О рациональном агенте, опорной машине и идеализме

Автор Тема: О рациональном агенте, опорной машине и идеализме  (Прочитано 13158 раз)

Gradient

  • Пользователь
  • **
  • Сообщений: 89
  • +31/-0
    • Просмотр профиля
Пришла в голову такая цепочка рассуждений. Вот, допустим, мы создали ИИ, примерно рационального агента. Примерно воплотили концепцию AIXI, то есть ИИ строит кучу моделей реальности и измеряет их сложность, а затем проставляет им штрафы в зависимости от погрешности на ретроданных и от сложности. Для прогноза будущего использует гистограмму от прогнозов каждой модели - например, если первая модель выдала 9 со штрафом 2, а вторая выдала 11 со штрафом 1, то будет гистрограммный прогноз: 1/3 за 9, 2/3 за 11. Ну, это грубое описание, реально моделей будет много, для штрафа есть формулы, одиночная модель будет выдавать гауссиану...

Мы тут же влетим в проблему построения опорной машины. Дело в том, что даже программу для распознавания объектов на картинке мы из сырого кода получать перебором будем долго. Нейросетка для видеоанализа - это мегабайты, а их надо будет подобрать как код (необязателен полный перебор, но это будет определённо не очень умный оптимизирующий процесс). Поэтому ИИ придётся создавать свою библиотеку функций, чтобы часто используемые концепции можно было повторно использовать. То есть ИИ будет описывать реальность на каком-то высокоуровневом языке, а ещё будет иметь транслятор на тот язык, который дал нашему ИИ программист.

Программист: все твои программы будут написаны на Брейнфаке, так как он легко генерится эволюцией и Тьюринг-полный.
AIXI: Ага. *пишет Питон на Брейнфаке, потому что это самый короткий способ получить нейросети, и пишет нейросети. Опорная машина построена, и это Питон*

Я очень упрощённо пишу, скорее всего здесь будет попытка каким-то оптимизатором подобрать удачную модель мира, но теоремы говорят, что скорее всего в этой модели мира будет язык программирования, так как изначально заданный язык будет не очень хорошо описывать наш мир.

Вот. У нас есть "правильная" опорная машина - в ней маловероятные гипотезы описываются сложными конструкциями, а высоковероятные - простыми. То есть априорная вероятность гипотезы обратно пропорциональна длине кода. Всё круто?

А теперь добавим ещё пару вводных.
1) Мы дали нашему ИИ способность моделировать других агентов, ставя себя на их место. Просто дали ему инструмент, которым он может запускать виртуальную копию себя, и этот инструмент оказался удобен для прогнозирования животных и людей.
2) Мы запустили наш ИИ достигать целей, находясь среди людей. То есть крайне важно предсказывать людей, которые целеустремлённые агенты, а значит, для них отлично работает наш подход с виртуальной копией. Ну, или не отлично, но лучше, чем иные варианты.

ИИ настраивает свою опорную машину так, что в ней задача "прогнозировать человека" - это что-то простое. В смысле, выражается очень короткой языковой конструкцией, потому что эту функцию часто приходится дёргать.

То есть человеческий разум становится для ИИ онтологически базовой сущностью (или близко к этому), так как разум=моноблок. То есть ИИ становится идеалистом, в философском смысле. Начинает верить в души =)

Заменяем в этом рассуждении "ИИ" на "человек", "опорную машину" на "картину мира" (не карту, а тот список блоков, из которых она строится), а человеческое общество оставляем.

Я правильно понимаю, что человек практически неизбежно должен был стать идеалистом? И любой интеллект, обитающий в коллективе и умеющий в эмпатию, по умолчанию идеалист? Если человек (или наш модельный ИИ) не увидит огромную вселенную, в которой люди занимают ничтожно малую часть, что может его сподвигнуть стать материалистом (ну или иным не-идеалистом?)

Ну или может, я где-то ошибся в рассуждениях, или недостаточно обосновал?

kuuff

  • Старожил
  • *****
  • Сообщений: 2 133
  • +220/-52
    • Просмотр профиля
Цитировать
Я очень упрощённо пишу, скорее всего здесь будет попытка каким-то оптимизатором подобрать удачную модель мира, но теоремы говорят, что скорее всего в этой модели мира будет язык программирования, так как изначально заданный язык будет не очень хорошо описывать наш мир.
Я не очень верю таким теоремам. Эти теоремы созданы людьми, со всеми их интеллектуальными ограничениями. Чтобы доказать теорему о реальности, надо создать модель этой реальности, модель была создана человеком, и человек заложил туда кучу своих ограниченностей. Теорема была доказана о модели, а не о реальности, а соответствие модели и реальности всегда под вопросом.

