Просмотр сообщений - mavrus

Просмотр сообщений

В этом разделе можно просмотреть все сообщения, сделанные этим пользователем.


Сообщения - mavrus

Страницы: [1]
1
Какие есть веские основания считать, что когнитивные искажения, вызванные влюблённостью, являются более непреодолимыми, чем когнитивные искажения, описанные Чалдини, или чем групповая комформность?
Вероятно, они преодолимые, но также вероятно, что только вместе с самой влюблённостью. Вот, к примеру, мнение Дольника:
Цитировать
Выбор потенциального партнера закрепляется в мозгу образованием доминанты, обращенной только на эту особь. Доминанта преувеличивает в субъективном восприятии привлекательные качества избранника и приуменьшает его недостатки. Она необходима, чтобы превратить выбранную особь из одной из нескольких возможных в единственную возможную. Без как бы ослепляющего действия доминанты животное колебалось бы в выборе, ибо оно далеко не всегда может встретить отвечающего идеальной модели партнера. Человек называет эту доминанту влюбленностью, и ее ослепляющее действие хорошо известно, особенно когда мы наблюдаем его не на себе.

А автоматическое быстрое обнаружение когнитивных искажений натренированного рационалиста может "задавить" эту влюбленность в корне, до того как она вообще будет осознанна как таковая.

2
Точка зрения сообщества понятна, всем большое спасибо за ответы!

Видно, что рациональность всё же понимается немного по-разному, но это нормально :) Более общепринятая трактовка на этом форуме подразумевает критерием эффективность. Менее распространенная (к которой склоняюсь я и, видимо, killerBeer)  - борьбу с когнитивными искажениями. Я, лично для себя, определил бы критерий даже более радикально - как непрестанную осознанную борьбу с когнитивными искажениями, занимающую одно из важнейших мест в устремлениях рационалиста.

И эти различия становятся довольно сильными в следствиях. Из персонажей книг, я считаю рационалистами только Гарри ("отуда я знаю то, что я знаю?") и Хмури ("постоянная бдительность!"). Остальные могут временами действовать рационально, но это не является частью их сущности.

Также, одним из различий является отношение к рациональности как к панацее. Одни считают, что она эффективна всегда и везде (по определению!). Я считаю, что нет. (И нет, рациональное мышление не поможет выиграть в шахматы или бокс, даже при условии мифических "равных условий". Проверить нельзя - просто моё мнение. Но если знакомые занимаются БИ - спросите их что будет, если задуматься во время боя).

Спорить далее по поводу "правильности" того или иного определения не буду, ибо нерационально :) Но считаю, что эта дискуссия была не зря, ибо знать о наличии других мнений всегда полезно. Ещё раз, искренне благодарю всех участников!

3
Скажите, вы хотя бы тексты на этом сайте читали? Ну, хотя бы этот:
http://lesswrong.ru/w/Что_такое_рациональность
Читал, хотя пока и не все. Приведенную выше ссылку в треде уже выкладывали, причем в поддержку тезиса "рациональность = эффективность". Все мои возражения относятся, скорее, не к самому определению, а именно к этой трактовке. И моя ошибка - в том, что посчитал этот тезис существенной частью определения от Юдковского. Постараюсь впредь быть более внимательным...

Я, конечно, могу ответить на ваши вопросы, но где-то половина ответов там приведена, а я крайне ленивый человек :)
Это нормально :) Если, всё же, соберётесь, то вопросов лично к Вам было по сути два:
1) Будете ли Вы спорить с утверждением, что, при прочих равных, конструктивное определение лучше неконструктивного?
2) По Вашему мнению, и в соответствии с принятым у Вас определением, какие персонажи из ГПиМРМ рациональны, а какие нет? (Квиррел, Дамблдор, Люциус, Хмури, Гермиона, Эванс, Снейп?)

Ну и disclaimer: Я очень уважаю Ю. за книгу и другие труды. Также, я очень уважаю Вас и других переводчиков за самоотверженный труд. Однако, я не считаю возможным слепо принимать мнения даже очень уважаемых мною людей, и считаю, что все могут ошибаться.

