Черная Гермиона или Издержки интерпретации

Автор Тема: Черная Гермиона или Издержки интерпретации  (Прочитано 106988 раз)

grek

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 17
  • +1/-0
    • Просмотр профиля
Википедия говорит
Саласа́р (исп. Salazar) — испанско-баскская фамилия, дворянский род и топоним. В португальском и французском произношении — Салаза́р, в английском — Са́лазар.

After

  • Постоялец
  • ***
  • Сообщений: 143
  • +15/-167
    • Просмотр профиля
В легендах о рыцарях Круглого стола упоминается рыцарь-сарацин сэр Паламид. Сарацинами традиционно называли арабов и, шире, всех мусульман. А поскольку король Артур по тем же легендам жил задолго до первых крестовых походов, то вероятнее всего в качестве сарацинов выступали арабские завоеватели Испании. Слизерин вполне мог оказаться потомком одного из таких сарацинов (откуда и взялось имя с испанским корнями), добравшихся до Англии в период Кордовского эмирата.
Кстати, среди завоевателей Испании было немало чернокожих выходцев из Северо-Западной Африки, так что не исключена версия Слизерина – потомка мавров. :)

А если серьезно, то выбором чернокожих актеров на роль известных литературных персонажей сейчас трудно кого-либо удивить. Недавно стало известно, кто сыграет Роланда в экранизации "Темной Башни" Кинга. В самом романе главный герой неоднократно описан как белый, голубоглазый, похожий на Клинта Иствуда. Однако продюсер предпочел взять на его роль актера-негра. Кинг, как и Роулинг, просто в восторге от такого выбора: http://www.ew.com/article/2016/02/29/dark-tower-rises-stephen-king-idris-elba-and-matthew-mcconaughey

Сейчас смотрю сериал по другому роману Кинга – 11.22.63. Жертвой политкорректности в нем стала одна из второстепенных, но запоминающихся персонажей – школьный библиотекарь. В книге это была белокожая женщина, строгая и худая, которая превратилась в постоянно улыбающуюся толстую негритянку – школьного завуча. В школе для белых! Хотя действие происходит в 60-х годах прошлого века, и в книге автор постоянно подчеркивает ужасы расовой сегрегации. Но поскольку сам Кинг является исполнительным продюсером сериала, то на продюсерский произвол списать такую метаморфозу уже не получится.

Зимбардо, автор знаменитого Стэнфордского тюремного эксперимента, в своей книге "Эффект Люцифера" приходит немало примеров, когда внешние ситуационные факторы оказываются сильнее свойств личности. Но он рассматривает исключительно негативные примеры, связанные с дегуманизацией, хотя с тем же успехом окружение человека способно навязывать ему любые взгляды, которые приняты в этом окружении. Например, идеи политкорректности. Нежелание превращаться в изгоев приводит к тому, что люди совершенно искренне проникаются господствующими убеждениями. Поэтому очень даже вероятно, что Роулинг сейчас сама верит в то, что ей действительно нравится черная Гермиона.
« Последнее редактирование: 04 Апреля 2016, 02:34 от After »

Alaric

  • Старожил
  • *****
  • Сообщений: 1 744
  • +175/-17
    • Просмотр профиля
    • Мой ЖЖ
Зимбардо, автор знаменитого Стэнфордского тюремного эксперимента, в своей книге "Эффект Люцифера" приходит немало примеров, когда внешние ситуационные факторы оказываются сильнее свойств личности. Но он рассматривает исключительно негативные примеры, связанные с дегуманизацией, хотя с тем же успехом окружение человека способно навязывать ему любые взгляды, которые приняты в этом окружении. Например, идеи политкорректности. Нежелание превращаться в изгоев приводит к тому, что люди совершенно искренне проникаются господствующими убеждениями. Поэтому очень даже вероятно, что Роулинг сейчас сама верит в то, что ей действительно нравится черная Гермиона.
В таком случае естественно задать вопрос: а как отличать навязанные взгляды от ненавязанных? Например, как определить, является ли навязанным или не навязанным взгляд: "Плохо, когда в экранизации персонажа играет актёр, раса которого не совпадает с расой персонажа?" Или даже взгляд: "Политкорректность - это плохо?" :)