Цитировать
То есть человеческий разум становится для ИИ онтологически базовой сущностью (или близко к этому), так как разум=моноблок. То есть ИИ становится идеалистом, в философском смысле. Начинает верить в души =)
Хех. Любой человек, в том числе и Гарри Поттер из ГПиМРМ верит в души. Душа -- это историческое название для психики. Спорить о существовании души -- глупо: она и существует и не существет. Она не существует в реальности, но существует в моделях, которые человек использует для мышления о реальности (точнее не так: в некоторых моделях реальности она существует, в некоторых моделях она не существует). И человек не может думать о некоторых аспектах реальности, не включая в свои модели категории "душа" (может быть стыдливо называя её "психикой" или словом "mind" или ещё как-то). Реально спор Поттера с Дамблдором был не о существовании души, а о том, может ли душа существовать в отрыве от тела. Получалось так, что они спорят в терминах, которые замутняют ситуацию, но так получалось потому, что Поттер слишком глуп ещё, а Дамблдор просто не приучен думать так, чтобы пересматривать свои категоризации реальности, в пользу данного конкретного спора.

Психология отказалась от использования слова "душа" для того, чтобы религия не очень возмущалась: религия хочет монополию на работу с душами.

Gradient

  • Пользователь
  • **
  • Сообщений: 89
  • +31/-0
    • Просмотр профиля
Цитировать
Я не очень верю таким теоремам. Эти теоремы созданы людьми, со всеми их интеллектуальными ограничениями. Чтобы доказать теорему о реальности, надо создать модель этой реальности, модель была создана человеком, и человек заложил туда кучу своих ограниченностей. Теорема была доказана о модели, а не о реальности, а соответствие модели и реальности всегда под вопросом.
- попробую тогда действовать несколько менее широко, чем эта теорема. Некий оптимизатор решает задачу "построить модель реальности так, чтобы эта модель уложилась в минимум кода и имела минимум погрешности". Модель реальности строится из базовых блоков, взятых из некоторого языка программирования. При построении модели у нас получится, что какие-то из блоков мы переиспользуем, и потому если оптимизатор достаточно быстро ведёт перебор, то он вынесет эти повторяющиеся блоки кода в функции. Это выглядит довольно разумным, потому что так бы действовал челвоек, так действует deep learning (более ранние слои порождают абстракции, которые используют более поздние слои). Хотел бы ещё сослаться на эволюцию, но тут не хватает знаний. Детали, которые используются часто, окажутся сжаты в функции, вызовы функций относительно компактны в коде, так что по умолчанию AIXI будет плохо замечать сложность, скрытую за функциями.
Если расчёт экспоненты - это расчёт суммы ряда, то в коде получается около 7 действий (зависит от того, как считать, но примерно так). Если же экспонента вынесена в функцию, то конкретно вызов функции - это 1 действие. Если у нас экспонента встречается в 1000 мест, и при этом она вынесена в функцию, то общая сложность все работы с экспонентой получится 7 + 1000. 7 операторов при написании функции, 1000 вызовов. Создание языка программирования я имел в виду именно в этом смысле.
Да, конечно, на практике идеального оптимизатора не существует, но это иногда не мешает рассуждать о том, что сделал бы AIXI, если бы этот оптимизатор был, и делать то же самое, называя это рациональностью =)
Или вы видите тут какую-то проблему в рассуждениях? Мне кажется, я выдал довольно короткую цепочку (она просто продублирована разными словами), там не должно быть сложностей проверки, как с доказательством теоремы Ферма.