4
Рационализм очень даже пересекается с моралью. Я отказываюсь отбирать деньги у старушки не потому что у меня есть "нерациональные барьеры", а потому что у меня есть вполне рациональное опасение получить за это общественное наказание.
Искренне надеюсь, что людей, соответствующих Вашему описанию, крайне мало. Точно могу говорить только за себя, но всё же мне кажется, что большинство называет моралью не то, что нас принуждает делать общество под страхом наказания, а то, что считает "хорошим" их "внутренний критик". Хотя эта мораль и различается у разных культур и индивидов, но она всё же есть. Наверняка есть люди, которые считают нормальным отбирать деньги у старушек и убивать, но у них должны быть другие принципы, которые будут их личной моралью (напр. заботиться о собственных детях, не сдавать подельников и пр.). А чтобы уж совсем не было личной морали... Жуть!

Во-первых, с чего это определение обязано быть конструктивным?
Не обязано. Но не будете же Вы спорить, что при прочих равных, конструктивное определение лучше неконструктивного? На всякий случай, приведу свои аргументы:
- человек, не знакомый с предметной областью и услышавший конструктивное определение, может быть способен самостоятельно "достроить" в уме некоторые простые базовые выводы данной области, и лучше понять собеседника;
- он также сразу получает информацию "куда копать".
В случае же неконструктивного (рекламного) определения, более вероятны недопонимания типа
- "Я и так эффективен, мне это не надо"
- "Мне не повезло родиться эффективным, поэтому это всё не для меня" (ибо в определении не говориться что этому можно научиться, и что для этого делать)

Во-вторых, где же неверифицируемость?
Я уже говорил, что термин не вполне сюда подходит, но другого не придумал. А вообще - есть сходство с типичными неверифицируемыми тезисами (типа "Бог всемогущ"), из которых не может следовать никаких предсказаний (ибо всё можно трактовать в пользу исходного тезиса), но тем не менее людей к каким-то следствиям подводят (напр. "Протоны" освящать).
Так и при определении через эффективность - нельзя заранее предсказать, будет ли какой-либо метод эффективен, и значит - является ли он рациональным (по тому определению) в каждом новом случае. То есть это определение реально ничего не определяет заранее, а только постфактум.

Да, иногда победитель может стать победителем за счёт случая. Но цель рациональности - не помериться ею с кем-то там.
Абсолютно согласен! В частности поэтому мне и не нравится определение через эффективность. Она может быть целью, но не критерием.

У человека есть задачи. Если его методы позволяют ему достигать целей, которые он хочет достичь, его методы рациональны. Если не позволяют - значит, не рациональны.
А я считаю, что конечный неуспех в какой-либо задаче не является поводом клеймить любые методы как нерациональные. Всякое бывает. В многократно повторимых случаях (ещё и с положительными результатами у других) - можно, согласен. В разовых случаях - нет.

В-третьих, определение не может быть неверным.
Это вы о конкретном определении, об определениях от Ю., или вообще? Если вообще - то может, ещё как (напр. содержит внутренние противоречия). Если считать его определением термина "рациональность по Юдковскому" - да, само по себе не может, тут Вы правы (хотя и может быть "плохим" - опишу своё представление о "хорошем" определении позже). Но если считать "рациональность" общеупотребимым словом, то определение от Ю. уже может ему противоречить в некоторых аспектах, и именно это я имел в виду под "неверно"

но мы тут к этому уже привыкли, уж извините
С этим не поспоришь :) Тем не менее! Вы, привыкшие люди, согласуетесь между собой с применением этого определения? Например, кто из ГПиМРМ рационален, а кто нет? (Квиррел, Дамблдор, Люциус, Хмури, Гермиона, Эванс, Снейп?) Интересно было бы устроить опрос.

, и не видим, чем ваше определение лучше (если оно у вас вообще есть).
Хуже, ибо нет его :) Надеялся на hive mind.

Во-первых, где вы видели "истинного рационалиста"?
Я и не говорил, что видел. Модель. Стремление к бесконечности рациональности, в меру наших познаний и представлений.

