Alaric, во-первых, я не утверждала, что в Хогвартсе плохо преподают предметы. За исключением некоторых. Но это не единственная функция школы. Это даже не единственная функция института, что уж там о школе говорить. Да и дети в Хогвартсе скорее всего несколько серьезнее относятся к учебе, чем в магловских школах. Хогвартс ведь, в сущности, нечто среднее между реальным училищем и ремесленкой, а не общеобразовательная школа. Там по большей части учат практическим вещам, которые пригодятся в обыденной жизни, у учеников не возникает вопроса "зачем мне учить про эти ваши... интригалы (вариант - про мочковатую корневую систему), я же это забуду как страшный сон, едва получив аттестат".
Про полтора десятка учителей на такую ораву я в самом первом посте и написала: занятно, но анатомически неосуществимо.
А киньте в меня ссылками или просто названиями каких-нибудь мемуаров об английской школе? А то по российской-то я много читала (больше всего меня, кстати, поразили воспоминания Водовозовой, о Смольном - вот это была жесть!)
И про Сейпа я не говорила, что он вредитель. Он социально дезадаптирован по полной программе, вот это да.
Что касается гипотетического краха в течении нескольких поколений, то, во-первых, Дамблдор рулит школой всего два поколения, во-вторых, магБритания описана как общество в котором успешно можно почти ничего не производить Им сложно прийти к краху из-за того, что никто ничего не умеет.
Ну да, я об этом и говорю же ж! Если бы Школа не поменялась в относительно недавнее (два-три поколения назад) время, МагБритании уже бы не было. И почему это они ничего не производят? Ладно бы они паразитировали на мире маглов, тады да. Но фактически ведь МагБритания - "натуральное хозяйство". У них практически всё своё, включая продукты питания - они вечно едят какое-то жаркое из снусмумриков... У них даже серийное производство есть - книги пишутся не поштучно, а печатаются тиражами, выпускаются газеты, производятся метлы, у которых есть модельные линейки... Это только то, что в книжку попало и вспоминается навскидку. И я не говорю, что они ничего не знают и не умеют. Я говорю, что они социально дезадаптированы и в обществе полным-полно искусственно созданной сепарации и искусственно подогретых конфликтов. Действительно, есть элита, которая на голову немножко более здоровенькая местами (по крайности, нервы покрепче), но элита тоже ничего толком делать не может, потому что копошится в этих искусственных проблемах, есть какое-то количество тех, у кого дезадаптация пошла не по пассивному, а по активному типу (на обеих сторонах, и от этого не легче), какое-то количество откровенных психов с крышей набекрень... (Кстати, на счет элиты. Мне всё время было интересно: когда Августа Лонгботтом называет Люциуса "мистер Малфой", это такое грубое хамство? По идее, он же сэр, а не мистер. Или нет?)
Я не говорю, что любой директор или педагог Хогвартса должен быть воплощением всех добродетелей. Я говорю лишь о том, что на свете существуют хорошие педагоги. Они существовали всегда - и до Макаренко, и до Песталоцци, и до Руссо. В университетах, где преподают "предметники" вообще без педагогического образования, и в сельских школах, где преподают выпускники училищ, не перечитавшие гору умных книг... И почти никакая педагогическая система в реальном мире не окажется убийственно плохой - потому что неминуемо будет разной. Потому что школ будет много, где-то будет провисать одно, где-то - другое, но в конце концов, когда всех выпускников разных школ вывалят в один котел взрослой жизни, оно как-то худо-бедно компенсируется, потому что дыры будут в разных местах. Если не компенсируется - общество рухнет.
Но Хогвартс - один. Возможно, не случайно у них именно одна школа, и находящаяся под контролем государства, со стопроцентным финансированием. Возможно, у них вообще "государство"-то возникло вокруг Хогвартса, изначально конечно с целью регламентирования практического обучения и передачи знаний, поскольку маги-самоучки без систематического образования слишком часто превращались в обезьяну с гранатой. Но почти наверняка всё это время им приходилось искать своих "макаренковых"-самоучек, и обеспечивать очень жесткий контроль происходящего внутри. Возможно, раньше тоже допускались ошибки, но не такие глобальные. К описанному моменту сильно выросла централизация, общество стало намного более регламентированным (что повышает в разы "отдачу" от любой ошибки в системе). Директор школы оказался одновременно видным политическим деятелем, национальным героем и председателем Верховного суда - и собрал в своих руках слишком много инструментов контроля. При этом он в добавок оказался человеком абсолютно неподходящим для этой должности, как по отсутствию педагогических талантов, так и по отсутствию элементарной порядочности, которая помешала бы ему использовать школу в своих собственных интересах.
garlic я, честно, подумала об этом больше пяти минут, но всё равно не могу представить какой-либо исторический факт, случившийся в прошлом, который будет удовлетворять трем условиям:
1) его нельзя замолчать
2) ему нельзя дать альтернативное объяснение
3) он все-таки не настолько известен и заметен, чтобы было бесполезно пытаться его скрывать, к нему достаточно просто не привлекать внимания.
То есть, это что-то не настолько громкое и масштабное, что его невозможно скрыть, но при этом очень важное, настолько, что может перевернуть мировоззрение и настолько однозначное и прямолинейное, что этому просто нельзя придумать другое объяснение. Важное дополнение: заморочить голову надо не какому-нибудь там рационалисту, а человеку с уровнем критики устрицы. То есть, никакого "вопиющего факта", подходящего под эти условия, я вообразить не могу. Могу представить себе только ситуацию, когда надо скрыть общую картину. Или ситуацию, когда как раз мы пытаемся создать полностью деидеологизированное общество - до состояния отсутствия убеждений. Субстрат, идейно стерильную чашку Петри.
Что касается попыток скрыть некие заклинания, просто знание о факте "А применил заклинание, делающее Х" не дает никакой информации о том, как именно сделать Х.
Кстати, помимо истории, у них отсутствуют уроки литературы (курс идеологии №2) и уроки языка - представляете себе уровень способности формулировать свои мысли в удобопонятной форме у человека, который закончил изучать русский язык в четвертом-пятом классе?.. Фактически, остановился на курсе "родная речь" начальной школы?..
В остальном я еще раз подчеркну: я с самого начала ничего не говорю о знаниях как таковых, о предметных знаниях. Возможно, Снейп даже может научить зельеварению (не всех, но довольно приличный процент учащихся). Но в любом случае, "здоровый снейп" при прочих равных научит лучше, чем "снейп с церебральными тараканами". Но дело-то не в этом. Во всяком разе, не в первую очередь. Я говорю о массовом производстве невротиков с социальными навыками и набором убеждений инфузории-туфельки (разумеется, в некотором проценте идеологизированных семей дети будут без изменений воспроизводить идеологию родителей - ведь мы отказались от любой пропаганды).