Автор Тема: Рациональность на практике  (Прочитано 4989 раз)

Alaric

  • Старожил
  • *****
  • Сообщений: 1 735
  • +172/-17
    • Просмотр профиля
    • Мой ЖЖ
Re: Рациональность на практике
« Ответ #30 : 31 Март 2016, 13:48 »
  • (+)1
  • (−)0
  • Я подразумеваю под "решением задач" что-то более прикладное.
    Ок, я понял, вопрос чисто в словаре. Мы под "задачами" понимаем разные вещи. Для меня это более абстрактное слово.
    Цитировать
    Попробую объяснить чуть подробнее. К примеру, желание про прокрастинацию. Из этого тоже можно выделить задачу, если определить, чему прокрастинация мешает. К примеру, закончить проект. Далее, зачем нужно заканчивать проект? Чтобы создать игрушку-робота (первое что в голову пришло). Вот уже задача, как сделать так, чтобы мне было интересно создавать игрушку-робота.
    Просто на бытовом уровне раскрутить цепочку хотя бы вот так может далеко не каждый. Хорошо если человек вообще способен поставить себе задачу "победить прокрастинацию" (даже на это способен далеко не каждый). И, собственно, человеку, если он её так поставил, уже не так важно, задача это или не задача, ему хочется этого добиться :)

    Я уже выше согласился, что после сведения задачи к типовой прикладной умение решать эти типовые прикладные задачи становится более ценным, чем чисто рационалистские умения.

    Цитировать
    По поводу учеников CFAR, зачатки рационального мышления во мне спрашивают, сколько всего учеников в выборке, и эти самые участники форбс - как оценивалось их состояние до обучения методам? А если еще есть статистика по тем, чье состояние снизилось - вообще хорошо :)
    Увы :)
    Да, я прекрасно понимаю желание задать эти вопросы :) Но я не знаю ответов.
    Увы, пока у них нет строгих доказательств о пользе их тренингов. Они пытаются собирать какую-то статистику, но крайне сложно отделить собственное влияние от многих прочих факторов.

    Цитировать
    Ну вот я также воспринимаю рациональность сейчас, только вот про последнее не понял (навыки решения задач вообще).
    Ну, например, в списке литературы CFAR есть книга Чипа и Дэна Хизов "Ловушки мышления", где они рассуждают о том, как принимать важные решения (т.е. здесь речь не идёт о работе первой системы в отличие от навыков из списка по ссылке выше) и предлагают следующую схему:
    1. Расширьте пространство вариантов. Проблема в том, что многие люди при принятии решения зачастую выбирают хорошо если из двух вариантов, часто вообще из одного.
    2. Проверьте свои предположения на практике. Есть ли кто-то, кто уже сталкивался с этой задачей, есть ли какая-то статистика и так далее.
    3. Дистанцируйся от принятия решений. Всякие техники "А что бы я посоветовал лучшему другу, если бы он, а не я стоял перед этой проблемой".
    4. Приготовься к тому, что ты мог совершить ошибку. "Что и когда может пойти не так?"

    Из другой области. В детстве я сталкивался с книгой Д.Пойа "Как решать задачу" и там на примере математических задач тоже шла речь о том, как решать задачу в том случае, если ты не понимаешь, какой типовой метод сейчас следует применить.

    В общем, под решением "задач вообще" я подразумеваю именно такие вещи.

    a_konst

    • Ветеран
    • ****
    • Сообщений: 369
    • +87/-15
      • Просмотр профиля
    Re: Рациональность на практике
    « Ответ #31 : 17 Май 2016, 18:33 »
  • (+)1
  • (−)0
  • Не знаю, какая это ошибка когнитивного восприятия, и где и как она подробно описана (намеки на нее точно есть в эссе "как создавать рациональных персонажей").
    Своими словами - не судить о других по себе. частные случаи:
    1) То, что является глупостью и странностью для меня-сейчас, не обязательно для всех и всегда - глупость и странность. У других людей могу быть другие обстоятельства, другие ценности и цели, о которых я ничего не знаю. И если попытаться честно встать на их место и подумать, почему они могли так поступить - можно придумать много возможных разумных причин.
    Конкретный пример - меня раздражало, почему соседка со 2 этажа почти всегда вызывает лифт, чтобы спуститься вниз, на 1й. Потом я понял, что .. см. выше. Польза небольшая, но есть - сохранил себе нервы и отношения с соседкой :)

    2) То, что мне кажется действием из злого умысла, может не быть таким. я пытаюсь представить себе, из-за чего тот-я-что-сейчас сделал бы это, но это неадекватно.
    Особенно действенно при общении с маленькими детьми (когда они "вредничают", "капризничают", все время меняют свои желания, и т.п.).
    Тут конкретные примеры и их пользу я могу расписывать на килобайты.


