Поскольку сама по себе вера – иррациональна, то ее предварительное наличие затрудняет рациональный выбор. А пари Паскаля предполагает именно рациональный выбор.
Ну дык, а я о чём говорил изначально?
«Если это не смущает самих верующих, то почему должно смущать нас?»
«потому что мы — не верующие»
Символ Веры включает "основные истины христианской веры" (т.е. краткую официальную догматику). Принятие христианства предполагает, что человек разделяет эти истины.
Именно: «верою спасаемся». Без веры - нет спасения, что автоматически делает формальное участие иррациональным. Впрочем, здесь оба исхода иррациональны, поскольку вера - настолько же рациональна, как и попытка запудрить мозги Всеведающему )
Но с точки зрения рационалиста абсурдно предполагать, что какая-то из интерпретаций более "истинна" и, следовательно, гарантирует более высокие шансы на спасение. Ведь объективных критериев в такой субъективной процедуре, как вероисповедание, не может быть по определению.
Вот в этом вся и суть. В первую очередь рационалист отсеет наиболее очевидные искажения, среди которых интерпретация в слепой петле положительной обратной связи «верую в то, что истинно именно то, во что верую»: «Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема». Следом же отправится к чертям предположение получить «страховочный» пропуск в рай у произвольного «дилера», о котором абсурдно предполагать, что он имеет какое-либо отношение к «истине».
Дальше остаётся либо полностью отказаться от самой идеи разобраться в сфере изобилующей наслоениями абсурдного (но вряд ли это будет более рационально, чем, например, проигнорировать анонимную угрозу «телефонного террориста»), либо, вооружившись арсеналом рационалиста и день за днём оттачивая навыки, начать искать «выход из Матрицы» — занятие, которое тоже может оказаться бесполезным, но по крайней мере, вполне по пути к другим, вполне прагматичным целям.
Из отсутствия упоминаний об этом.
Упоминания и не планировались - я предложил лишь обобщённую ситуацию для обсуждения. Лично я пока далёк от завершения подобной работы, хотя в своё время потратил немало времени на то, чтоб разобраться «кто есть кто» и что здесь вообще происходит :-)
Можно сказать, с этого начался мой путь рационалиста в далёком 2001-м.
Я-то не считаю, что Моуди удалось собрать сколько-нибудь убедительные свидетельства, подтверждающие существование "загробной жизни для душ умерших", и уж совершенно точно его интерпретация далека от христианской. Это скорее лайт-версия для современных менеджеров.
Ну, опять же, не утверждаю, что он что-либо доказал, поскольку не отношусь к тем, кто ищет любые зацепки, «подтверждающие» религиозные убеждения (что, в чём мы уже достигли согласия, достаточно абсурдно). Хотя мне его вручили как раз в попытке пошатнуть мои представления, лично мне его книга была больше интересна как сборник систематизированных интервью с людьми, описывающими опыт покидания тела, общения с существами иной реальности, туннель и процедуры посмертной «приёмки» и т.п., однако сами по себе эти, местами противоречивые описания, не становятся автоматически доказательством, поскольку для доказательства нам требуется воспроизводимый эксперимент, что достаточно затруднительно в подобной ситуации.
Рекомендую рассказ В. Пелевина "Фокус-группа", в котором довольно зло пародируются все подобные представления о посмертии: http://pelevin.nov.ru/rass/pe-focus/1.html
Ну, Пелевин шикарен, можно сказать успел снискать лавры классика при жизни :-) В плане пародий он неподражаем, да и в целом, очень много у него такого, что заставляет задуматься. Меня в своё время зацепило вот это:
— Все в руках Аллаха, — ответила девушка.
— Позвольте, — вдруг повернулся к ней молодой человек с широкими зрачками, мирно глядевший до этого в огромный хрустальный шар. — Как это все? А сознание Будды? Руки Аллаха ведь есть только в сознании Будды. С этим вы не станете спорить?
Девушка за прилавком вежливо улыбнулась.
— Конечно, нет, — сказала она. — Руки Аллаха есть только в сознании Будды. Но вся фишка в том, что сознание Будды все равно находится в руках Аллаха.
Но конкретно процитированный Вами фрагмент в плане обоснования образа фермы несколько некорректен - исписано на тему «чем занимается народ на том свете», более чем прилично. Вплоть до личных
интервью с Иисусом, Адамом, Мухаммедом, Буддой и прочими широко разрекламированными личностями )