Автор Тема: Замечания о переводе  (Прочитано 151219 раз)

killerBeer

  • Ветеран
  • ****
  • Сообщений: 259
  • +26/-28
    • Просмотр профиля
Re: Замечания о переводе
« Ответ #555 : 20 Ноябрь 2017, 23:02 »
  • (+)1
  • (−)0
  • Цитировать
    В оригинале так и написано: Baba Yaga. Мне кажется, что у Элиезера славянские корни и в детстве он слушал сказки про Бабу Ягу - вот и запомнил.
    Были бы корни - такого бы не отмочил  ;D. Тут как раз дело в том, что услышанное где-то имя зарегистрировалось под рубрикой "нечто экзотическое", без каких-либо коннотаций.

    А вот переделывать это или нет - вопрос сильно скользкий. До какой степени переводчик имеет право "править" автора, если считает, что ему виднее?

    Цитировать
    Глава 2.
    "Гарри повернулся к МакГонагалл:
    — Вот, видите, с чем мне приходится иметь дело?"

    Если я правильно понимаю, запятая после "вот" не нужна.
    В оригинале там после "вот" вообще идет восклицательный знак.

    Zwibula

    • Пользователь
    • **
    • Сообщений: 45
    • +7/-2
      • Просмотр профиля
    Re: Замечания о переводе
    « Ответ #556 : 21 Ноябрь 2017, 00:39 »
  • (+)0
  • (−)0
  • Были бы корни - такого бы не отмочил
    А вот переделывать это или нет - вопрос сильно скользкий. До какой степени переводчик имеет право "править" автора, если считает, что ему виднее?
    Да, соглашусь) Ну или слушал эти сказки в очень раннем возрасте, из которого остались только неясные образы. Всё-таки славянские суффикс и окончание никуда делись)
    А отвечая на вопрос, до какой степени, Гарри бы отмёл авторитеты и привёл в доказательство статью на LessWrong Wiki, вот эту: https://lesswrong.ru/wiki/Автору,_переводчику_и_редактору

    В оригинале там после "вот" вообще идет восклицательный знак.
    Тогда давайте и у нас поставим восклицательный.

    Никакого "ну, сами понимаете", у меня нет. На мой вкус, "Баба Яга" - отлично просто.
    "Баба-яга обычно изображается в виде большой горбатой старухи с большим, длинным, горбатым и крючковатым носом («лежала из угла в угол Баба-Яга, костяная нога, нос в потолок, губы на притолоке висят»).

    "Внешний облик (костяная нога, железные зубы, длинные седые волосы, отвислые груди, способность чуять запах чужого и т. п.) указывает на связь с демоническими персонажами иного мира, мертвецами (избушка как домовина-гроб). Атрибуты, занятия и сверхъестественные способности — ступа и пест, печь (где она жарит похищенных), прядение, полёты по воздуху в ступе, на помеле — также относятся к женским мифологическим персонажам, ведьмам".

    Да, понятно, что со временем мифологические персонажи обрастают усиленными специфическими чертами, но эти черты так прочно закрепились в русском сознании, что трудно себе представить, как "за несколько месяцев Перенель соблазнила Тёмную Леди галантным обхождением и флиртом, напускными робостью и невинностью... сердце Тёмной Леди было завоёвано, и они стали любовниками".

    Настолько резко выбивается из контекста, что чувство, какая это для НИХ экзотика, возникает сразу.
    То есть вы, русскоязычный читатель, получаете удовольствие от чтения, представляя, как текст будет восприниматься англоязычным читателем? Не напоминает ли это вам ситуацию, где один человек смотрит видео, в котором другой человек ест пирожное, и первый человек получает удовольствие от этого просмотра, вместо того, чтобы самому съесть пирожное и получить таким образом непосредственное удовольствие?) Впрочем, я вас понимаю.