Как отличить ситуацию, когда люди искренне проникаются "господствующими убеждениями" из "нежелания превращаться в изгоев", от ситуации, когда люди проникаются этими убеждениями от того, что они искренне пришли к выводу, что это более правильные убеждения? Какой эксперимент может различить эти две ситуации?

vkv

  • Ветеран
  • ****
  • Сообщений: 704
  • +27/-17
    • Просмотр профиля
Как отличить ситуацию, когда люди искренне проникаются "господствующими убеждениями" из "нежелания превращаться в изгоев", от ситуации, когда люди проникаются этими убеждениями от того, что они искренне пришли к выводу, что это более правильные убеждения? Какой эксперимент может различить эти две ситуации?
ну так у Афтера же прямо абзацем выше и написано - когда в школе для белых завуча играет негритянка.
или имеется в виду отличить случай, когда автор свихнулся сам по себе (в смысле творит что-то абсолютно нелогичное), а когда - под действием общества?
Ну, по бритве Оккама, всегда, когда есть давление общества, дабы не множить сущностей.

Alaric

  • Старожил
  • *****
  • Сообщений: 1 744
  • +175/-17
    • Просмотр профиля
    • Мой ЖЖ
vkv
Вопрос нелогичности несколько спорен. Грубо говоря, в театре того же Отелло (венецианского мавра) много лет играли белые. И ничего. Театральная условность, всем нормально. Будет ли ненормально, если в пьесе Шекспира негры будут играть какие-то ещё роли, исходно негров не предполагающие? При том, что в театре вообще очень много условностей, я вот в прошлом году видел постановку "Ромео и Джульетты", где куча народу ездили на велосипедах, и видел её вовсе не в каком-то маргинальном месте :) Там вообще было много чего такого, что будь там негры в ролях - это была бы такая мелочь... :) Но это был российский театр.

Конечно, кино в настоящее время подразумевает гораздо меньшее количество условностей. И в принципе, пример про негритянку в школе для белых я понять могу. Но пример со Стрелком вообще относится к фэнтезийному миру.

Цитировать
Ну, по бритве Оккама, всегда, когда есть давление общества, дабы не множить сущностей.
Т.е. если человек придерживается точки зрения, которую разделяет большинство, то он обязательно её придерживается под давлением? :)

vkv

  • Ветеран
  • ****
  • Сообщений: 704
  • +27/-17
    • Просмотр профиля
я вот в прошлом году видел постановку "Ромео и Джульетты", где куча народу ездили на велосипедах,
ну, это уже постмодернизм. Там и Джульетта может быть мужчиной, а Ромео - ИИ.
Цитировать
Но пример со Стрелком вообще относится к фэнтезийному миру.
я Кинга мало читал, так что тут мне все равно;) Кроме того, сценарий фильма и книга часто две больших разницы, взять хоть Чародеев - там тоже женщина директора НИИЧАВО играет.
Цитировать
Т.е. если человек придерживается точки зрения, которую разделяет большинство, то он обязательно её придерживается под давлением? :)
Не придерживается точки зрения, а творит во имя этой точки зрения необъяснимую фигню, и не обязательно, а пока не доказано обратное.

After

  • Постоялец
  • ***
  • Сообщений: 143
  • +15/-167
    • Просмотр профиля
В таком случае естественно задать вопрос: а как отличать навязанные взгляды от ненавязанных? Например, как определить, является ли навязанным или не навязанным взгляд: "Плохо, когда в экранизации персонажа играет актёр, раса которого не совпадает с расой персонажа?