5
... Иначе говоря, оборотной стороной подхода Юдковского является абсолютная неразборчивость в средствах. И кто более неразборчив, тот более эффективен/рационален.
А вот это уже совсем не так. Рационализм - это инструмент, он никак не пересекается с моралью, не является Темным или Светлым, хорошим или плохим. Инструмент может используется для решения задач с поставленными ограничениями. Например "быть хорошим", "не убивать людей", "не есть разумных существ", "поступать так, чтобы родители гордились" и прочее. Неразборчивый в средствах - вовсе не более рационален, у его целей просто другие граничные условия.

Хотя, в отличие от других инструментов, рационализм и может испытывать эти ограничения на прочность, ставя вопросы типа "а почему нет?", но на них вовсе не обязательно отвечать. Собственно, Гарри примерно так и отвечал на предложения перейти на Темную сторону :)

Могут. Например, два рационалиста играют в шахматы друг с другом.
Собственно, это и есть контрпример к дословного восприятию определения Юдковского. Победитель - не обязательно более рационален, чем проигравший. Юдковский, вероятно, более рационален, чем, например, Каспаров, но шансов у него нет.

Следовательно, критерий успешности/ошибочности это достижение поставленной цели.
В следующий раз мы пробуем уже другой метод, и если он также не приводит к решению проблемы, то мы и его признаем ошибочным. И так до тех пор, пока не решим проблему.
А если не решим? Сколько методов надо перепробовать, чтобы выиграть у Каспарова?

Эти трое проигравших не перестанут быть рационалистами из-за проигрыша. Рационализм это не "достижение победы", но "относительный метод приближения победы".
Согласен, но по критерию эффективности некоторые (не я!) могут и отказать им в рациональности (если "сыграть в эту игру можно только один раз" :) )

--
Всем очень благодарен за ваши мысли об определении рациональности, но хочу напомнить, что это немного офф-топик. Сам виноват в том, что завелся на утверждение о рациональности Квиррела, но предлагаю остановиться на "рациональное мышление у Квиррела возможно, но не доказано".

6
У Юдковского четкий критерий – умение достичь цели.
Я немного о другом. Признаю, неверифицируемость - не очень подходящий термин, но другой на ум не пришел. Пытался сказать как раз следующее - если мы называем каким-то термином (рациональнось) всё, что приводит в конечном итоге к выигрышу, то, получается, мы так не можем назвать ничего. Потому что "серебряной пули нет" (c). Если что-то работает хорошо в одной ситуации, не факт, что оно же работает хорошо в другой. На уровень выше - если мы каким-то способом угадываем технику, хорошо работающую в одной ситуации, не факт, что тот же способ (угадывания техники) подойдёт для другой. И т.д. Проверить этот критерий можно только постфактум, и это плохо.
Ну и контрпример - два рационалиста стремятся к противоположным целям, используя все практики рационального мышления и пр. Могут ли они оба поступать рационально? Исходя из критерия - нет. Исходя из здравого смысла - да.

И каков же критерий успешности в данном случае?
Отсутствие прежних ошибок при решении новых задач. Новые могут быть, хотя рационалист умеет и на чужих ошибках учиться.

Но такое определение мне не нравится нисколько. А если набор практик изменится, то что? Почему именно такой набор практик, а не другой? А что мы называем ошибкой, и почему именно это, а не то? Не, ну на самом деле, если вы не считаете эффективность критерием, и при этом вы не выбираете никакого другого критерия, то что вы будете называть ошибкой мышления/принятия решения и почему? Вам, по-любому, понадобится какой-то критерий ошибочности.
Да я и не настаиваю :) Но конструктивное определение может эволюционировать вместе с описываемой областью (будет новый набор практик и то же определение). Понятие "ошибка", "набор практик" и прочее - договорные (как и все неформальные языки). Означают то, что понимают под ними люди в своём круге общения, и общепризнанные авторитеты. Ошибки должен признавать сам человек. Или не признавать - тогда он может считать сам себя жутко рациональным, но не понятым обществом :)

А вообще - научный критерий ошибочности вполне подойдёт - расхождение собственных представлений (предсказанных теоретических результатов) с практикой (результатами экспериментов).