    И конечно, то соображение, что образ в нашем (во-первых, маггловском, во-вторых, российском) фольклоре может сильно отличаться от образа в фольклоре маг. Британии, у меня возникло в сознании сразу и учитывалось.
    А вот это сильный аргумент. Но всё-таки само сочетание "леди Баба"... Всё равно что "сэр Мужик". Ведь Мерлин у них именно великий чародей древности, гоблины, великаны, кентавры - все совпадают с нашими маггловскими представлениями о них. Почему же вдруг англичане лучше знают, какие на самом деле славянские персонажи?..

    P. S. Выше я предлагал Alaric использовать имя "Егибаба" - как вам такой вариант?
    « Последнее редактирование: 21 Ноябрь 2017, 01:11 от Zwibula »

    siregrey

    • Новичок
    • *
    • Сообщений: 17
    • +7/-0
      • Просмотр профиля
    Re: Замечания о переводе
    « Ответ #557 : 21 Ноябрь 2017, 09:34 »
  • (+)3
  • (−)0

  • "Баба-яга обычно изображается в виде большой горбатой старухи с большим, длинным, горбатым и крючковатым носом («лежала из угла в угол Баба-Яга, костяная нога, нос в потолок, губы на притолоке висят»).

    "Внешний облик (костяная нога, железные зубы, длинные седые волосы, отвислые груди, способность чуять запах чужого и т. п.) указывает на связь с демоническими персонажами иного мира, мертвецами (избушка как домовина-гроб). Атрибуты, занятия и сверхъестественные способности — ступа и пест, печь (где она жарит похищенных), прядение, полёты по воздуху в ступе, на помеле — также относятся к женским мифологическим персонажам, ведьмам".

    "за несколько месяцев Перенель соблазнила Тёмную Леди галантным обхождением и флиртом, напускными робостью и невинностью... сердце Тёмной Леди было завоёвано, и они стали любовниками".
    Вот этот диссонанс и делает сию историю совершенно чудесной и доставляет огромное удовольствие, которое, боюсь, в данном случае недоступно незнакомым с нашими сказками читателям. Можно даже строить версии о вкусах Перенель, или о том, что Баба Яга в славянских землях носила личину чудовища, оставаясь сама молодой и красивой, или что она и была старухой, но после обретения Философского камня преобразилась и стала известна как Василиса Прекрасная/Премудрая или выехала на ПМЖ в Магическую Британию...
    Оставьте Бабу Ягу, пожалуйста:)

    kuuff

    • Старожил
    • *****
    • Сообщений: 2 115
    • +215/-52
      • Просмотр профиля
    Re: Замечания о переводе
    « Ответ #558 : 21 Ноябрь 2017, 12:02 »
  • (+)3
  • (−)0
  • Да, понятно, что со временем мифологические персонажи обрастают усиленными специфическими чертами, но эти черты так прочно закрепились в русском сознании, что трудно себе представить, как "за несколько месяцев Перенель соблазнила Тёмную Леди галантным обхождением и флиртом, напускными робостью и невинностью... сердце Тёмной Леди было завоёвано, и они стали любовниками".
    То есть вы, русскоязычный читатель, получаете удовольствие от чтения, представляя, как текст будет восприниматься англоязычным читателем?
    Нет. Во-первых, если мы примем историю HPMoR за истину, то то что мы знаем о Бабе-Яге -- это отражение реальности, прошедшее через много веков устной традиции, через народный фольклор и соответственно определённым образом искажённые представления. И есть определённое удовольствие в том, чтобы представить себе такую Бабу-Ягу, которая была "на самом деле", то есть не персонажа детских сказок, а прототип этого персонажа.