Как признаётся сам Зимбардо, в процессе проведения СТЭ у него не было контрольной группы добровольцев, которые бы прошли те же самые тесты, но не участвовали в эксперименте. Сравнение контрольной и экспериментальной групп планировалось провести в ходе будущего исследования, если бы первый эксперимент принёс какие-либо интересные результаты. Однако даже первый эксперимент не удалось довести до конца, а о последующих не могло быть и речи, что нисколько не помешало Зимбардо сделать определённые выводы на основе наблюдаемых фактов:

"Главный урок Стэнфордского тюремного эксперимента очень прост: ситуация имеет значение. Социальные ситуации зачастую оказывают более мощное влияние на поведение и мышление отдельных людей, групп и даже лидеров нации, чем мы привыкли считать. Некоторые ситуации оказывают на нас столь сильное влияние, что мы начинаем вести себя так, как раньше и вообразить себе не могли. ... Поэтому всякий раз, когда мы пытаемся понять причину какого-то странного, необычного поведения – собственного или других людей, нужно начинать с анализа ситуации".

Поведение Роулинг или Кинга в связи с выбором актеров для экранизации или постановки их произведений, мягко говоря, странновато. Во время создания самих произведений они не сомневались, какого цвета кожа у их героев. Но спустя какое-то время (в случае Роулинг это полтора десятка лет, а в случае Кинга - несколько десятилетий) вдруг, словно по команде, отказываются от прежних представлений. Роулинг внезапно начинает нравиться черная Гермиона, а Кингу - черный Роланд.

Что же изменилось за эти годы? Зимбардо предлагает начинать анализ с социальной ситуации. На мой взгляд, в последние 10-15 лет требования политкорректности в западных странах сильно ужесточились.

Сама концепция политкорректности в значительной степени основывается на гипотезе Сепира-Уорфа, согласно которой языковые понятия непосредственно влияют на восприятие мира. Поэтому на практике политкорректность заключается в том, чтобы в используемом языке избегать всего того, что могло бы быть оскорбительным для тех или иных категорий людей по признаку расы, пола, вероисповедания, сексуальной ориентации, возраста и т.д. По сути, она сводится к самоцензуре.

Однако сейчас подобные требования во многом доведены до абсурда, когда нельзя назвать человека негром или инвалидом, не рискуя попасть, как минимум, под общественное порицание. Неудивительно, что люди стараются по возможности перестраховаться. Особенно это касается известных личностей, любые высказывания которых сразу же становятся достояниям масс. Здесь самоцензура достигает наивысшей степени. Вряд ли в такой ситуации сами властители дум в состоянии провести границу между личными и навязанными убеждениями. Но при взгляде со стороны хорошо видны произошедшие с ними изменения. Ведь настоять, например, на выборе белого, а не чёрного актера означает гарантированное обвинение в расизме. А кому это надо?

Или даже взгляд: "Политкорректность - это плохо?"

Вспомнился недавний призыв чернокожих актеров бойкотировать церемонию награждения лауреатов "Оскара" и обвинение Американской киноакадемии в скрытом расизме на том основании, что в номинациях на актерское мастерство не оказалось ни одного чернокожего актера. Если киноакадемия пойдет на поводу у подобных требований и назначит (хотя бы негласно) квоту на процент номинантов-негров, то можно ли считать это торжеством политкорректности? Или это уже какое-то безумие на почве политкорректности?

когда в школе для белых завуча играет негритянка

Там еще забавнее получилось. Чтобы продемонстрировать окружающий расизм, специально был введен эпизод, когда этой негритянке на бензоколонке отказываются продать канистру с бензином. Ее выручает главный герой (поскольку он белый, то для него бензин нашелся). Но как она при таком отношении работает в школе, где вообще нет чернокожих учеников и учителей, остаётся за кадром.

А в "Тёмной Башне" у Роланда возникает конфликт с чернокожей героиней, которая обвиняет его в расизме. Теперь фанаты Кинга гадают, как будут выкручиваться создатели сериала. :)
« Последнее редактирование: 04 Апреля 2016, 19:28 от After »