Цитировать
Хех. Любой человек, в том числе и Гарри Поттер из ГПиМРМ верит в души. Душа -- это историческое название для психики. Спорить о существовании души -- глупо: она и существует и не существет. Она не существует в реальности, но существует в моделях, которые человек использует для мышления о реальности (точнее не так: в некоторых моделях реальности она существует, в некоторых моделях она не существует). И человек не может думать о некоторых аспектах реальности, не включая в свои модели категории "душа" (может быть стыдливо называя её "психикой" или словом "mind" или ещё как-то).
- это хорошее замечание.
Да, люди прогнозируют действия друг друга, не используя редукционизм, а используя полунатурное моделирование (эмпатию?), либо моделирование чёрным ящиком (как с любым незнакомым явлением), либо комбинируя подходы.
Но... Существуют люди, которые явно или неявно утверждают: "Разум - прост. Это онтологически базовая сущность. Поэтому будем считать, что мир создан Богом, это же намного проще по Оккаму, чем физическая модель Большого Взрыва, и живые существа порождены разумным замыслом, так как в нём меньше блоков, чем в модели эволюции".
То есть априорная вероятность любой физической модели в такой ситуации сильно ниже, чем априорная вероятность модели разумного замысла =) Конечно, факты будут двигать эти вероятности (если у нас агент похож на рационального).
Такая расстановка априорных вероятностей выглядит для меня довольно плохой практикой. Кажется, довольно неправильно в любой непонятной ситуации искать проявления разума, причём часто ещё и нечеловеческого. Но в то же время у меня создаётся впечатление, что такие априорные вероятности выставятся автоматом у рационального агента, который проводит достаточно много времени в обществе и мало времени изучает неразумную природу.

kuuff

  • Старожил
  • *****
  • Сообщений: 2 133
  • +220/-52
    • Просмотр профиля
- попробую тогда действовать несколько менее широко, чем эта теорема. Некий оптимизатор решает задачу "построить модель реальности так, чтобы эта модель уложилась в минимум кода и имела минимум погрешности".
Такая модель реальности -- это реальность. Для этого достаточно написать дифуры КМ, а всё остальное будет не кодом, а данными, начальными условиями для дифур.

И, я отмечу, это я не просто придираюсь к словам, это фундаментальная вещь: любая модель реальности -- это инструмент, заточенный под решение какого-то класса задач. Нет универсальной модели реальности. Универсальная модель реальности будет неотличима от реальности. Например, что такое "минимум погрешностей" определяется тем классом задач, которые ты собираешься решать, и тем какие требования задачи предъявляют к точности решения.

Модель реальности строится из базовых блоков, взятых из некоторого языка программирования. При построении модели у нас получится, что какие-то из блоков мы переиспользуем, и потому если оптимизатор достаточно быстро ведёт перебор, то он вынесет эти повторяющиеся блоки кода в функции. Это выглядит довольно разумным, потому что так бы действовал челвоек, так действует deep learning (более ранние слои порождают абстракции, которые используют более поздние слои).
Было бы хорошо, если бы было так, но реально всё хуже. Человек учится решать простые задачи, эти задачи часто несвязаны друг с другом. Потом уровни абстракции повышаются, разные категоризации реальности (возникшие при решении разных классов задач) начинают перемешиваться, а потом человек приходит в школу, и начинает повышая уровни абстракции мышления копать вниз к микроустройству Вселенной. В результате получается такой бардак, что сам чёрт ногу сломит. Психология 150 лет не может разобраться. Философы тысячелетиями голову ломают.

Цитировать
Детали, которые используются часто, окажутся сжаты в функции, вызовы функций относительно компактны в коде, так что по умолчанию AIXI будет плохо замечать сложность, скрытую за функциями.

И это неплохой пример тому, о чём я говорю. У тебя есть модель программирования, и ты пытаешься её натянуть на концепцию интеллекта. То есть у тебя заранее есть модель, и ты обтачиваешь напильником категорию "интеллект", чтобы она влезла в модель программирования. Что ты получишь в результате? Насколько твоя модель интеллекта, которую ты создашь, будет соответствовать реальному интеллекту?

Все доказательства теорем, которые ты будешь строить  в рамках этой модели -- будут доказывать теоремы об этой модели интеллекта, а не об интеллекте. Может быть эти теоремы можно распространить на интеллект, может быть нет. Откуда мы можем знать?

Цитировать
Такая расстановка априорных вероятностей выглядит для меня довольно плохой практикой. Кажется, довольно неправильно в любой непонятной ситуации искать проявления разума, причём часто ещё и нечеловеческого.

Это, возможно, наилучшая практика. Если гипотеза о том, что интеллект человека возник в результате социальных игр, то он заточен на то, чтобы моделировать работу других психик. И если мы берём и начинаем приписывать интеллект чему-то, что явно интеллекта не имеет, то мы начинаем использовать развитые нейронные сети (созданные для анализа и предсказания поведения других людей) для анализа этого чего-то. Последнее время я сознательно думаю о программах, как об одушевлённых сущностях. Когда я задаю вопрос программе "да, что ж тебе не хватает в этой жизни, сучара бацильная, зачем ты творишь эту пургу" -- это не просто способ спустить эмоции, это реальный вопрос, которым я озадачен, я так думаю.