А вот эффективность (результат делить на затраченные усилия) подходит плохо. Подкидывание монетки усилий не тратит вообще, а результат может быть такой же хороший как и после трудного рационального выбора (если повезёт) :)

7
Юдковский определяет рациональность как эффективность.
Да, судя по ссылкам, действительно так. Не претендую на указание кому-либо (особенно Ю.) как следует определять рациональность, но всё же мне кажется, что "рациональность - это эффективность"- это очень плохое определение.

Во-первых, оно неконструктивно (как в анекдоте "Мыши, станьте ёжиками").
Во-вторых, есть в нём некоторая неверифицируемость. Всё равно что болеть "за победителя". Кто бы не выиграл, он более эффективен, значит он более рационален. Учитесь, дети, рациональности, будете побеждать! (злобный смех) :)
Ну и наконец, оно, с моей точки зрения и моего понимания рациональности, просто неверно во многих случаях (т.е. для многих целей).

Например:
Рациональность - далеко не самый эффективный способ пройти на платформу 9 3/4. Имхо Ю. немного сжульничал, и "ловушка сомнений" должна была закончиться сотрясением.
Рациональное чтение книг (с множественными перепроверками, выписыванием сомнительных мест, обдумыванием, какие выводы следуют из верифицированных данных, а какие - из неверифицированных и т.д.) - далеко не самое эффективное при чтении "на скорость", и может быть на порядки медленнее "обычного" чтения. Тут "рулит" эйдетическая память Гермионы, но мы же не приписываем её к рациональности, правда?
Быстрое интуитивное мышление, которое вообще есть противоположность рационального мышления, не просто эффективнее, а вообще незаменимо в большинстве практических ситуаций!
Если поставить цель обычного "взрослого" обывательского счастья (любовь, жена, дети) - как её поможет достигнуть рациональность? Я не говорю про "найти себе девушку" - тут проблем нет, но вот влюбиться истинный рационалист не должен смочь! (Ибо влюблённость неотделима от затуманивания суждений о её объекте, а истинный рационалист натренирован все искажения разума сразу же исправлять). Да и зачем рационалисту какая-то жена, дети, правда, чушь какая? То ли дело идеалы трансгуманизма и покорение космоса :)
Для первичной генерация идей при решении некоторых задач вполне могут быть более эффективны "нетрадиционные" практики (напр. шаманизм или медитации)

--
Итого, я считаю, что рациональное мышление является эффективным только для очень узкого спектра задач. И даже для него, определять его через эффективность не следует.
Лучше было бы определить его как непрестанный поиск и устранение собственных ошибок, и набор практик для избегания данных ошибок в будущем.

Добавлено 06 Июля 2015, 08:21:
Обвинять же во всём художественную культуру... Надо признавать свои недостатки, тогда их можно попытаться исправить. ;)

Очень жаль, что мой текст для кого-то выглядел как самооправдание. Тешу себя надеждой, что я как раз умею признавать свои недостатки, а также анализировать их причины. И результат анализа (одной из многих!) таких причин и послужил поводом написать первый пост.

8
А разве вы сами не видите? :)
Увы, нет. Полагаю, это зависит от принимаемого определения рационалиста. Для меня, рационалист - это человек, который сознательно следует практикам рационального мышления.

Согласно Юдковскому, рациональность равна эффективности.
Ух ты! А можно ссылку? Если правда, это будет, пожалуй, первая мысль, в которой я с ним не согласен :) (Если, конечно, там не "рациональность следует эффективность")

9
Теоремой Байеса :)
У меня в заметках за гипотезу "За всем стоит Квиррелл" набралось 9 пунктов до 105й главы - намного больше чем, за любого другого. :)
Это, безусловно, правильный ответ! Однако, это "борьба" пост-фактум. Я рад, что у вас это получается; я вот, например, не настолько рационален :)

Проблемы тут две: во-первых, в правильный момент надо вообще вспомнить о какой-там там теореме Байеса и рациональности вообще, и успеть ей применить. Зачастую решение нужно мгновенно - тут работают только натренированные шаблоны (интуиция), которые ОЧЕНЬ подвержены затуманиванию. Во-вторых, даже при применении теоремы нужно подставить в неё вероятности. Которые опять же подвержены сабжу...