    Во-вторых, я представил себе Бабу-Ягу, которая, обладая своими усиленными специфическими чертами, невероятно одинока в своей избушке на курьих ножках. Старая дева, у которой в жизни никогда не было любви, не было привязанности, не было доверительных отношений с кем-либо. Старая женщина, которая демонстративно бравирует своими специфическими чертами, иногда намеренно ведёт себя очень странно, чтобы вызвать когнитивный диссонанс в окружающих, а потом радостно смеётся, над тем как окружающие с открытым ртом, в ступоре, пытаются хоть как-то понять происходящее, найти в этом хоть какой-то смысл.
    Такая стратегия общения -- единственная доступная для Бабы-Яги, она не выработала в своей жизни других. Она через эту стратегию получает необходимое ей внимание окружающих. И тут ей, на старости лет, удаётся устроиться Профессором Защиты в Хогвартсе. Она получает больше внимания, чем когда-либо, и не только за счёт демонстрируемых странностей, но и потому, что студенты интересуются её знаниями и опытом. Кто-то не интересуется, он посещает занятия только потому, что они обязательны, Баба-Яга подкалывает их, стебётся над ними как может, развлекается по всякому, вываливая на них привычную ей стратегию получения внимания.
    Но есть и другие, кому действительно интересен предмет. И это непривычно для Бабы-Яги. Это для неё ново. Это новый и более конструктивный метод удовлетворения стремления к общению. Среди тех, кому интересен предмет Защиты от Тёмных Сил есть Перенель, которая свой интерес расширяет со знаний, умений и опыта Бабы-Яги на личность Бабы-Яги. Это льстит Бабе-Яге -- она знает, что она особенная, что она супер, но она никогда не получала этого в обратной связи от других людей. Перенель в достаточной мере ловка, чтобы пользуясь слабостью Бабы-Яги, отсутствием у той опыта интимно-личностных отношений, раскрутить всю эту ситуацию в том направлении, в котором ей хочется.
    Вся эта история вызывает жалость к Бабе-Яге -- она всю жизнь хотела привязанности, но боялась её, избегала её и не знала как эту привязанность можно установить. И вот она получает привязанность и доверительные отношения, кто-то ценит её как личность, а не боится как Тёмную Леди. Но от этой привязанности она получает подлость и принимает через неё смерть.

    При этом я, честно говоря, даже не представляю как англоязычные читатели видят Бабу-Ягу. Не то, чтобы мне это неинтересно, но история Бабы-Яги из HPMoR мне нравится и так, чисто поверх русского понимания Бабы-Яги.

    a_konst

    • Ветеран
    • ****
    • Сообщений: 394
    • +92/-15
      • Просмотр профиля
    Re: Замечания о переводе
    « Ответ #559 : 21 Ноябрь 2017, 14:42 »
  • (+)0
  • (−)0
  • Согласен с комментариями kuuff и siregrey выше.

    То есть вы, русскоязычный читатель, получаете удовольствие от чтения, представляя, как текст будет восприниматься англоязычным читателем?
    Нет, я получаю удовольствие от чтения, представляя, как англоязычные персонажи книги воспринимают упоминания о Бабе Яге.
    И под "экзотикой для них" я имел ввиду именно "для персонажей".

    Цитировать
    P. S. Выше я предлагал Alaric использовать имя "Егибаба" - как вам такой вариант?
    Крайне отрицательно.
    Зачем выкидывать такой пласт очень классных ассоциаций, о которых написали выше?

    Zwibula

    • Пользователь
    • **
    • Сообщений: 45
    • +7/-2
      • Просмотр профиля
    Re: Замечания о переводе
    « Ответ #560 : 21 Ноябрь 2017, 16:08 »
  • (+)0
  • (−)0
  • Глава 9.
    "Oh, I'm the Sorting Hat and I'm okay,
    I sleep all year and I work one day".

    Предлагаю такую рифмовку:
    «Я болтливая шляпа, и всё просто класс!
    Я сплю весь год, поработав час…»
    (вариант: "Я Шляпа Судьбы" - сортируя, шляпа определяет (или пытается, как это видно из книги) определить поступки человека и, исходя из этого, судьбу в целом).

