В таком случае естественно задать вопрос: а как отличать навязанные взгляды от ненавязанных? Например, как определить, является ли навязанным или не навязанным взгляд: "Плохо, когда в экранизации персонажа играет актёр, раса которого не совпадает с расой персонажа?
Как признаётся сам Зимбардо, в процессе проведения СТЭ у него не было контрольной группы добровольцев, которые бы прошли те же самые тесты, но не участвовали в эксперименте. Сравнение контрольной и экспериментальной групп планировалось провести в ходе будущего исследования, если бы первый эксперимент принёс какие-либо интересные результаты. Однако даже первый эксперимент не удалось довести до конца, а о последующих не могло быть и речи, что нисколько не помешало Зимбардо сделать определённые выводы на основе наблюдаемых фактов:
"Главный урок Стэнфордского тюремного эксперимента очень прост: ситуация имеет значение. Социальные ситуации зачастую оказывают более мощное влияние на поведение и мышление отдельных людей, групп и даже лидеров нации, чем мы привыкли считать. Некоторые ситуации оказывают на нас столь сильное влияние, что мы начинаем вести себя так, как раньше и вообразить себе не могли. ... Поэтому всякий раз, когда мы пытаемся понять причину какого-то странного, необычного поведения – собственного или других людей, нужно начинать с анализа ситуации".
Поведение Роулинг или Кинга в связи с выбором актеров для экранизации или постановки их произведений, мягко говоря, странновато. Во время создания самих произведений они не сомневались, какого цвета кожа у их героев. Но спустя какое-то время (в случае Роулинг это полтора десятка лет, а в случае Кинга - несколько десятилетий) вдруг, словно по команде, отказываются от прежних представлений. Роулинг внезапно начинает нравиться черная Гермиона, а Кингу - черный Роланд.
Что же изменилось за эти годы? Зимбардо предлагает начинать анализ с социальной ситуации. На мой взгляд, в последние 10-15 лет требования политкорректности в западных странах сильно ужесточились.
Сама концепция политкорректности в значительной степени основывается на гипотезе Сепира-Уорфа, согласно которой языковые понятия непосредственно влияют на восприятие мира. Поэтому на практике политкорректность заключается в том, чтобы в используемом языке избегать всего того, что могло бы быть оскорбительным для тех или иных категорий людей по признаку расы, пола, вероисповедания, сексуальной ориентации, возраста и т.д. По сути, она сводится к самоцензуре.
Однако сейчас подобные требования во многом доведены до абсурда, когда нельзя назвать человека негром или инвалидом, не рискуя попасть, как минимум, под общественное порицание. Неудивительно, что люди стараются по возможности перестраховаться. Особенно это касается известных личностей, любые высказывания которых сразу же становятся достояниям масс. Здесь самоцензура достигает наивысшей степени. Вряд ли в такой ситуации сами властители дум в состоянии провести границу между личными и навязанными убеждениями. Но при взгляде со стороны хорошо видны произошедшие с ними изменения. Ведь настоять, например, на выборе белого, а не чёрного актера означает гарантированное обвинение в расизме. А кому это надо?
Или даже взгляд: "Политкорректность - это плохо?"
Вспомнился недавний призыв чернокожих актеров бойкотировать церемонию награждения лауреатов "Оскара" и обвинение Американской киноакадемии в скрытом расизме на том основании, что в номинациях на актерское мастерство не оказалось ни одного чернокожего актера. Если киноакадемия пойдет на поводу у подобных требований и назначит (хотя бы негласно) квоту на процент номинантов-негров, то можно ли считать это торжеством политкорректности? Или это уже какое-то безумие на почве политкорректности?
когда в школе для белых завуча играет негритянка
Там еще забавнее получилось. Чтобы продемонстрировать окружающий расизм, специально был введен эпизод, когда этой негритянке на бензоколонке отказываются продать канистру с бензином. Ее выручает главный герой (поскольку он белый, то для него бензин нашелся). Но как она при таком отношении работает в школе, где вообще нет чернокожих учеников и учителей, остаётся за кадром.
А в "Тёмной Башне" у Роланда возникает конфликт с чернокожей героиней, которая обвиняет его в расизме. Теперь фанаты Кинга гадают, как будут выкручиваться создатели сериала.