Вы здесь

Визуализация разных интерпретаций «вероятностей»

arbital

Давайте вспомним три распространенных интерпретации того, что значит для монеты выпадать с вероятностью в 50% решкой:

Интерпретация «склонности». Некоторые вероятности являются частью нашего мира. Сказать, что монета выпадает решкой в половине случаев — высказать о монете голый факт. У подбрасываемой монеты есть фундаментальная склонность выпадать решкой в 50% случаев. И когда мы говорим, что монета имеет 50% вероятность выпадения решки, мы говорим именно про эту склонность.

Частотная интерпретация. Когда мы говорим, что у монеты есть 50% вероятность выпадения решкой, мы подразумеваем наличие класса событий подобных этому подбрасыванию монеты, и что внутри этого класса событий монета выпадала решкой примерно в половине случаев. Т.е. частота выпадения решки в 50% именно внутри этого класса событий, которыми могут быть события вроде «все другие подобные подбрасывания этой монеты» или же «все другие подбрасывания похожей монеты» и т.д..

Субъективная интерпретация. Неопределенность — это характеристика разума, а не окружающей среды. Если я поймал подброшенную монету и не вижу как она упала, она все равно уже выпала либо орлом либо решкой. Отсутствие у меня знания «орел или решка» это факт обо мне, а не о монете. Утверждение: «Я назначаю 50% вероятность тому, что монета выпала решкой» является выражением моего невежества, и эти 50% означают, что я оцениваю шансы как 1:1 (или лучше), что монета выпала решкой.

Один из способов визуализировать разницу между интерпретациями, это посмотреть какие модели в рамках этих интерпретаций считаются хорошими моделями. Если чья-то модель сформулирована и может быть выражена словами, то для проверки ее качества нам достаточно сравнить ее с известными фактами. Например, если эта модель утверждает что «вон то дерево три метра в высоту», то эта модель корректна только в том случае, если дерево действительно три метра в высоту.

Однозначные утверждения модели называются «правдой», когда они соответствуют реальности, и «ложью», когда не соответствуют. Если вы собираетесь воспользоваться картой для навигации вдоль побережья, лучше бы вам убедиться в том, что линии на карте соответствуют территории.

Но как определить соответствие между картой и территорией, когда карта вероятностна? Если ваша модель утверждает что перекошенная монета имеет вероятность выпадения решки в 70%, в чем состоит соответствие вашей модели и реальности? Если монета действительно выпала решкой, можно ли назвать утверждение модели «правдой»? Правдой на 70%? И что это будет значить?

Сторонник теории «склонности» утверждает, что это голый факт о мире, что реальность содержит онтологически фундаментальную неопределенность. Модель, утверждающая, что монета выпадает решкой с вероятностью в 70%, является верной только в том случае, если реальная физическая склонность монеты составляет 0,7 в пользу решки.

Эта интерпретация полезна, когда законы физики действительно утверждают, что вы можете пронаблюдать несколько разных результатов с разными условными вероятностям, как в случае с квантовой физикой. Однако, если событие детерминировано — т.е. если монета была подброшена, упала и уже показывает чт0-то, тогда эта интерпретация выглядит глупо, и является примером для «ошибки проецирования ума». Монета — это лишь монета, и не имеет структуры (или особого физического статуса), фундаментально содержащей в себе крохотные 0,7 где-то внутри. Она уже выпала либо решкой либо орлом, и несмотря на возможное чувство, что монета имеет фундаментальную неопределенность, это чувство является событием внутри вашего мозга, а не монеты.

Так как же мы может определить соответствие между вероятностной картой и детерминированной территорией (где монета уже выпала либо орлом либо решкой)?

Частотник определяет соответствие между единичным вероятностным высказыванием модели и множеством событий в реальности. Если карта утверждает «эта монета с вероятностью в 70% покажет решку», и территория содержит 10 случаев, когда 10 карт утверждают то же самое, и в 7 из 10 этих случаев монета выпадает решкой, тогда частотник скажет, что утверждение истинно.

Тем самым частотник следует принципу черно-белого соответствия: модель либо верна либо нет; утверждение о 70% либо правда либо ложь. Когда карта утверждает «эта монета с вероятностью в 30% выпадет орлом», это (согласно мнению частотника) означает «взгляните на все случаи, подобные этому, где моя карта утверждала, что монета с вероятностью в 30% выпадет орлом; среди всех этих случаев в реальности, три десятых содержит выпавшую орлом монету». И такое заявление модели является окончательным, с учетом данного набора «подобных событий».

Субъективист, напротив, использует идею «корректности» и оттенки серого. Он может сказать: «Моя неопределенность относительно состояния монеты - факт обо мне, а не о монете. Мне не нужны другие «подобные случаи» для выражения неопределенности относительно этого случая. Я знаю, что реальность в которой я нахожусь либо реальность-где-уже-орел, либо реальность-где-уже-решка, и у меня есть распределение вероятностей в котором решке отведено 70%». И он определяет соответствие между распределением вероятностей и реальностью таким образом, что чем большую вероятность модель назначает корректному ответу, тем модель лучше.

Если реальность является реальностью-решки, и вероятностная карта назначает 70% решке, тогда субъективист скажет, что карта точна на 70%. Если относительно 10 подобных случаев, где карта назначает решке 70% и в 7 из 10 случаев выпадает решка, байесианец называет такую карту «хорошо откалиброванной». Далее он может начать искать способы повысить точность и калибровку карты. Ему не нужно интерпретировать заявления вероятностных карт как окончательные; он вполне будет рад интерпретировать заявления как прогнозы, которые можно расположить на шкале точности.

Дебаты вокруг интерпретаций.

Короче говоря, частотная интерпретация пытается отыскать способ определения истинности или ложности модели (путем определения набора подобных событий), в то время как субъективная интерпретация развивает идею «корректности» и оттенки серого.

Случается так, что частотники выдвигают возражения против субъективной интерпретации, утверждая что частотное соответствие — единственная интерпретация, для которой есть хоть какая-то надежда на объективность. Ведь возможно ли с точки зрения байесианского соответствия определить, должна ли карта назначать 70% или 75%, с учетом того, что вероятностные утверждения не являются объективно истинным или объективно ложными? Частотники утверждают, что такие субъективные оценки «частичной точности» могут быть интуитивно привлекательными, но им не место в науке. Научные исследования должны быть ограничены частотными утверждениями, которые определенно либо истинны либо ложны. И делать это надо ради увеличения объективности в науке.

Субъективисты отвечают на это, указывая на сомнительную объективность частотного подхода, который целиком и полностью зависит от выбора «подобных случаев». На практике получается так, что люди могут (и делают!) злоупотреблять частотной статистикой, выбирая такой класс подобных случаев, с которым их результаты будут выглядеть максимально впечатляющими (этот способ называется «p-hacking»). Кроме того, манипуляция субъективными вероятностями полностью подчиняется железным законам теории вероятностей (которая является единственным способом управлять своей неопределенностью о мире, избегая противоречий и патологий), так что субъективные вероятности далеки от взятых «с потолка». И потом, предметом научного исследования являются в том числе и события, для которых нет большого класса подобных случаев, и тем не менее, есть свидетельства которые надо учесть.

Для более углубленного изучения этих дебатов смотрите: Правдоподобия, P-значения и кризис воспроизводимости .


Перевод: 
Muyyd
Оцените качество перевода: 
Средняя оценка: 3.8 (12 votes)
  • Короткая ссылка сюда: lesswrong.ru/362