1
Обсуждение книги / Чем объясняется недостаток мотивации учеников Хогвартса?
« : 12 Марта 2016, 18:34 »
Читая, заметил вот такую странность. Часть учеников Хогвартса - лентяи, которые не только не интересуются дополнительными материалами и способами изучения магии, но и зачастую забивают на основную программу. Хотя магические знания и умения напрямую конвертируются в различные жизненные блага. Это как если бы в наших школах за хорошие оценки выдавали бы акции, приносящие гарантированный доход в течение всей жизни. Только гораздо круче, ведь магией можно сделать и то, что не решается с помощью денег. Есть прямая связь между уроком, выученным заклинанием (или каким-либо умением) и пользой. Даже Рон Уизли должен быть в состоянии это понять. Однако почему-то есть ученики, сознательно отказывающиеся от улучшения своей жизни.
Гипотетические возражения, которые я сам вижу:
1) В реальности тоже многие забивают на учебу, а потом вместо юристов и банкиров работают официантками и грузчиками. Но у нас:
а. Связь между благополучием и учебой (особенно учебой в школе) не очевидна, и в ряде случаев ее даже нет;
б. Стимул получить престижную и высокооплачиваемую профессию может быть недостаточным, на первый план могут выйти другие стимулы, и не все из них связаны с учебой (тогда как магия как минимум небесполезна во всех делах);
в. Даже если основной стимул - благополучие, есть и другие способы его достигнуть (зачастую более быстрые и эффективные, правда, доступные не всем).
2) Для комфортной жизни достаточно даже минимальных магических навыков, которыми владеют все.
Тут замечу, что все-таки не все. МакГонагалл упоминала, что некоторых бездарных учеников удается уговорить не использовать свободную трансфигурацию (понимаю, формально эти ученики могли быть не ленивыми, а просто неспособными, но скорее всего имеется в виду, что лень тоже сыграла свою роль). А трансфигурация невероятно полезна, даже просто в быту. Далее, любое неизученное заклинание это минус одна возможность. Про некоторые зелья, аппарацию, легилименцию и окклюменцию я вообще молчу. Я напрягаю воображение и не могу представить мотивацию, которая приведет к добровольному отказу от изучения всего этого. Точнее, представить могу, но эта мотивация требует дополнительного и весьма сложного обоснования. И это - просто школьная программа с некоторыми дополнительными курсами. А чего можно достичь полноценными исследованиями? Собственно, Риддл и Поттер показывают пример того, чего можно достичь, хоть чуть-чуть подняв голову и начав хотя бы изредка задавать вопросы и искать на них ответы. Мне кажется, каждый ученик, которому повезло оказаться в Хогвартсе, должен не только пытаться досконально изучить всю программу, но и пробовать узнать что-то еще. Буквально каждый, ну, может, с редчайшими исключениями.
Гипотетические возражения, которые я сам вижу:
1) В реальности тоже многие забивают на учебу, а потом вместо юристов и банкиров работают официантками и грузчиками. Но у нас:
а. Связь между благополучием и учебой (особенно учебой в школе) не очевидна, и в ряде случаев ее даже нет;
б. Стимул получить престижную и высокооплачиваемую профессию может быть недостаточным, на первый план могут выйти другие стимулы, и не все из них связаны с учебой (тогда как магия как минимум небесполезна во всех делах);
в. Даже если основной стимул - благополучие, есть и другие способы его достигнуть (зачастую более быстрые и эффективные, правда, доступные не всем).
2) Для комфортной жизни достаточно даже минимальных магических навыков, которыми владеют все.
Тут замечу, что все-таки не все. МакГонагалл упоминала, что некоторых бездарных учеников удается уговорить не использовать свободную трансфигурацию (понимаю, формально эти ученики могли быть не ленивыми, а просто неспособными, но скорее всего имеется в виду, что лень тоже сыграла свою роль). А трансфигурация невероятно полезна, даже просто в быту. Далее, любое неизученное заклинание это минус одна возможность. Про некоторые зелья, аппарацию, легилименцию и окклюменцию я вообще молчу. Я напрягаю воображение и не могу представить мотивацию, которая приведет к добровольному отказу от изучения всего этого. Точнее, представить могу, но эта мотивация требует дополнительного и весьма сложного обоснования. И это - просто школьная программа с некоторыми дополнительными курсами. А чего можно достичь полноценными исследованиями? Собственно, Риддл и Поттер показывают пример того, чего можно достичь, хоть чуть-чуть подняв голову и начав хотя бы изредка задавать вопросы и искать на них ответы. Мне кажется, каждый ученик, которому повезло оказаться в Хогвартсе, должен не только пытаться досконально изучить всю программу, но и пробовать узнать что-то еще. Буквально каждый, ну, может, с редчайшими исключениями.