На самом деле, умение объявлять умение объяснять режимом провала -- это может быть само по себе режим провала.
Я несколько дней наблюдаю
топик, в котором был задан вопрос о том, как форум изменил моё поведение. И вижу я там молчание. Вообще молчание, нет даже одной какой-нибудь робкой попытки сказать, что форум что-либо изменил. Почему так происходит? За кого-то ещё я не могу говорить, но за себя -- вполне. И мой ответ на на поставленный в топике вопрос, будет отсутствием ответа: я не могу ответить, поскольку у меня недостаточно данных.
Проблему с поиском ответа я могу продемонстрировать уравнением: пускай мы знаем, что x
1+x
2+...+x
n=3.1456. Вопрос: как повлиял x
k на наблюдаемый результат? А мы не можем ответить, потому что данных недостаточно.
Если я десять лет эпизодически предпринимал попытки бросить курить и, в конечном итоге бросил, причём идея для последней попытки была мною рождена в процессе написания комментария на форуме lesswrong, то (вопрос) повлиял ли форум lesswrong, на то, что я бросил курить? Если бы я не сидел на форуме -- родил бы я эту идею? Или может быть я бросил бы курить и без той идеи? Я не знаю ответа на эти вопросы. Мне кажется, что если рациональность и повлияла на то, что я бросил, то скорее эмоциональным путём, через растущее противоречие: что за хня такая творится, когда имея рациональное решение не курить, я вставляю в зубы сигарету и прикуриваю. Само по себе противоречие решило проблему курения, а не какие-то рациональные техники и, возможно, даже не та идея о том, что и как происходит в моей голове, когда я закуриваю. Хотя тогда -- да, тогда мне казалось, что именно общение на форуме, и именно рациональные рассуждения привели к успеху в отказе от курения. (Кстати я сейчас думаю, и начинаю предполагать, что это может такое когнитивное искажение, которое приводит к тому, что я объясняю изменения своей личности действиями своей личности, а не внешних причин.)
Нам приходится иногда строить объяснительные конструкции, которые непроверяемы эмпирически. При этом формально они могут быть фальсифицируемыми, но реально непроверяемыми. Как, например, моё объяснение тому, как и почему я бросил курить. Как, например, моё решение пойти получать в/о -- я не могу в точности ответить, что и в какой мере повлияло на принятие этого решения. Да, я взвешивал плюсы и минусы, выбирал куда пойти учиться, но всё это было уже после того, как я принял решение. Была вероятность, что я, взвешивая плюсы и минусы, откажусь от решения, но для того, чтобы начать взвешивать, надо было серьёзно озаботиться идеей. Что привело к тому, что я серьёзно озаботился идеей? Моя увлечённость рациональностью и вопросами познания, или общение на форуме, или может то, что мне родители в детстве вколотили в голову, что я просто обязан получить в/о? Я не знаю ответа на этот вопрос.
Моё видение социума, экономики, в том числе и на самом глобальном уровне -- оно тоже непроверяемо. Потому что оно объясняет то, что есть сейчас, оно даёт возможность делать какие-то предсказания, но реально их проверить не удастся.
Во-первых, потому что невозможно поставить эксперимент: мы не можем взять и поварьировать какой-то параметр x, чтобы посмотреть, что будет при x=x
0, а что будет при x=x
1. Для этого, особенно если речь идёт о глобальных политических/экономических процессах, надо уметь создавать альтернативные Вселенные, которые в целом будут клонами нашей, но с небольшими и очень точно дозированными модификациями. А если мы не умеем, то мы можем только наблюдать. А наблюдение, как метод научного познания, ущербно в корне, потому что в лучшем случае оно позволит вскрыть корреляции между параметрами, но причинно-следственную связь -- никогда. Исследователь должен проявлять активность, для того, чтобы выявлять причинно-следственную связь. (Если по-честному, то есть ещё квазиэксперименты, но с ними свои проблемы)
Во-вторых, потому что в мире нет
чистых ситуаций. Нет абсолютной монополии. Нет хорошей чистой поэтапной экономики, где сырьё перерабатывается в промежуточный продукт, уходит на следующий этап, где опять как-то перерабатывается, и так этап за этапом, пока не дойдёт до потребителя. То есть та модель, которую я нарисовал где-то в каком-то из топиков (я уже запутался в каком именно), заведомо -- сферический конь в вакууме, мы можем только предполагать, будет ли она работать или нет. Хуже того, у нас не может быть двух одинаковых ситуаций, скажем двух одинаковых групп людей, и как раз поэтому квазиэксперимент тоже не спасает.
В-третьих, даже доминирующие модели экономики/социологии обладают теми же недостатками, что и мои измышления. Но с ними забавнее выходит, потому что будучи доминирующими моделями они влияют на реальность и изменяют её, и таким образом они подстраиваются под реальность, а реальность под них. Но всё настолько
забавно, что мы даже не можем проверить, будет ли этот процесс сходиться к какой-то точке или нет.
В-четвёртых, если физические законы стабильны, то законы социума меняются со временем. В смысле не юридические (хотя и они тоже), а общие закономерности развития социума. И не только потому, что более сложные правила возникают, но и потому, что человек становится иным. Содержимое черепа меняется, и изменяются не только знания лежащие там, но и способы видеть мир и думать о нём.
И, конечно же, очень-очень плохо то, что мы не всегда можем построить теорию, которая была бы научным знанием, в смысле удовлетворения всяким разным критериям научности. Потому что задним числом объяснять мы все горазды. Мы можем объяснить всё что угодно, но предсказывать будущее гораздо сложнее. И объяснительные конструкции не очень помогают объяснять будущее в силу своей малой достоверности и в силу того, что как правило они игнорируют множество факторов.
Так вот. Такая ситуация. И у нас есть выбор: либо отказаться от построения такого рода объяснительных конструкций, пойдя наперекор принципам научного познания, либо всё же строить эти конструкции. И я выбираю, как вы вероятно уже догадались, построение этих конструкций. Дело в том, что объяснительные конструкции позволяют видеть. Если у познающего агента нет каких-то априорных ожиданий о том, что он хочет увидеть, то он не увидит ничего. Если у учёного нет теории, которую он хочет подтвердить или опровергнуть, то он не сможет поставить осмысленного эксперимента. А если он поставит хоть какой-нибудь эксперимент, то он не увидит даже самого важного. Тут мне очень нравится пример с исследователями электричества, которые не замечали того, что статическое электричество работает ограниченное время, что бумажки прилипшие к эбонитовой палочке через некоторое время самопроизвольно спадают с неё. Это было
ключевым фактом для объяснения статического электричества, но учёные этого не заметили, они не описывали это в отчётах о своих экспериментах. И только когда появилось объяснение...
Очень важно иметь какую-то "теорию", и неверная теория лучше отсутствия теории. Объяснительная конструкция лучше, чем неупорядоченный набор фактов. Потому что некоторые факты не будут существовать, если не будет этой объяснительной конструкции. Теоретически, вообще никакие факты не будут существовать, если не будет объяснительной конструкции, но практически это не совсем так, потому что даже если у нас нет никаких объяснительных конструкций для социума, мы всё же можем коллекционировать факты об отдельных людях. Но для того, чтобы записать факт вооружённого столкновения между двумя группами, нам уже понадобиться термин "вооружённое столкновение", а значит у нас уже должны быть какие-то зачатки теории, стоящей за социумом.