К сожалению, "лобовой напор" плохо сочетается с интригами. Здесь требуется выбрать что-то одно. Или найти качество, одинаково свойственное храбрецу и интригану. И это точно не идеал.
Общее качество? Победа любой ценой. Для д'Артаньяна поражение было чем-то недопустимым: он был карьеристом, он хотел быть маршалом Франции (и, насколько мне известно, стал им в конце-концов так же как и его исторический прототип), ему совершенно не нужны были пятна на своей репутации железного и непобедимого человека. На репутации идеального солдата.
Я уже не раз повторял, что не разделяю использование в качестве критерия отбора каких-то "идеалов". Теперь вы дополнительно все запутываете, ставя знак равенства между идеалом и "интеллектуальной" идеей.
Я не ставлю знака равенства. Просто это близкие понятия. И внутри в голове у человека они работают схожим образом, и снаружи они проявляются, подчастую, схожим образом. А насчёт критерия отбора -- я лишь говорю о том, что не получится стать гриффиндорцем не будучи идеалистом. И дело даже не в том, что Шляпа не пропустит -- она может и не использует такого критерия. Дело в том, что не получится.
Даже как-бы-рациональный Андре Луи Моро (один из любимейших моих героев с детства, за авторством Сабатини), даже он прошёл через все свои перипетии "за идею". Он декларировал идеи справедливости и равенства. Правда, впоследствии, он вдруг понял[
*], что бился он не за идею, а за свой идеал женщины во плоти. Причём он бился за идеал даже не с целью завладеть им, а с целью не допустить попрания этого идеала и низвержения его с пъедестала в болото брака с "синей бородой". Он прямо говорил Алине "скажите мне, что вы его любите, и выходите за муж не за деньги и титул, а за человека, и я устранюсь и не буду мешать". И я верю этим его словам, я верю, что он сделал бы именно это, если бы Алине был небезразличен маркиз.
Да, не факт, что Моро попал бы в гриффиндор. Ему быть может был ближе Когтевран. Но его выступления перед прокурором, в Рене (крест на адвокатской карьере), в Нанте, в театре Фейдо (вне закона, преследуется полицией) -- это всё же гриффиндорско-слизеринские деяния: надо обладать изрядной храбростью или безрассудством, чтобы на подобное пойти, но поскольку прямое столкновение было очевидным самоубийством, он подстрекал других, впрочем подставляя себя. А ближе к финалу, овладев шпагой, он вовсю пёр на маркиза пытаясь добиться дуэли (правда найдя предварительно лазейку в законах, чтобы его не повесили за убийство), а уж его явление в восставшем Париже, откуда он вытаскивал Алину -- Гриффиндор чистой воды: плевать на источник доходов, плевать на политическую карьеру, всё достигнутое коту под хвост.
Кстати это ещё один пример гриффиндорца-слизеринца.
[
*] Рационалист. Хе-хе. Искреннее заблуждение относительно истинных своих мотивов. Когнитивное искажение такого масштаба... Но, в его защиту, скажу четыре вещи:
1. Надо понимать, что при всей его рациональности, у него не было статеек Юдковского, да и вообще достижений человечества в понимании рационализма за последние 200 лет.
2. Он, судя по всему, больше напирал на гуманитарные науки, а не на естественные. Чему, полагаю, способствовало то, что он ориентировался на карьеру юриста. А его основным интересом был Человек, которого в то время систематически изучали лишь гуманитарные науки.
3. Ему было всего около двадцати, причём проведены эти годы были весьма мирно, преимущественно в тиши кабинета.
4. Это любовь. Она вообще очень сильно бьёт по неподготовленным мозгам. Быть может упорные тренировки и чёрный пояс в рационализме могут помочь выдержать подобный удар, но у меня нет твёрдой уверенности даже в этом.
Ведь смысл вашего высказывания сводится к тому, что Портосу не хватает ума для грамотного использования своих сильных (во всех смыслах ) сторон. Но разве гриффиндорцы отличаются умом? Им гораздо ближе девиз "сила есть – ума не надо"!
Есть некий необходимый минимум ума. Я не уверен, что Портос им обладал. Даже если за Портосом будет стоять слизеринец, который будет использовать его в своих целях... Даже если так, у меня всё равно нет уверенности, что Портос в состоянии успешно справляться с непредусмотренными планом неожиданностями, в процессе следования плану.
Есть некий требуемый интеллектуальный минимум для выполнения более-менее самостоятельной деятельности. Иначе легко нарваться на ситуацию: заставь дурака богу молиться, он себе и лоб расшибёт.