С этим парадоксальным образом могут помогать какие-нибудь дурацкие правила, дополнительно усложняющие задачу. Например, Довлатов описывал, что он вылизывая свои тексты, проверял, чтобы в них не было бы ни одной пары предложений, с одинаковой последовательностью первых букв слов. То есть, если взять предложения, извлечь оттуда первые буквы слов, то такая последовательность букв нигде больше не должна встречаться. Я не знаю как он реально справлялся с этой задачей, потому что при самом тупом подходе, вычислительная сложность этой задачи растёт пропорционально квадрату количества предложений, но может он выписывал организовывал такие последовательностей букв лексикографически упорядоченно -- это теоретически может снизить сложность до O(n*log n).
Но Довлатов решал несколько иную задачу: он занимался вылизыванием стиля, а не грамматики, поэтому не суть, как именно он решал свою проблему, суть в самой идее. Можно придумать какую-нибудь постороннюю задачу, которая потребует внимательного чтения текста. В идеале задача должна требовать обращать внимания на те места, где наиболее вероятны ошибки. Пропускаются точки? Значит надо взять и посчитать количество точек. Можно ещё посчитать количество заглавных букв и проверить совпадение. Совпадать они не будут, потому что Имена Собственные, например, пишутся с большой буквы, но можно тогда считая большие буквы иметь несколько счётчиков -- один для первых букв предложения, один для имён собственных, один для аббревиатур и для всех прочих случаев тоже. Для общего случая проблем с правильнописанием я не могу сходу ничего придумать, но, например, если часты проблемы слитно-раздельного написания "не" с разными частями речи, то можно пройтись по тексту, считая сколько раз "не" сочетается с глаголом, сколько раз с прилагательным, сколько с причастием и тд.
С запятыми у меня тоже была проблема, но я её решал несколько иным путём. Так как мне порекомендовала мама -- учитель русского языка. Я сидел делал разборы предложений, подчёркивая там подлежащие, сказуемые и прочие члены предложений. Мама говорит, что их в училище заставляли делать эти разборы до тех пор, пока это не стало автоматическим навыком -- она сходу, не задумываясь, может сказать, какое слово -- какой член предложения. Я до автоматизма не доводил, но своё эссе на русском проверял, выясняя часть речи для каждого слова. Находя все подлежащие, сказуемые, причастные/деепричастные обороты и тд, и тп. Выполняя при этом избыточную работу -- проверяя и те предложения, которые не вызывали у меня сомнений.
Кстати это наводит на мысль и про общее правило для вылизывания правописания: надо пройтись по тексту, слово за словом, выясняя часть речи для этого слова. Для этого придётся внимательно посмотреть на слово, придётся вспомнить эту самую часть речи, а от неё один шаг до всяких разных правил правильнописания, которые могут быть применимы к данному слову. Может быть это поможет. Тут мне сложно судить, потому что у меня в отношении правописания возникают лишь определённого типа ошибки, и поэтому я тренировался именно на них. Например, я на автомате не умею писать "ться/тся" правильно. Я легко могу проверить правильность написания, но забываю это делать. Впрочем, после ЕГЭ по русскому, мне кажется я начал чаще замечать свои попытки написать неправильно, и таким образом исправлять их "на подлёте".
Можно ещё читать слова вслух или проговаривая про себя. Это вынудит двигаться по тексту медленно, при этом концентрируя внимание на текущем слове.