И да, кстати, пример с Галилеем тут не слишком применим. Галилей не только систему придумал, он ещё и придумал как её проверить.
Галилей является родоначальником
мысленного эксперимента. Да и как можно было в его ситуации измерить скорость свободного полета пушинки в вакууме?
Но я-то имел в виду совсем другое. Дихотомический принцип распределения здесь выступает в роли универсального закона, наподобие закона притяжения, а все кажущиеся отклонения от него (те же отдельные "тупые слизеринцы") вызваны внешними помехами, вроде силы сопротивления воздуха.
Ученикам дают четыре набора признаков. Тот, что ученик сочтёт для себя ближе, туда он и попадает.
Вы сами отмечали, что "слизеринцы в каноне тупые почти поголовно, да и в фанфике тупых слизеринцев хватает". Как это согласуется с вашей версией? Или среди слизеринского набора признаков фигурирует тупость?
Не вижу противоречия. Гарри, на мой взгляд, подходили все четыре факультета.
Однако сам он так не считал! Противоречие связано с вашей гипотезой, будто бы ученик попадает на тот факультет, который "сочтет для себя ближе". Тем не менее, Шляпа "принудительно" распределила Гарри в Слизерин, хотя он категорически был против. (Ее дальнейшая поправка малообъяснима и требует отдельного обсуждения.)
Шляпа ему пыталась сказать, что всё остальное ему тоже близко - особенно в случае с Пуффендуем.
Послушаем самого Гарри:
Но я лентяй! Я ненавижу работать! Особенно я ненавижу тяжёлый труд во всех его проявлениях! Хитрые и изящные решения — вот мой конёк!
Возможно, ему все-таки виднее?
И, да, я категорически не согласен, что Гарри в 85-й главе провалил тест на гриффиндорство. Я бы сказал, что сам факт явления феникса говорит о том, что он его прошёл с большим запасом - даже среди гриффиндорцев далеко не всем являются фениксы.
Явление феникса говорит лишь о том, что Гарри прошел "предварительный отбор". Да и вообще нигде не сказано, что фениксы являются лишь "истинным гриффиндорцам". В этом смысле подлинный "тест на гриффиндорство" – получение меча Гриффиндора (его, как мы знаем, в фанфике получили Уизли, а не Гарри).
В случае же с фениксом Гарри повел себя не как "истинный гриффиндорец", когда начал рефлексировать, вместо того, чтобы воспользоваться уникальной возможностью.
— Думаю, предлагать Гриффиндор бесполезно?
Шляпа знала это с самого начала.
У Гарри есть основные гриффиндорские качества - смелость и верность "высшим идеалам".
А у гриффиндорских хулиганов они тоже есть?
Откуда взялась версия, что Основатели умели измерять интеллект, в смысле "сложность мышления"?"
Вообще-то "сложное" мышление не синоним интеллекта. Оно лишь характеризует способность к рефлексии. В простейшем случае человек выделяет в своем сознании еще одного субъекта – Наблюдателя над первым субъектом. Это процесс может быть продолжен "вглубь" (Наблюдатель над Наблюдателем над Наблюдателем...) и "вширь" (несколько равноправных субъектов, вступающих между собой во взаимодействие).
Так вот, "истинным" гриффиндорцам и пуффендуйцам рефлексия не свойственна. Они предпочитают либо действовать сразу (в основном гриффиндорцы), либо не действовать вообще (в основном пуффендуйцы), но не пытаются предварительно промоделировать все возможные последствия своего (без)действия.
очень часто Шляпа предлагает несколько вариантов
И как такой случай согласуется с вашей гипотезой? Ведь "четыре набора признаков" никак не пересекаются между собой! Чтобы убедиться в этом, достаточно перечислить данные признаки.
Можно, конечно, заявить, что выбор возникает, когда некоторое качество близко к пограничной отметке, но что это за качество в случае Гермионы?
При моем подходе выбор возникает, когда это качество попадает на середину дихотомической шкалы. Случай с Гермионой я разбирал здесь:
http://lesswrong.ru/forum/index.php/topic,225.msg3169.html#msg3169Поэтому моя гипотеза заключается в том, что Шляпа не измеряет что бы то ни было, Шляпа помогает ученику разобраться в себе.
Но стоит задать вопрос о критериях, на основе которых Шляпа помогает "сделать правильный выбор", как мы вернемся к началу дискуссии.
С чего вы решили, что задача Шляпы вообще в том, чтобы уменьшать количество Тёмных Лордов?
В разговоре с Гарри она лишь демонстрировала такую обеспокоенность. Главная задача Шляпы, как известно, это распределение учеников.
Быть может, Шляпа отговаривала Гарри именно потому, что увидела, что он на самом-то деле не хочет быть Тёмным, но его самомнение запросто может его на эту дорогу завести?
Не стоит приписывать Шляпе лишние сущности/цели.
В любом случае, я считаю, что нет свидетельств утверждать, что Шляпа способна врать ради высшего блага.
Она не врет, она просто грамотно расставляет приоритеты: "При Распределении я должна учитывать также и интересы всех учеников на всех факультетах".
Гарри прекрасно работает с Невиллом. Гарри вполне способен учиться у Седрика. Гарри, когда ему понадобилось, прекрасно договорился с профессором Спраут.
Действительно, Гарри прекрасный манипулятор. Но речь, вроде бы, шла о "вливании" в коллектив? Обратите внимание, что даже на когтевранской территории Гарри уютнее всего в своем сундуке.
А чтобы весь этот трёп хоть как-то напоминал "научный поиск", а не просто попытки подогнать реальность под какую-то взятую с потолка мысленную модель, нужно ответить на вопрос: а как вы собираетесь вашу гипотезу проверять?
Это возможно даже в рамках мысленного эксперимента. Его условия были сформулированы в предыдущем посте (ситуация с черной комнатой). Теперь лишь требуется реконструировать "архетипические" черты каждого из факультетов и посмотреть, как они согласуются с заявленными критериями отбора.
Кстати, а вы сами не хотите проверить свою гипотезу?