Alaric

  • Старожил
  • *****
  • Сообщений: 1 744
  • +175/-17
    • Просмотр профиля
    • Мой ЖЖ
Поведение Роулинг или Кинга в связи с выбором актеров для экранизации или постановки их произведений, мягко говоря, странновато. Во время создания самих произведений они не сомневались, какого цвета кожа у их героев. Но спустя какое-то время (в случае Роулинг это полтора десятка лет, а в случае Кинга - несколько десятилетий) вдруг, словно по команде, отказываются от прежних представлений. Роулинг внезапно начинает нравиться черная Гермиона, а Кингу - черный Роланд.
Почему вы не рассматриваете гипотезу, что Роулинг и Кинг просто не считают цвет кожи своих героев чем-то значимым?
Предположим, в театре Гарри Поттера сыграет актёр, у которого не зелёные глаза (я не уверен, что зелёные глаза ГП подчёркиваются в тексте меньше, чем светлая кожа Гермионы). (Кстати, кто-нибудь интересовался цветом глаз актёра, который будет играть в том спектакле вместе с чернокожей Гермионой?) Какие шансы, что Роулинг этого актёра не одобрит? Какие шансы, что одобрение Роулинг этого актёра вызовет общественный резонанс?

Цитировать
Однако сейчас подобные требования во многом доведены до абсурда, когда нельзя назвать человека негром или инвалидом, не рискуя попасть, как минимум, под общественное порицание.
Примеры можно? С учётом того, что американское "nigger" не эквивалентно русскому "негр".

Цитировать
Ведь настоять, например, на выборе белого, а не чёрного актера означает гарантированное обвинение в расизме. А кому это надо?
По этому поводу я уже писал выше. Автор такого ранга как Роулинг или Кинг, подозреваю, может навязывать театрам и съёмочным группам свои условия. Если бы Роулинг или Кинг реально были бы недовольны условиями, не думаю, что было бы сложно прикопаться к производным произведениям и вытащить на обозрение какие-то ещё надуманные проблемы. Но вы декларируете, что они на самом деле искренне уверены, что они за политкорректность. Так вот, мой вопрос: как вы предлагаете отличать человека, который за политкорректность по собственным убеждениям, от человека, который за политкорректность под давлением общества?

After

  • Постоялец
  • ***
  • Сообщений: 143
  • +15/-167
    • Просмотр профиля
Почему вы не рассматриваете гипотезу, что Роулинг и Кинг просто не считают цвет кожи своих героев чем-то значимым?

Можно рассматривать разные гипотезы. Вы, например, выдвинули версию, что Роулинг использует политкорректность с целью троллинга окружающих. Просто я попытался хоть как-то аргументировать свою версию. Меня смутил совершенно идиотский обоснуй профессиональных писателей. Роулинг на голубом глазу заявила, что в её книгах цвет кожи Гермионы никак не обозначен. Интересно, кого она пыталась обмануть? Вряд ли многочисленных поклонников, которые давно проштудировали её книги вдоль и поперек и могут при необходимости подробно перечислить все эпитеты, использованные автором для описания кожи своей главной героини. Получается, что обманывает Роулинг исключительно себя. Но зачем? Ответ на этот вопрос я нашел у Зимбардо.

Или Кинг, оправдывая черного Роланда, говорит: "Для меня персонаж - всего лишь персонаж. Он может быть черным или белым, для меня это не имеет никакого значения". А кто, интересно, описывал взаимоотношения Роланда и Сюзанны? Пушкин? Даже режиссер признает, что цвет кожи персонажей в данном случае имеет значение:

"Arcel acknowledges that skin color actually was an important factor in the relationship between Roland and Susannah, the black amputee he drew into his world from her life in 1964. In the books, she is not thrilled to find herself yanked into another dimension by a grizzled white guy. “Some fans are asking, understandably, ‘What about the racial tension?’” Arcel says. “But as the story progresses that will be made clear, how we’ll deal with all those things.”" (ссылка была выше)

Удивительная забывчивость Кинга также хорошо объясняется благодаря подходу Зимбардо. Согласно ему, все подобные странности свидетельствуют о том, что человек находится под воздействием каких-то ситуационных факторов.

Автор такого ранга как Роулинг или Кинг, подозреваю, может навязывать театрам и съёмочным группам свои условия.