Это то же самое, что ты пытаешься сделать с интеллектом, заталкивая его в модель программирования: ты очень хорошо научился мыслить в модели программирования, и для тебя естественно пытаться использовать её для всего, хоть самым отдалённым образом похожего на программирования. Это часто работает. Но надо знать ограничения метода, иначе можно сделать неверные или излишне категоричные выводы.

Добавлено 25 Августа 2020, 16:23:
Кстати:

Everything seems like a nail, when you are holding a hammer.
Всё выглядит гвоздём, когда ты держишь в руке молоток.

https://en.wikipedia.org/wiki/Law_of_the_instrument
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0%B9_%D0%BC%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0%BA

Туда же до кучи, можно вспомнить анекдот, про поиски ключей там, где светло, а не там, где потерял.

Человеческие мозги так устроены. Математику осваивают через геометрию -- о рядах, группах, теории полей Галуа можно думать в геометрических терминах. Как это происходит сложно описать, но я проходил через это, и совершенно точно говорю: я визуализировал группы, когда думал о них. Я визуализировал гомоморфизмы. Я визуализировал ряды. Вся математика, которую мне вколачивали в голову на матмехе, каким-то образом у меня в голове рисовалась. У меня плохо с осознанием этих образов -- я научился их осознанно замечать недавно, когда учился на психфаке, до этого они иногда мелькали картинками, и я не обращал на них внимания и часто неосознавал вообще. Но всё мышление о математических проблемах идёт у меня через геометрические образы. Все слова типа "для любого эпсилона, существует дельта..." это лишь способ описания тех образов: я представляю себе картинку, и начинаю её описывать. И всегда так делал.

Зрительная кора хорошо развита? Почему бы не использовать её, думая о конечных группах?

Gradient

  • Пользователь
  • **
  • Сообщений: 89
  • +31/-0
    • Просмотр профиля
Цитировать
Такая модель реальности -- это реальность. Для этого достаточно написать дифуры КМ, а всё остальное будет не кодом, а данными, начальными условиями для дифур.
- тут я вижу много проблем.
Во-первых, начальные условия ещё попробуй найди. Я не уверен, что это проще, чем построить нейросеть, например, которая даёт прогноз +- 0.01%.
Во-вторых... Допустим, мой ИИ смотрит на мир через датчики биржевого бота. Или через камеры беспилотника. Или через сенсоры ядерного реактора. Тут ещё построить бы модель, которая за данными этих датчиков улавливает квантмех.
В-третьих, это слишком тяжеловесная модель. Если мне нужен горизонт планирования на хотя бы час вперёд (и так раз в секунду), эта модель вряд ли годится.
Ну и в-четвёртых, КМ не является полной моделью мира, как ни прискорбно. Она плохо работает с гравитацией.
Я согласен, что модель выбирается под задачу. В случае с ИИ - скорее строится под задачу.
Я бы согласился, что такая модель реальности - это и есть реальность, если бы имел машину времени. А так - для принятия решений, у которых гарантировано хоть какое-то подобие оптимальности, нужно предвидеть будущее. Есть и другой подход, но об этом чуть позже.