    Придира

    • Постоялец
    • ***
    • Сообщений: 167
    • +37/-4
      • Просмотр профиля
    Re: Замечания о переводе
    « Ответ #561 : 22 Ноябрь 2017, 15:49 »
  • (+)3
  • (−)0
  • Глава 107.
    Зелье сияния, чтобы погасить фиолетовый огонь, — ответил профессор Квиррелл. — Оно готовится путём добавления одних и тех же ингредиентов снова и снова, с лёгкими вариациями. Представь себе группу ретивых первокурсников, которые прошли все предыдущие комнаты и думают, что они вот-вот доберутся до волшебного зеркала. И тут они сталкиваются с этим заданием. Эта комната — творение настоящего зельевара.

    Оригинал:
    "A potion of effulgence, to quench the purple fire," Professor Quirrell said. "It is made by adding the same ingredients, over and over again, in slightly different ways. Imagine some eager young group of first-years, passing all the other chambers, thinking they are just about to reach the magic mirror, and then encountering this task. This room is the handiwork of the Potions Master indeed."

    Неправильно понят смысл. Смысл в оригинале следующий. "Данная комната приносит школьникам жесткое разочарование. Подобные издевательства характерны для Снейпа." Т.е. переводить надо примерно так: "Воистину, эта комната - дело рук профессора зельеварения."

    kuuff

    • Старожил
    • *****
    • Сообщений: 2 115
    • +215/-52
      • Просмотр профиля
    Re: Замечания о переводе
    « Ответ #562 : 22 Ноябрь 2017, 16:47 »
  • (+)3
  • (−)0
  • Поддержу более конретным аргументом: "the Potions Master" -- определённый артикль тхе говорит нам о том, что это конкретный зельевар, а не зельевар вообще.

    fil0sof

    • Главный модератор
    • Ветеран
    • *****
    • Сообщений: 969
    • +55/-3
      • Просмотр профиля
      • VK profile
    Re: Замечания о переводе
    « Ответ #563 : 22 Ноябрь 2017, 17:25 »
  • (+)0
  • (−)0
  • Заглавные буквы, кстати, говорят о том же

    Zwibula

    • Пользователь
    • **
    • Сообщений: 45
    • +7/-2
      • Просмотр профиля
    Re: Замечания о переводе
    « Ответ #564 : 23 Ноябрь 2017, 04:30 »
  • (+)0
  • (−)0
  • Вот такое замечание к 5-й главе нашёл на Пикабу:
    "В общем, Гарри с МакГонагалл вышли из магазина, где тот купил кошель. К ним на улице подошёл мужчина и спросил не он ли Гарри Поттер. Дальше мужчина признаётся, что думал, будто Гарри не выжил после смертельного проклятия. А затем этот отрывок:
    МакГонагалл раздражённо провела рукой по лицу:
    — Вы выглядите как ваш отец, когда он впервые прибыл в Хогвартс. Даже по одному вашему характеру можно с уверенностью сказать, что вы связаны родством с грозой Гриффиндора, Джеймсом Поттером.
    — Она тоже могла бы быть соучастником, — заметил Гарри.
    — Нет, — произнёс дрожащим голосом пожилой человек. — Она права. У вас глаза матери.
    Извините, в каком смысле она права? Речь шла о том, что Гарри похож на Джеймса. Выражение: «она права», означает, что человек согласен в её точкой зрения. То есть он согласен, что Гарри похож на Джеймса. Я понимаю, что о глазах матери он добавляет как бы от себя уже. Но тогда и написать нужно было соответствующее: "Она права. К тому же у вас глаза матери".
    А так получается, что мужчина согласен, что Гарри похож на мать, хотя МакГонагалл речь вела об отце".

    fil0sof

    • Главный модератор
    • Ветеран
    • *****
    • Сообщений: 969
    • +55/-3
      • Просмотр профиля
      • VK profile
    Re: Замечания о переводе
    « Ответ #565 : 23 Ноябрь 2017, 11:30 »
  • (+)0
  • (−)0
  • Мужчина согласен с тем, что Гарри выглядит как сын Джеймса и Лили.

    МакГонагалл привела один пример — он похож на Джеймса. Мужчина привёл другой — у него глаза Лили. Оба примера в пользу исходного утверждения: Гарри действительно Гарри, а не подставной мальчик.