Даже для знаменитостей существует свои пределы возможного. Вот, например, Джеймс Уотсон, один из первооткрывателей структуры ДНК, патриарх молекулярной биологии и вообще живая легенда. Его научная карьера была полностью разрушена после одной неосторожной фразы (цитирую по Википедии):

"Я, вообще-то, вижу мрачные перспективы для Африки, потому что вся наша социальная политика строится на допущении факта, что у них уровень интеллекта такой же, как у нас – тогда как все тесты говорят, что это не так".

Разумеется, возмущенная общественность не могла ему спустить столь откровенно неполиткорректное высказывание (ведь это же получается, что негры тупее белых?!). Поэтому последнее, что придет в голову любому западному кумиру - троллить окружающих на тему политкорректности. Слишком дорого может ему обойтись такая шутка...

Придира

  • Постоялец
  • ***
  • Сообщений: 167
  • +38/-4
    • Просмотр профиля
Поэтому очень даже вероятно, что Роулинг сейчас сама верит в то, что ей действительно нравится черная Гермиона.
"Поэтому очень даже вероятно, что Роулинг сейчас сама верит в то, что ей действительно нравится черная Гермиона."

Давайте скажем проще: очень даже вероятно, что Роулинг нравится черная Гермиона.

А то все эти навороты вроде "она искренне верит, что ей это нравится" выглядят странновато, мягко говоря.

After

  • Постоялец
  • ***
  • Сообщений: 143
  • +15/-167
    • Просмотр профиля
Давайте скажем проще: очень даже вероятно, что Роулинг нравится черная Гермиона.

Осталось выяснить, когда это началось: нравилась ли Роулинг черная Гермиона с самого начала написания книги, или такое чувство появилось лишь в последние годы.

Придира

  • Постоялец
  • ***
  • Сообщений: 167
  • +38/-4
    • Просмотр профиля
Осталось выяснить, когда это началось: нравилась ли Роулинг черная Гермиона с самого начала написания книги, или такое чувство появилось лишь в последние годы.
Роулинг, конечно же, всегда представляла Гермиону белой, и особо не думала про "черную Гермиону", пока не подвернулся случай. Рискну предположить, что поскольку Роулинг от всей души не любит расистов, гомофобов и прочую шушеру, ей нравится дразнить эту публику. Также ей нравится, когда её персонажи выходят в топы новостей. По сравнению с этим какая-то там театральная постановка не имеет большого значения.

Добавлено 05 Апреля 2016, 01:19:
Вот, например, Джеймс Уотсон, один из первооткрывателей структуры ДНК, патриарх молекулярной биологии и вообще живая легенда. Его научная карьера была полностью разрушена после одной неосторожной фразы
Не может быть разрушена "научная карьера" у восьмидесятилетнего деда. Его отстранили от руководящей работы, после того как он сказал (если журналист не переврал), помимо прочего, что с чернокожими подчиненными невозможно общаться как с равными себе людьми. Да и то, его оставили в статусе эмерита ("заслуженного директора" или вроде того), и по-прежнему периодически награждают.
« Последнее редактирование: 05 Апреля 2016, 01:19 от Придира »

After

  • Постоялец
  • ***
  • Сообщений: 143
  • +15/-167
    • Просмотр профиля
Роулинг, конечно же, всегда представляла Гермиону белой, и особо не думала про "черную Гермиону", пока не подвернулся случай.

Выходит, Роулинг "чёрная Гермиона" совершенно по барабану? И она заявила, что та ей нравится исключительно ради красного словца?

Придира

  • Постоялец
  • ***
  • Сообщений: 167
  • +38/-4
    • Просмотр профиля
Выходит, Роулинг "чёрная Гермиона" совершенно по барабану? И она заявила, что та ей нравится исключительно ради красного словца?
Думаю, Роулинг вполне нравится черная Гермиона как персонаж отдельной пьесы. Также ей нравится идея сделать такого персонажа.

After

  • Постоялец
  • ***
  • Сообщений: 143
  • +15/-167
    • Просмотр профиля
Думаю, Роулинг вполне нравится черная Гермиона как персонаж отдельной пьесы.

А зачем тогда врать про якобы отсутствующий цвет кожи в своих книгах?