Цитировать
И это неплохой пример тому, о чём я говорю. У тебя есть модель программирования, и ты пытаешься её натянуть на концепцию интеллекта. То есть у тебя заранее есть модель, и ты обтачиваешь напильником категорию "интеллект", чтобы она влезла в модель программирования. Что ты получишь в результате? Насколько твоя модель интеллекта, которую ты создашь, будет соответствовать реальному интеллекту?
- тут не совсем так. Не, я понимаю, вы указываете на то, что я довольно предвзят к каким-то видам моделей, и это что-то похожее на ту самую опорную машину.
Но я не особенно пытаюсь моделировать человеческий интеллект.
Я отталкиваюсь вот от чего: есть концепция рационального агента. Это идеальный игрок, который максимизирует полезность настолько хорошо, насколько это вообще возможно. Человек не является РА. Но человек может для достижения целей постараться действовать как РА. Не столь важно, будет ли РА реализован через человека или через ИИ - по идее, они будут выдавать схожие результаты. Узнав поведение одного, мы можем примерно знать поведение другого в сходных ситуациях.
Есть тот вид рационального агента, которого описывает Юдковский, пользуясь связкой терминов "инструментальная рациональность" и "эпистемологическая рациональность". Это... Если перевести его рассуждения на язык математики, получается AIXI, то есть примерно тот ИИ, который я описал. В идеале. На практике есть разные ограничения.
По идее, из концепции "максимизируй полезность" необязательно следует "для этого строй модели мира, тестируй их на практике, меняй их вероятности по теореме Байеса, а априорную вероятность выводи через Колмогоровскую сложность". Но... Я не видел чего-то лучше. Всё, что видел, является либо урезанными вариантами AIXI, и в связи с этим можно предсказать, где имено система навернётся. Либо различными порождениями эволюции и подобных процессов, где происходит выбор не в пространстве действий, а в пространстве стратегий, но такой подход намного менее эффективен по данным.
Поэтому я полагаю, что выводы, применимые к AIXI, хорошо переносятся на других рациональных агентов. Не на любые другие интеллекты, а на других РА

Цитировать
Было бы хорошо, если бы было так, но реально всё хуже. Человек учится решать простые задачи, эти задачи часто несвязаны друг с другом. Потом уровни абстракции повышаются, разные категоризации реальности (возникшие при решении разных классов задач) начинают перемешиваться, а потом человек приходит в школу, и начинает повышая уровни абстракции мышления копать вниз к микроустройству Вселенной. В результате получается такой бардак, что сам чёрт ногу сломит
- я задумывался об этом. Я наблюдаю, что все эти задачи так или иначе завязаны на навигацию тела в пространстве и восприятию через глаза и уши (в меньшей степени через другие органы чувств). Все остальные задачи накручены поверх как многоуровневые абстракции. То есть в принципе можно было бы вывести единую предсказательную модель именно потому, что мы всегда смотрим через одни и те же сенсоры, в каком-то смысле. На практике эта модель была бы слишком огромная и не влезала бы в сознательную память, и работала бы как что-то типа машинлёрнинга, то есть чистый блэкбокс. Возможно, у нас даже есть такая модель, и именно она подсказывает, что мы увидим в следующую секунду. В таком случае её базовыми блоками являются, видимо, нейроны, а не что-то более абстрактное.

Цитировать
И если мы берём и начинаем приписывать интеллект чему-то, что явно интеллекта не имеет, то мы начинаем использовать развитые нейронные сети (созданные для анализа и предсказания поведения других людей) для анализа этого чего-то. Последнее время я сознательно думаю о программах, как об одушевлённых сущностях.
- да, это полезная эвристика.
Тогда... Окей, мои рассуждения о рациональных агентах не вполне переносятся на людей, которые РА не являются и не очень пытаются. Опорная машина не равна онтологии, это лишь базовый набор эвристик

Цитировать
Зрительная кора хорошо развита? Почему бы не использовать её, думая о конечных группах?
- если воспринимать зрительную кору как набор эвристик (и аппаратное обеспечение, их поддерживающее), то да, выглядит разумно

kuuff

  • Старожил
  • *****
  • Сообщений: 2 133
  • +220/-52
    • Просмотр профиля
- тут я вижу много проблем.
Во-первых, начальные условия ещё попробуй найди.
[...]
Ну и в-четвёртых, КМ не является полной моделью мира, как ни прискорбно. Она плохо работает с гравитацией.
Значит оптимизационных параметров больше двух.
- тут не совсем так. Не, я понимаю, вы указываете на то, что я довольно предвзят к каким-то видам моделей, и это что-то похожее на ту самую опорную машину.
Да, все предвзяты, все ограничены теми методами выстраивания моделей, которые доступны человеческому интеллекту.
Но я не особенно пытаюсь моделировать человеческий интеллект.
Я отталкиваюсь вот от чего: есть концепция рационального агента.
Где проходит грань между интеллектом и рациональным агентом? В чём, собственно, разница? Если мы вернёмся к истокам, то рациональность как таковая зародилась в экономике. Макс Вебер, по-моему, первым начал говорить об обществе рациональных агентов. Он был социологом, но экономисты с радостью ухватились за эту модель, и начали поверх неё строить экономические модели. В процессе понятие "рационального агента" уточнялось, и в конечном итоге выяснилось, что "рациональный агент" -- это идеальная конструкция, которая в реальности не встречается. Но я к тому, что всё это происходило применительно к экономике, для моделирования экономических отношений, спрос/предложение, расчёт маргинальной стоимости, стоимость акций и тд, и тп.

