Правообладатели - издательства, подписавшие контракты с J. K. Rowling, те же Warner Brothers и кто там еще накрыл монополию на "Гарри Поттера", - могли бы безо всякого суда запустить серию, просто для того, чтобы получить больше денежного выхлопа от вложенных в раскрутку серии средств. Издание фанфиков в серии "Миры J. K. Rowling" ничем не хуже продажи значков, кепок и кружек с символикой HP.
Насколько я себе представляю, Роулинг подписывала свои контракты достаточно аккуратно и изрядную часть прав сохранила за собой. И я вполне понимаю автора, который хочет, чтобы население в массе его героев воспринимало согласно его собственным книгам, а не согласно непонятно чьим фантазиям. В конце концов, не всё в этом мире измеряется деньгами.
Например, из наших авторов Мария Семёнова (которая, судя по всему очень неосмотрительно подписывала свои контракты, впрочем, в её случае это происходило ещё в 90-е) очень ругалась на то, что получилось в книгах по миру Волкодава, которые писали сторонние авторы.
В принципе, конечно, и на Западе, и в России есть такое понятие, как межавторский цикл, которое в общем-то и получается из того, что по миру, придуманному одним писателем, начинают писать другие. И издательства с этого получают деньги. Но для этого нужно, чтобы было согласие того самого изначального автора. Судя по наблюдениям, как правило, он либо против, либо за то, чтобы процесс протекал под его строгим контролем.
Ну и на самом-то деле... Многие фанаты фанфикшена привыкли читать его бесплатно. Станут ли они платить за него деньги? Что касается иных потенциальных читателей, то, чтобы они клюнули, подозреваю, нужно, чтобы фанфик как минимум не противоречил оригиналу, фанфик-"апокриф", подозреваю, многие не поймут, да и разные версии, допустим, того, что было раньше, могут многих незнакомых с явлением сбить с толку.
Elspet утверждает, что авторы, заключающие контракты с издательствами, идиоты, из чего можно сделать вывод, что лучше бы они этого не делали - по ее мнению. Ну, тут уже выбор из разряда "не хочешь - не делай", но что делать тем, кто хочет в портфолио несколько публикаций?
На эту тему существуют разные мнения. Я слышал и точки зрения, что даже начинающий автор вполне мог договориться о вычеркивании каких-то особо неприятных пунктов из договора. Насколько я понимаю, отечественные издательства в первую очередь требовали исключительных прав на издание книги на пять лет (это число очень часто фигурирует в рассказах авторов-фантастов), а всё остальное их волновало по остаточному принципу. К тому же, в издательстве фантастики в России в общем-то существовала некоторая конкуренция - было как минимум три серьезных издательства.
Вообще, судя по тому, как во всех интернет-спорах последнего времени об авторских правах авторы-фантасты активно защищают позицию именно издателей, у меня не складывается впечатление, что они считают себя как-то ущемлёнными со стороны издательств.
На Западе же и конкуренция среди издательств больше и, как я подозреваю, правовая грамотность среди населения выше.