Ну для начала это не так уж плохо. В реальности тоже иногда бывают весьма неочевидные ответы, надо уметь додумываться до них.
Для начала да. Но надо как-то вовремя остановиться. А то получим людей, которые интуитивно всё переусложняют. Не встречали таких? :)
Сложные планы работают плохо, сложные программы тоже :)

А во-вторых, надо уметь различать вымысел, где ты решаешь задачи для собтсвенного развлечения, и реальность, где ты решаешь задачи для дела. Для развлечения задачи с простыми ответами быстро надоедают.
Ну нет у людей врожденных переключателей режимов! Наверное, можно натренировать, но как?! Естественным путём (ошибок) - слишком больно и дорого :)


Добавлено [time]30 Июнь 2015, 05:56[/time]:
Зато рационалист-манипулятор – очень даже органичное. :)
Не совсем по теме, но есть ли подтверждение от Юдковского, что Квиррел - рационалист? По-моему, это ещё не факт. Он, с точки зрения Гарри, поступает более рационально, чем остальные маги, но что он для этого делает?

Да, они умные. Оба. Но ум не равно рациональность! Неподверженность массовым заблуждениям, сама по себе, еще не рациональность. Равно как и непризнание авторитетов. Как и умение решать задачи, интриговать, строить сложные планы и т.д. Даже поступать рационально - ещё не быть рационалистом! Это бывает и врожденное.

Про Гарри мы знаем, что он почитал умных книжек, ему понравилось, и он пытается рационализм применять. Далеко не всегда, и с частичным успехом. (Но и это - огромное достижение!)

А вот Квиррел... Видели ли вы, чтобы Квиррел задумался, откуда он знает то, что знает? Почему делает то, что делает? Долгие размышления среди звезд - очень близки к тому, но что потом?

10
Ему подвержен я. Ему подвержен ГП. Ему подвержены большинство форумчан (если не все!)
Почему Гарри допустил столько ошибок в оценке "темных" людей? Почему мы не верили в гипотезу Квиррелморта, несмотря на все подсказки, да ещё и знание канона? Почему предсказанное решение Финального экзамена (http://lesswrong.ru/forum/index.php/topic,551.msg14127.html#msg14127) не было поддержано?

ЭТО БЫЛО БЫ СЛИШКОМ ПРОСТО
(очевидно, неинтересно, ненравоучительно и т.д.)

Юдковский описывает проблему (напр. http://lesswrong.ru/w/Закон_сохранения_ожидаемых_свидетельств), но в чём сейчас её истоки? Почему ей сейчас подвержены умные(!), начитанные люди?
Моё мнение отражает название темы.

Практически всю историю художественной литературы, театра и кинематографа, популярностью пользуются интересные, нетривиальные сюжеты, с неочевидными разагадками (зачастую, хоть и не всегда, в ущерб логике). Убийства совершают не имеющиеся в наличии отъявленные негодяи, а садовники. Чёрные Властелины оказываются невинными жертвами, а Зло рядится в Белые Одежды. В фанфиках на ГП процветает Дамбигадство, и даже в каноне Снейп "на самом деле хороший".

В результате, происходит отрыв наших ожиданий от реальности. Поощряется угадывание неочевидных ответов, и наказывается вера в простые ответы. Это проклятие для нашей рассудительности, для рациональности. Проклятие художественного вымысла. Проклятие художественной культуры.
Известны люди, которые с огромной вероятностью угадывают финал фильмов по заваязке сюжета. Они, наверное, этим очень гордятся…

Не потому ли Гарри не видел "очевидного", что в его багаже столько прочитанной фантастики? Не потому ли наши шаблоны предсказаний отказывают, когда мы читаем автора, который специально и сознательно противостоит желанию запутать читателя?
---
А вопрос, собственно, только один. Как с этим проклятием бороться? Конечно, кроме постоянной бдительности.

Страницы: [1]