А рациональность по Юдковскому -- это что-то типа интеллекта. Его байесианский суперинтеллект в первую очередь интеллект, во вторую построенный на байесианстве.

Поэтому я полагаю, что выводы, применимые к AIXI, хорошо переносятся на других рациональных агентов. Не на любые другие интеллекты, а на других РА
РА не может существовать вне интеллекта. Так же как душа не может существовать без тела, РА не может без интеллекта.
- я задумывался об этом. Я наблюдаю, что все эти задачи так или иначе завязаны на навигацию тела в пространстве и восприятию через глаза и уши (в меньшей степени через другие органы чувств). Все остальные задачи накручены поверх как многоуровневые абстракции. То есть в принципе можно было бы вывести единую предсказательную модель именно потому, что мы всегда смотрим через одни и те же сенсоры, в каком-то смысле. На практике эта модель была бы слишком огромная и не влезала бы в сознательную память, и работала бы как что-то типа машинлёрнинга, то есть чистый блэкбокс. Возможно, у нас даже есть такая модель, и именно она подсказывает, что мы увидим в следующую секунду.
Ы. https://www.frontiersin.org/articles/10.3389/fpsyg.2017.01924/full

Там излагается теория сознания, и как раз об этом и говорится. Все психические процессы, включая мышление и память -- это чёрный ящик. Вообще психика -- это чёрный ящик, а сознание это внешний интерфейс, дающий возможность коммуникации с другими психиками. Мне очень нравится эта теория, потому как человек систематически недооценивает сложность тех или иных психических процессов, а это именно то, что прямо вытекает из теории: сознание не имеет доступа к реальному процессу мышления, оно имеет дело с результатом, и оно выстраивает какие-то рационализации, объясняющие этот результат.

Тут немного контекста: "рационализация" -- это термин придуманный Фрейдом, это одна из его "психологических защит", которые использует человек, для минимизации негативных переживаний. Юдковский использует это слово в ином смысле -- это когда вывод известен заранее, а человек затем подгоняет рассуждение под вывод и не важно с какой целью он это делает. Здесь я использую "рационализацию" в смысле ближе к Юдковскому, и говорю, что любое рассуждение -- это результат рационализации. Рациональные рассуждения и нерациональные -- это результаты одного и того же процесса, разница лишь в используемых "логиках", то есть наборах правил, которые позволяют отличить верное рассуждение от неверного.

Юдковский приводил пример со зрением, когда профессор дал какому-то студенту тему для курсовой "система машинного зрения", и ждал что тот создаст такую. С мышлением было то же самое: чем дольше его ковыряют, тем сложнее оно оказывается. Мы думаем, что мы знаем, как мы думаем, но стоит нам попытаться эти "знания" применить в инженерном деле, как тут же выясняется, что эти знания яйца выеденного не стоят.

В таком случае её базовыми блоками являются, видимо, нейроны, а не что-то более абстрактное.
С такими утверждениями надо обходиться аккуратнее. Есть общее правило, которое помечает такие утверждения как сомнительные. Есть уровни организации материи, если ты смешиваешь разные уровни организации материи в одном утверждении, то скорее всего, ты делаешь что-то не так. Если ты говоришь о свободе воли, и обосновываешь её существование/несуществование квантовой механикой: свобода воли существует где-то на уровне психологии или выше, в квантовой механике её нет. Если ты говоришь о жизни, и пытаешься найти её среди атомов, то ты гарантированно не найдёшь её так. Если ты говоришь об интеллекте, и говоришь о базовых блоках-нейронах, то что-то тут не то: интеллект это уже психология,  а нейроны -- физиология.

Ты, я подозреваю, хотел сказать, что психика -- слишком сложная вещь, настолько сложная, что любая её модель будет слишком сложной для человека. Но я бы не был столь категоричен, совместные усилия психологов и разработчиков AI могут как-нибудь разрулить ситуацию со временем.

Тогда... Окей, мои рассуждения о рациональных агентах не вполне переносятся на людей, которые РА не являются и не очень пытаются. Опорная машина не равна онтологии, это лишь базовый набор эвристик
А на кого они переносятся? У нас нет примера другого интеллекта, который мог бы быть носителем рациональности. Человек неидеальный носитель, но лучше ничего нет. А... хм... не, можно рассмотреть hive mind, или вообще интеллект группы. Скажем, институт науки -- это тоже своего рода интеллект. Но этот интеллект хоть и мощнее, и, быть может, рациональнее чем интеллект любого индивидуального человека, но он тоже не РА.