    Илья

    • Гость
    • Новичок
    • *
    • Сообщений: 1
    • +3/-0
      • Просмотр профиля
    Re: Замечания о переводе
    « Ответ #566 : 26 Ноябрь 2017, 10:20 »
  • (+)3
  • (−)0
  • 87 глава.
    "— Не забывай дышать, Гарри, — машинально сказала Гермиона."
     В более ранней версии перевода Гермиона сказала просто "дыши". Эта реплика очень трогательно передавала, как она рада чувствовать рядом Гарри -- такого живого и настоящего. Кроме того совсем не к месту слово "машинально": оно отдаёт чем-то механическим, бесчувственным. Вся фраза получилась будто тренер говорит: "Не забывайте дышать во время физических упражнений".
     В оригинале совсем не так:
     "Breathe, Harry," Hermione said without thinking about it.
    88 глава.
    — Нам нужно как-то поставить в известность учителей…
    — Нам нужно пойти и найти её…
     
     Зачем здесь этот канцелярит: "поставить в известность"? Эта фраза для юридических документов, она нелепо звучит в критической ситуации, тем более в речи детей.
     "Пойти и найти" -- несколько неуклюже. Почему бы не просто "найти" или "пойти искать"? Впрочем, это мелкая и, наверное, ненужная придирка. Я бы перевёл так:
    --Мы должны как-то сообщить учителям.
    --Мы должны найти её...
     В оригинале вот так:
    "We've got to let the Professors know somehow -"
    "We've got to go find her -"

    Zwibula

    • Пользователь
    • **
    • Сообщений: 45
    • +7/-2
      • Просмотр профиля
    Re: Замечания о переводе
    « Ответ #567 : 27 Ноябрь 2017, 06:07 »
  • (+)0
  • (−)1

  • Глава 9.
    "она переминалась с ноги на ногу так часто, что Гарри казалось, ещё немного — и она взлетит"
     - нужно двоеточие после казалось
    ...

    "идея показалась тебе настолько изысканной, что ты не смог от неё отказаться, и плевать на Невилла"
     - тире после отказаться.

    Глава 9.
    "что правый коридор третьего этажа под запретом для всех, кто не хочет умереть очень мучительной смертью"
     - здесь мне кажется, стоит заменить очень на весьма или крайне. Сложно сказать, почему.

    Анализирую данные в памяти и прихожу к выводу, что "очень" употребляют, говоря о своих ощущениях или мыслях: "Было очень весело", либо употребляют с наречиями: "Было бы очень здорово, если бы ты...".

    В остальных случаях употребление "очень" выглядит как-то по-детски, как мне представляется.


    12. Текст в сноске:
    "Эмиль Куэ — французский психолог и фармацевт, разработавший метод психотерапии и личностного роста, основанный на самовнушении. Эта фраза — одна из тех, которые он использовал в своей методике"
    - выглядит так, будто речь в тексте шла о самом Эмиле Куэ.

    Думаю, стоит поменять местами два абзаца: "Эта фраза... использовал в своей методике Эмиль Куэ".

    14.
    — Думаю, — наконец выдавила МакГонагалл, — вы весьма недооцениваете то, насколько редко встречается здравомыслие"
    - можно ли недооценивать частоту чего-либо? Качества, людей - да.
    Предлагаю: "Думаю, вы сильно заблуждаетесь насчет того, как часто..."

    15.
    "Трансфигурация не постоянна!
    Трансфигурация не постоянна!"
    - слитно)


    там же:
    "Моим первым ответом будет, что я не знаю"
     - нужно взять я не знаю в кавычки и убрать что

    16.
    Квиррелл сейчас… не функционировал и у Гарри
    не было никакого желания к нему подходить" второе многоточие лишнее (да, так в оригинале, но в русском это неверно).

    17.
    "15 (пропуск цифр) если быть точным" - в оригинале 3:32pm on Thursday afternoon.

    17.
    "Извиняюсь за вопрос"
    - правильнее сказать извините, конечно: извиняюсь - это просторечие.

