи сообществ, в которых мог состояться подобный разговор. Мир был бы совершенно другим местом, если бы то, что сказал юный волшебник, мог сказать только злой мутант. Но это было очень обыденно, очень по-человечески, почти нормой: Драко не считал своих врагов людьми. [...] это касалось не только верхушки общества. В любой стране, не прошедшей через эпоху Просвещения, дела обстояли подобным образом."

Т.о., Юдковски разделяет довольно распространенную точку зрения, что:
1) до Просвещения всюду царила (как обычное, за редкими исключениями, явление) та же самая сдерживаемая лишь осторожностью жестокость, которую проявляют к врагам Малфои;
и
2) эта жестокость объясняется тем, что люди просто считают _людьми_ намного более узкий круг существ, чем это стало в результате Просвещения.

Эта точка зрения имеет очень яркие подтверждения-иллюстрации - например, классический расизм, который в среде интеллектуалов часто воспринимается именно как архаизм.
Кроме того, можно иногда встретить указания на то, что некоторые примитивные племена называют себя просто людьми (т.е., по противоставлению, представителей других племен людьми не считают).

Однако есть некоторые проблемы с историческими фактами:

1. Классический расизм, отказывающий людям других рас в принадлежности к полноценным людям как таковым, распространился _после_ Просвещения, а не до него. Это очень недавнее, по-видимому, явление, а вовсе не архаичное.

2. Этимология - плохой помощник в таких вопросах. Если в некой культуре называют людьми только своё племя/народ - это может означать, что там просто долгое время _не знали_ других примеров людей, не сталкивались с ними. Если все люди, которых в каком-то племени знают, принадлежат к одной и той же народности, то народность и биологический род у них, естественно, будет называться одним и тем же словом - и эта ситуация еще долго не изменится после контакта с другими народностями, хотя они будут прекрасно осознавать, что значения этого слова _разошлись_ на практике. (Тут еще нужно знать, что сильная гипотеза Сепира - Уорфа давно опровергнута, т.е. из особенностей языка не следует никаких жестких следствия относительно особенностей мировоззрения; язык не определяет мышление, а лишь используется для обмена информацией.)

3. Полевые исследования антропологов (особенно последних десятилетий, когда в антропологию распространились более строгие методы) показывают, как правило, что в архаических племенах вообще мало распространена жестокость (да, им намного легче погибнуть от ран в стычках, ибо нет медицины, но лишь редкие их представители _охотно_ лезут в стычки, а организованных войн у них вообще практически не бывает), а что касается отнесения к людям, то они, как правило, напротив включают в этот круг намного легче, чем цивилизованные люди (например, бывают такие казусы, как "люди, у которых мех растет внутрь" - это такое описание соседнего племени, т.е. в одном племени считают, что у соседнего племени растет мех, только растет он внутрь, а не наружу кожи, и тем не менее эти соседи-с-мехом-внутрь считаются именно людьми). Кроме того, нужно учитывать, что в таких племенах этические принципы зачастую применяются равным образом и к людям, и к животным и потусторонним существам - как раз настолько, насколько за теми признается хотя бы _частичная_ человекоподобность (так, у добычи просят прощения за её убийство, с духами общаются по обычным межчеловеческим принципам взаимоуважения и взаимовыгоды).

Эти особенности исторического процесса, на мой взгляд, очень важно знать, потому что это позволяет не только избежать сугубо академических ошибок, но и потому что без этой ошибки можно, по-моему, яснее понять причины некоторых когнитивных искажений - или, во всяком случае, причины их распространенности и силы их влияния на эмоции.

Чтобы это пояснить, я кратко изложу еще две широко известных концепции, имеющих отношение к делу, которые, на мой взгляд, систематически остаются незаслуженно забыты при обсуждении этой темы:

I. Понятие стоимости жизни
Юдковски, кстати, постоянно этой концепцией используется - причём прямо в тех фрагментах, где пытается объяснять вот эту выше расписанную мной тему... и тем не менее не использует ее для объяснения жестокости в историческом прошлом. А меж тем, эта жестокость прекрасно объясняется именно стоимостью жизни. Когда смерть может наступить с лёгкостью, а спасти от нее - очень сложно, то становится _нерациональным_ распространять сочувствие на слишком большой круг людей. Вплоть до того, что до появления эффективной медицины вполне обычным было не давать имена младенцам и вообще всячески от них эмоционально дистанцироваться - просто потому, что половина из них не выживала, и с этим ничего нельзя было сделать, оставалось только заранее минимизировать эмоциональный шок.

II. Понятие Осевого времени
Примерно с VIIв до н.э. появляется некий культурный водораздел между архаичными и традиционными культурами, причём процесс в это время идет не в сторону гуманизации, а напротив - в сторону ужесточения нравов. Именно в этой время начинают появляться жёсткие ("абсолютистские") идеологии - как религиозные, так и политические. Выглядит парадоксом, но архаические культуры (судя по их современным представителям и по тому, что осталось от самых ранних, "доосевых" культур) были, видимо, намного ближе к нам по мировоззрению, чем недавние наши предшественники. Архаика была в основе своей рационал-гуманистична, хотя и очень бедна _средствами_ для реализации как рациональности, так и гуманизма. С переходом к традиционному обществу культуры обогащались средствами, но теряли рационал-гуманистичные цели. И только общества модерна снова заметно повернулись к доосевому (рационал-гуманистическому) целеполаганию.

Так вот, по отношению к когнитивным искажениям это может означать одну очень важную вещь:

Традиционная культура, которая нас всё еще в значительной степени формирует как личности, может представлять из себя своего рода "резонанс" как раз нескольких когнитивных искажений.

Многие когнитивные искажения (или, во всяком случае, степень их влияния), т.о., могут быть свойством не столько человеческого разума вообще, сколько лишь этой самой традиционной ("осевой") культуры - явления сугубо временного, этапного, уже почти пройденного.

100
Сергей, 37, Киев.

Я предельный интроверт и что-то с возрастом становлюсь всё менее дружелюбен, поэтому долго колебался, пытаться ли вступить в это сообщество. Но общность базы мировоззрения дорогого стоит, поэтому я решил всё же попробовать.

Некоторые участники могут знать меня по ЖЖ, Астрофоруму или еще каким-то тематическим форумам.

Страницы: 1 ... 5 6 [7]