Но если попытаться вернуться к исходному сообщению. Его основной посыл, если я правильно понял, что любой интеллект (General Intelligence, заточенный под решение спектра задач сравнимого с тем, что доступно человеку), функционирующий в человеческом обществе, неизбежно придёт к понятию "души"? Я думаю, да. Либо потому, что выделение категории "душа" -- это какой-то минимум при решении какой-то там оптимизационной задачи, связанной с выстраиванием наилучшей категоризации мира, либо потому, что этот гипотетический интеллект будет выстраиваться человеком, и он неизбежно заложит категорию "душа" в AGI либо прямо, либо косвенно.

Категория "человек" возникает, мне кажется, неизбежно. А если мы начинаем учитывать разницу между разными людьми, то у нас возникает категория "личностные свойства", и комплекс личностных свойств человека -- это и есть, по-сути, душа.

Gradient

  • Пользователь
  • **
  • Сообщений: 89
  • +31/-0
    • Просмотр профиля
Цитировать
Значит оптимизационных параметров больше двух.
- я бы сказал, их очень много...
Цитировать
Где проходит грань между интеллектом и рациональным агентом?
- хороший вопрос, заставляет привести свои мысли в порядок =) Я бы провёл границу так. Интеллект - это такой планировщик, достигатель целей в реальном мире. А РА - это частный случай интеллекта, наиболее эффективный (скорее всего, соответствует байесовому теорверу, теории принятия решений и использует формализацию бритвы Оккама для априорной оценки гипотез). То есть у не-РА мы будем замечать какие-либо систематические ошибки, которые он не зарешает, даже если у него будет куча времени, статистики и мотивации. Либо будет зарешивать какими-то ужасающе затратными способами (например, учить таблицу умножения наизусть вместо того, чтобы запрограммировать алгоритмы, её порождающие, в своей вычислительной системе, или подбирать линейную зависимость решающим деревом). Кроме того, он, возможно, будет систематически промахиваться с точки зрения теории полезности - делать ставки на что-то проигрышное, даже если может правильно посчитать матожидание выигрыша.
Откуда у меня вообще идея, что человек отличается от РА (ну кроме того, что человек не может запрограммировать себе в мозг калькулятор и имеет когнитивные искажения)? Оттуда, что я не могу сформулировать для него глобальную функцию полезности. Получается настолько сложная функция, что я понимаю, что с таким подходом можно записать функцию полезности для вообще чего угодно, в том числе неразумного. Поэтому я делаю такое упрощение: человека иногда можно рассматривать как РА - обычно в такие моменты, когда он сознательно чего-то хочет. Есть и некоторые другие случаи, но этот основной. Ну, то есть критерий - есть относительно простая, измеримая цель, и поведение человека достаточно хорошо описывается стремлением к этой цели, хитрым и изобретательным стремлением. Вот в такие моменты он как-то приближается к РА. В остальное время... Не скажу, что человек не рационален, но отмечу это как спорное утверждение.

Полагаю, я видел нечто, более близкое к РА, чем люди. Это системы ИИ вида "обучение с подкреплением", которые работают на относительно малых задачах. Когда у человека нет знаний, релевантных задаче, и задачу не удаётся свалить на зрительную кору, человек и машина оказываются примерно в равных условиях. На задачах небольшой размерности (5-50 входов) машина, по моим наблюдениям, обычно играет лучше. На более крупных задачах теста не было, да я и с трудом представляю себе, кто согласится побыть в роли ИИ, когда на входе 500 датчиков неизвестно чего, а на выходе какой-то сигнал подкрепления, и надо принять хотя бы 100-200 решений подряд. Я пробовал использовать и напрямую байесовскую систему принятия решений - она обучается лучше и быстрее всех, но сколько-нибудь большое число датчиков уводит её в комбинаторный взрыв.