    17. You cannot pass! How does that look?" - в оригинале эта фраза выделена курсивом, и правильно: иначе цитата и собственная речь сливаются в один смысловой блок.

    18.
    He certainly did not raise it toward Severus.
    "Пока Гарри не поднял руку. Не высоко. Иначе жест мог показаться чересчур властным.
    И уж точно не в сторону Северуса"
     - поднять руку в сторону кого-то - значит, сделать что-то вроде нацистского приветствия.
    Предлагаю: И уж точно не так, чтобы заметил Северус.

    18.
    "вздрагиваний и обеспокоенных взглядов со стороны остальных"
     - понимаю, что это всего лишь фигура речи, но остальные - это ещё два стола, и "сторона" у них не общая.

    20.
    "— КВИРИНУС! КАК ТЫ ПОСМЕЛ!"
     - Дамблдор никак не может обращаться к Квиррелу на "ты" в этой ситуации.

    20.
    "Древний могучий волшебник"
    стоит заменить на "могучий древний волшебник" и вот почему:
    если неоднородные определения выражены одними качественными прилагательными,
    то ближе к определяемому существительному ставится то из них, которое обозначает более устойчивый признак,
    например огромные чёрные глаза,
    приятный лёгкий ветерок, интересная новая повесть
    ;

    Добавлено 27 Ноябрь 2017, 17:00:
    87 глава.
    Вся фраза получилась будто тренер говорит: "Не забывайте дышать во время физических упражнений".
    ...

     Зачем здесь этот канцелярит: "поставить в известность"? Эта фраза для юридических документов, она нелепо звучит в критической ситуации, тем более в речи детей.
    Я бы перевёл так:
    --Мы должны как-то сообщить учителям.
    --Мы должны найти её...

    Поддерживаю по всем пунктам.
    Разве что я упростил бы ещё больше: "Надо как-то сказать учителям" - "сообщить" - тоже не совсем детское слово
    « Последнее редактирование: 27 Ноябрь 2017, 17:00 от Zwibula »

    Zwibula

    • Пользователь
    • **
    • Сообщений: 45
    • +7/-2
      • Просмотр профиля
    Re: Замечания о переводе
    « Ответ #568 : 30 Ноябрь 2017, 01:11 »
  • (+)0
  • (−)0
  • Как-то уже неловко писать под своей собственной простынёй из поправок, но придётся: совершенство превыше всего.

    Глава 22.
    "Заброшенный класс, залитый призрачным зелёным светом.
    В этот раз он был ярче и исходил из небольшой зачарованной сферы".

    Смысловая ошибка: "в этот раз свет был ярче и исходил..."

    Добавлено 30 Ноябрь 2017, 05:09:
    Глава 22.
    "Но тебе это будет стоить"
     - но тебе это будет кое-чего стоить.
    « Последнее редактирование: 30 Ноябрь 2017, 05:09 от Zwibula »

    a_konst

    • Ветеран
    • ****
    • Сообщений: 394
    • +92/-15
      • Просмотр профиля
    Re: Замечания о переводе
    « Ответ #569 : 30 Ноябрь 2017, 17:35 »
  • (+)0
  • (−)1
  • Я, конечно, не корректор.
    Но я все-таки носитель русского языка и способен понимать оригинал, так что позволю себе комментарии, по тем пунктам, с которыми я не согласен.

    Глава 9.
    "она переминалась с ноги на ногу так часто, что Гарри казалось, ещё немного — и она взлетит"
     - нужно двоеточие после казалось
    ...

    Не обязательно, так тоже корректно.

    Цитировать
    "идея показалась тебе настолько изысканной, что ты не смог от неё отказаться, и плевать на Невилла"
     - тире после отказаться.
    Можно, но не обязательно.

    Цитировать
    Глава 9.
    "что правый коридор третьего этажа под запретом для всех, кто не хочет умереть очень мучительной смертью"
     - здесь мне кажется, стоит заменить очень на весьма или крайне. Сложно сказать, почему.

