Соревнование-то не по успеваемости, а по количеству баллов, и наиболее значимый вклад в это количество дают победы в квиддичном турнире. Следует ли из этого, что ученики на факультетах имеют примерно равные способности к квиддичу и что шляпа старается распихать детей так, чтобы способности к квиддичу равномерно распределились среди факультетов? Звучит бредово.
Признаю, учет Квиддича меняет картину. В самом деле, поскольку нигде не говорится об отборе по способностям к Квиддичу, а также нет никаких косвенных свидетельств в пользу такого критерия, можно сделать вывод, что способные игроки распределяются с равной вероятностью на все факультеты. Это действительно может сделать соревнование по количеству баллов состязательным.
Насчет деления на 4 равные группы тоже есть возражение. Шляпа выдает свой вердикт сразу, а не изучив сначала всех первокурсников. Конечно, она может произносить по кругу: Гриффиндор - Когтевран - Пуффендуй - Слизерин, - и получит 4 примерно равные группы, но она же так не делает. (Не делает ведь? Кто-нибудь бы заметил.)
А вот это уже чисто техническая трудность. Уверен, что могущественные маги, создавшие шляпу, были способны найти выход из этой ситуации. Тут уже были приведены возможные решения, и если подумать, можно сочинить еще десяток.
В любом случае, не вижу как этот аргумент опровергает доводы в пользу равенства численности факультетов, приведенные выше.
Господа, при поиске дальнейших особенностей факультетов, которые могут пролить свет на критерий их формирования, предлагаю также исходить из следующих предпосылок.
1. Каким бы ни был критерий распределения, очевидно, что на каждом факультете у учеников есть некоторая дисперсия по этому критерию. То есть в принципе, некоторая небольшая часть когтевранцев может походить на некоторых слизеринцев больше, чем на часть своих сокурсников.
2. Каждый человек может вести себя в разные моменты своей жизни самым разным образом, он может быть сообразительным и тупым, смелым и трусливым, благородным и подлым. Взяв его поведение в какой-то одной ситуации (тем более, если эта ситуация экстренная), нельзя в полной мере понять его характер.
Отсюда следует вывод: если мы будем пытаться понять критерий распределения на основе поведения чеников в ситуациях, попавших в книгу, мы навряд ли придем к корректным выводам. Для этого нам надо или брать
полную выборку ситуаций, в которых оказывается каждый ученик каждого факультета, или доказывать
репрезентативность взятой нами выборки. Поскольку в книге большей частью описываются действия неординарных людей в нестандартных ситуациях, я сомневаюсь, что из этого материала можно получить хорошую выборку.
В этом случае мне кажется более перспективным исследование известных статистических свойств, присущих ученикам факультетов. В ГПиМРМ я нашел два таких свойства:
1. Большая часть Темных Лордов обучалась в Слизерине.
2. Благосклонность пуффендуйцев к домовым эльфам.
Нежелание беспокоить домовых эльфов немало говорило о человеке. Конкретнее, это говорило о том, что он был распределён на Пуффендуй, поскольку, по наблюдениям Гарри, Гермиона была единственным человеком не с Пуффендуя, кто не хотел лишний раз тревожить домовых эльфов.
Может быть, кто-то вспомнит другие подобные признаки?