Цитировать
Все психические процессы, включая мышление и память -- это чёрный ящик. Вообще психика -- это чёрный ящик, а сознание это внешний интерфейс, дающий возможность коммуникации с другими психиками. Мне очень нравится эта теория, потому как человек систематически недооценивает сложность тех или иных психических процессов, а это именно то, что прямо вытекает из теории... [] Юдковский приводил пример со зрением, когда профессор дал какому-то студенту тему для курсовой "система машинного зрения", и ждал что тот создаст такую. С мышлением было то же самое: чем дольше его ковыряют, тем сложнее оно оказывается. Мы думаем, что мы знаем, как мы думаем, но стоит нам попытаться эти "знания" применить в инженерном деле, как тут же выясняется, что эти знания яйца выеденного не стоят.
- теория мне и самому нравится, она хорошо описывает нашу способность описать, что происходит в мышлении, но неспособность это запрограммировать =) И без практики даже неспособность понять, что что-то не так.
Поэтому я и не претендую на понимание того, что происходит в умах у людей, а отталкиваюсь от модели РА. Модель простая и... Очень похоже, что она описывает наболее выигрышные стратегии. Условно, если я знаю, что РА стал бы идеалистом в такой-то ситуации почти независимо от системы целей - значит, и мне стоит.

Цитировать
С такими утверждениями надо обходиться аккуратнее. Есть общее правило, которое помечает такие утверждения как сомнительные. Есть уровни организации материи, если ты смешиваешь разные уровни организации материи в одном утверждении, то скорее всего, ты делаешь что-то не так
- да, я согласен. Грубовато выразился.
Чуть детализирую. Мозг - система управления, у него есть сенсоры, актуаторы (входы и выходы) и передаточная функция. У нейронов тоже есть входы, выходы и передаточная функция. Входы - это не только синапсы, это ещё и... Например, датчики гормонов. Это упрощение, но его можно неограниченно приближать к эмпирическим данным, либо проигнорировать какие-то виды воздействий.
Если бы меня спросили, из чего искусственная нейросеть (вот данная конкретная) собирает аппроксимацию, я бы ответил что-то вроде такого: нейронка аппроксимирует суперпозицией из функций ReLu, которые являются комбинацией линейной функции и константы. Так же нейронка умеет брать взвешенные суммы от этих функций. Есть ещё кое-какие ограничения, но список доступных операций вот. Умножения двух переменных, например, там нет, как и пороговой функции.
Если задать такой вопрос применительно к человеческому мозгу, то... Я знаю про нейроны, которые умеют искать взвешенные суммы, а он них брать сигмоиду. Наверняка это не исчерпывающий список, и мозг поддерживает на низком уровне какие-то ещё операции. Я не знаю точно, как строит модели человеческий мозг, но если моделями являют обученные нейросети, то "базовые блоки" для них - это взвешенная сумма, сигмоида и какие-то ещё функции, о которых я пока не знаю.
Может быть, над нейронами есть ещё какие-то уровни абстракции - то есть может, у человека есть какие-то стандартные микросхемы из нейронов, которые выполняют какие-то типичные операции и применяются плюс-минус по всему мозгу. И модели состоят именно из этих стандартных решателей, а обучать модель из одних только сигмоид и взвешенных сумм мозг не умеет. Если окажется так, то моя идея "для человека базовый блок - это нейрон, в математическом смысле" будет неверна.
Цитировать
интеллект это уже психология,  а нейроны -- физиология
- разумеется. Только мне неизвестен хороший способ свести психологию к физиологии. Теоретически они сводимы, но модели у нас пока нет. А вот матмодель нейрона уже построена... Много моделей построено, с разным уровнем детализации. Если смотреть только на поведение человека, то по идее, оно будет сводимо к поведению системы "математических" нейронов. По идее, это никто напрямую не проверял, вполне возможно, что современные матмодели делают акцент на чём-то не том, и потому из современных "абстрактных нейронов" соберётся неработающий мозг.

Цитировать
А на кого они переносятся?
- на ИИ (в данном случае малоценно) и ограниченно - на человека, стремящегося к цели, именно в процессе этого стремления. То есть если я знаю, как поступил бы РА, мне, вероятно, стоит поступить так же.

Цитировать
Либо потому, что выделение категории "душа" -- это какой-то минимум при решении какой-то там оптимизационной задачи, связанной с выстраиванием наилучшей категоризации мира, либо потому, что этот гипотетический интеллект будет выстраиваться человеком, и он неизбежно заложит категорию "душа" в AGI либо прямо, либо косвенно.
- да, в такой формулировке выглядит менее дико, чем "оно станет идеалистом, а оно явно лучше меня знает, что делать". Редукционизм)))
« Последнее редактирование: 26 Августа 2020, 13:56 от Gradient »