    И еще один момент, тоже не знаю, как называется эта ошибка.
    Своими словами - распознование собственных предубеждений. Всегда, когда у меня есть готовый категоричный ответ на вопрос, стоит остановиться и подумать, откуда он у меня взялся, и думал ли я недавно над этим вопросом. Если не думал - остановиться на подольше и "подумать хотя бы пять минут". Иногда (довольно часто) оказывается, что тот сразу выданный категоричный ответ не так уж очевиден, а иногда и не совсем верен.

    fil0sof

    • Главный модератор
    • Ветеран
    • *****
    • Сообщений: 968
    • +54/-3
      • Просмотр профиля
      • VK profile
    Re: Рациональность на практике
    « Ответ #32 : 18 Май 2016, 14:23 »
  • (+)0
  • (−)0
  • Фундаментальная ошибка атрибуции же как она есть. Полезная штука по жизни, согласен

    a_konst

    • Ветеран
    • ****
    • Сообщений: 369
    • +87/-15
      • Просмотр профиля
    Re: Рациональность на практике
    « Ответ #33 : 18 Май 2016, 18:08 »
  • (+)0
  • (−)0
  • Фундаментальная ошибка атрибуции же как она есть. Полезная штука по жизни, согласен

    Почитал про нее - да, первый пример мой это именно то.
    Но пример с ребенком в эту категорию, по-моему, не входит.
    У ребенка именно внутренние причины так себя вести, он так поступает, потому что его психика так устроена, а не потому, что вынужден ситуативно.
    То есть ключевой момент для меня был с ребенком - не понять, что "у него могут быть свои причины так себя вести", а понять, что "представлять себя на его месте, чтобы понять его причины - неадекватно вовсе". То есть, поведение, которое у любого взрослого или даже подростка я бы однозначно, даже с учетом фундаментальной ошибки атрибуции, определил бы как "назло", у ребенка до 4 лет в принципе не может быть "назло"  -  у него еще не развиты центры мозга, отвечающие за моделирование реакции других людей, а без этого целеполагание "а что бы мне сделать, чтобы его разозлить" невозможно.

    fil0sof

    • Главный модератор
    • Ветеран
    • *****
    • Сообщений: 968
    • +54/-3
      • Просмотр профиля
      • VK profile
    Re: Рациональность на практике
    « Ответ #34 : 20 Май 2016, 20:31 »
  • (+)0
  • (−)0
  • Я немного шире понимаю ошибку атрибуции, может, это и неверно, может, это уже и не она.
    Я понимаю её практически дословно так же, как вы сформулировали в своём изначальном сообщении: "всегда могут быть причины поступка, которые мне неочевидны в данный момент; то, что кажется мне сделанным из злого умысла, вполне может иметь более чем адекватную причину под собой". Думать, что человек имел в виду, почему он делал или говорил то, что он делал или говорил, как правило очень полезно.

    kuklagan

    • Гость
    • Новичок
    • *
    • Сообщений: 3
    • +0/-2
      • Просмотр профиля
    Re: Рациональность на практике
    « Ответ #35 : 24 Октябрь 2018, 17:21 »
  • (+)0
  • (−)0
  •    Здравствуйте. Как ни странно, но набрёл на ваш форум я в поисках ответа на вопрос: Есть ли люди, которые в бытовых вопросах системой 2 пользуются чаще, чем системой 1, или хотя бы более избирательно.
       Не собираюсь превращаться в Спока, но всё же стараюсь взять под контроль свои эмоции, что бы реже голос на детей  повышать и не спорить с людьми. Да и в других жизненных ситуациях часто одёргиваю себя на мысли, что я уже во власти системы 1, а эта работа не для неё - спорить начинаю, покупка предстоит или ремонт в квартире... Стоп! Система 2, на выход!
       Как следствие: 1.Покупки в основном через интернет, с предварительным изучением собственных требований и рынка. 2. Настороженное отношение к источникам информации и формирование собственного списка доверенных сайтов.
    3. ...
    На самом деле пунктов могло быть много ;) но все расписывать... Короче, подключение системы 2 при возникновении  "выбора" и, формирование нового мировоззрения. В данный момент пытаюсь убедить себя, что вокруг не только идиоты и мир не так безнадежен, как может показаться на первый взгляд.
       Надеюсь ненаоффтопил - форум только закурил, с правилами ознакомился, но не впитал полностью.
    « Последнее редактирование: 25 Октябрь 2018, 17:13 от kuklagan »