А вообще... Что вы знаете, и почему вы думаете что вы это знаете? Почему нам неудача кажется натянутой? Потому что мозг почему-то генерирует ощущение натянутости, не так ли? Но откуда, почему и когда возникает это ощущение? При каких условиях оно возникает?
И если мы копнём, то возникает оно тогда, когда автор описывает некое вероятностное событие, нам не нравится исход этого события, и мы вспомнинаем о том, что исход этого "случайного" события не случаен, а сознательно выбран автором. Возможно, в качестве пререквизита, ещё необходимо чтобы вероятность выбранного автором исхода была бы достаточно мала. Порядка 10% или меньше. Отмечу, что если бы Поттер самостоятельно выбрался из Азкабана, поставив на 20% вероятности успеха и выиграв, то если бы какие возражения и были бы, то только о том, что Поттер слишком рационален, чтобы ставить на кон свою жизнь, при вероятности проигрыша в 80%. Не было бы возражений насчёт того, что из двух вероятных исходов был выбран менее вероятный.
Соответственно, чтобы автору избежать чувства "натянутости" у читателей, ему стоит тщательно изображать неприятные для читателя события как предопределённые. Потому что ситуацию не смогут исправить даже последующие пассажи автора о том, что если глянуть на происходящее с точки зрения противника, если мысленно представить что главным героем был тот, кто привёл в Хогвартс тролля, то события будут выглядеть и развиваться закономерно. Ощущение deus ex machina возникает лишь тогда, когда вдруг реализуется неизвестный читателю план, и хуже того этот план завершается успехом. А если этот успех ещё и неприятен читателю... в такой ситуации просто сливай воду.
На фоне всего этого, у меня возникает вопрос: цепочка Юдковского о редукционизме ведь не переведена? И попыток не было? Если я займусь переводом, я не буду выполнять работу, которая уже выполнена?