    Анализирую данные в памяти и прихожу к выводу, что "очень" употребляют, говоря о своих ощущениях или мыслях: "Было очень весело", либо употребляют с наречиями: "Было бы очень здорово, если бы ты...".

    В остальных случаях употребление "очень" выглядит как-то по-детски, как мне представляется.
    Никак не по-детски, нормально выглядит.


    Цитировать
    14.
    — Думаю, — наконец выдавила МакГонагалл, — вы весьма недооцениваете то, насколько редко встречается здравомыслие"
    - можно ли недооценивать частоту чего-либо? Качества, людей - да.
    Предлагаю: "Думаю, вы сильно заблуждаетесь насчет того, как часто..."
    Недооценивать можно что угодно - любое количественное качество любого объекта. Потом, тут недооценивают не частоту, а редкость.
    Предполагаю, что Вы не поняли, что имела ввиду МакГонагалл.
    Как я понимаю, она имела ввиду, что Гарри считает, что здравомыслие встречается редко, и что при этом на самом деле оно встречается еще реже, чем считает Гарри.
    Переведенная фраза означает именно это.
    И, насколько я понимаю, в оригинале в этом месте МакГонагалл тоже говорит именно это.

    Цитировать
    15.
    "Трансфигурация не постоянна!
    Трансфигурация не постоянна!"
    - слитно)
    Не обязательно.
    Или необязательно, как Вам больше нравится :)

    Цитировать
    там же:
    "Моим первым ответом будет, что я не знаю"
     - нужно взять я не знаю в кавычки и убрать что
    Можно, но не обязательно.

    Цитировать
    16.
    Квиррелл сейчас… не функционировал и у Гарри
    не было никакого желания к нему подходить" второе многоточие лишнее (да, так в оригинале, но в русском это неверно).
    Почему это в русском это неверно? Пунктуация вообще во многом свободнее, чем орфография, а многоточие - особенно.

    Цитировать
    17.
    "Извиняюсь за вопрос"
    - правильнее сказать извините, конечно: извиняюсь - это просторечие.
    Впервые вижу, что "извиняюсь" - просторечие. Потом, почему бы Гарри не изъясняться просторечиями? Он конечно книжный мальчик, но не до такой же степени.


    Цитировать
    18.
    He certainly did not raise it toward Severus.
    "Пока Гарри не поднял руку. Не высоко. Иначе жест мог показаться чересчур властным.
    И уж точно не в сторону Северуса"
     - поднять руку в сторону кого-то - значит, сделать что-то вроде нацистского приветствия.
    Предлагаю: И уж точно не так, чтобы заметил Северус.
    Нет, "toward Severus" - это именно "в направлении Северуса". Причем тут нацистское приветствие? Можно протянуть руку в направлении человека и щелкнуть пальцами.
    Кстати, Гарри именно это и сделал с "Абракадаброй" в стычке с хулиганами, когда спасал Невилла в первый учебный день.

    Цитировать
    18.
    "вздрагиваний и обеспокоенных взглядов со стороны остальных"
     - понимаю, что это всего лишь фигура речи, но остальные - это ещё два стола, и "сторона" у них не общая.
    Слово "сторона" имеет больше одного смысла.

    Цитировать
    20.
    "Древний могучий волшебник"
    стоит заменить на "могучий древний волшебник" и вот почему:
    если неоднородные определения выражены одними качественными прилагательными,
    то ближе к определяемому существительному ставится то из них, которое обозначает более устойчивый признак,
    например огромные чёрные глаза,
    приятный лёгкий ветерок, интересная новая повесть
    ;
    даже если признать это правило железно обязательным, то еще большой вопрос, какое из этих двух качеств - более постоянно.
    Если в будущем еще есть вероятность, хотя и микроскопическая, что "могучим" он перестанет быть раньше, чем "древним", то в прошлом вполне вероятно, что могучим он стал сильно раньше, чем древним. Собственно, в HPMOR есть только один маг, который стал сперва древним, а уж потом могучим - Фламель.