Опять такое ощущение, что Вы ничего из моих объяснений не прочитали и что-то своё говорите вне всякой связи с содержанием моих реплик.
Вот _откуда_ Вы взяли, что мне так проще?
Потому что ваш метод, при всей его сложности, сводится к игнорированию одной из сторон дела -- последствий. Я ведь не возражаю против того, что оценивать интенции сложно, я согласен с тем, что эти сложности стоят того. Но отказ оценивать последствия -- это упрощение.
Впрочем, этот ваш комментарий заставил меня усомниться в том, что вы отказываетесь оценивать последствия (об этом ниже), и если так, то я возьму обратно свои слова о том, что вы упрощаете ситуацию, для упрощения анализа.
Вся эта псевдоаналогия с проекцией - это именно что псевдоаналогия.
Чем псевдоаналогия отличается от аналогии? Кстати это
не моя аналогия, я её подчерпнул из какого-то научного труда посвящённого как раз психологии личности, более того методологии психологии личности. И аналогия эта демонстрировала как раз то же самое: что разные психологические подходы показывают личность с разных сторон, и использование любого одного подхода будет приводить к сильно искажённому пониманию личности. Эта аналогия как раз в тему, если речь идёт об анализе личности Сталина.
Если вам интересно, я могу порыться и выяснить что это за труд был -- я не помню: сам не читал, лишь слушал в пересказе на лекции.
Что до "проекции", то эта платоновская банальность не является ответом вообще ни на что. _Всё_, что мы способны рассматривать - это те самые платоновские проекции, и все они _могут_ увести в другую сторону. Теоретически. Показывать надо не то, что это проекция, и не то, что она может увести в другую сторону (эти оба утверждения - очевидные банальности), а то, что такой-то подход сильнее и/или вероятнее уводит в сторону, чем сякой-то, и это так по таким-то причинам.
А, это объясняет, почему вы не приемлите эту аналогию. Я её слишком невнятно описал. Простите. Исправлюсь.
Представьте себе трёхмерный объект, который мы можем рассматривать в трёх проекциях, но который недоступен нам для непосредственного наблюдения. Допустим, что в двух проекциях мы видим прямоугольники, а в третьей окружность. Какая из этих трёх проекций сильнее? Какая вероятнее уводит в сторону?
Я отмечу, что эти проекции -- это не совсем платоновские тени на стене пещеры. У Платона каждому объекту была сопоставлена ровно одна тень. Это было в Древней Греции и поэтому в этом нет ничего удивительного. С тех пор всё несколько изменилось. С тех пор был XX век, в котором посыпались все концепции научности знания вплоть до концепции Томаса Куна: гуманитарные науки не укладываются в эту концепцию. Они подчастую имеют много разных парадигм, и эти парадигмы не только конкурируют между собой, но и дополняют друг друга. Гуманитарные науки -- например, психология, социология -- де факто признали невозможность создать единую концепцию для описания свего предмета изучения. Невозможно выбрать среди существующих концепций самую хорошую, потому что каждая имеет фатальные недостатки.
И эта аналогия с проекциями очень хорошо демонстрирует. Ни одна из проекций недостаточна для описания объекта. Если у нас есть все проекции, то, можно надеятся, работая с ними со всеми мы будем иметь достаточно хорошее представление об объекте. Но когда мы привязываемся к какой-то одной, мы обязательно теряем что-то существенное.
Во-первых - Вы забыли, похоже, что я как раз отмечал выше, что при оценке политических деятелей веса смещаются на те их качества, которые проявляются как раз в политической деятельности (поскольку ответственность в ней намного выше, чем в деятельности приватной). Соответственно, сравнивать интенции Сталина, проявившиеся в _политической_ деятельности, правильней именно с интенциями других политических деятелей, причём деятелей, сформированных примерно той же культурой (последнее я тоже оговаривал, но чувствую, что если не напомню, то опять выйдет как обычно).
Ага, вы заговорили о деятельности. Но деятельность всегда подразумевает наличие цели (и, кстати, ситуации).
Цели Сталина мы можем лишь предполагать, но результаты нам более-менее известны. И поэтому о целях мы судим по результатам. Не в том смысле, что ставим знак равенства между целями и результатами, но тем не менее, цели мы можем выяснить только по результату. Да, есть другой источник -- субъективный отчёт о целях: если Сталин писал письмо, в котором он обосновывал зачем ему надо убивать миллиард, то это тоже источник знаний о его целях. Но я не очень верю такого рода субъективным отчётам. И не только потому, что люди врут. Они, объясняя свои действия, объясняют их не терминальными своими целями, а инструментальными. Но инструментальная цель -- это тоже действие, за которым прячется другая цель. Люди подчастую сами не знают, чего хотят и придумывают рационализации. А вот анализ деятельности (совершённых действий, полученного результата, действий совершённых в ответ на результат, и тд) это очень хорошо показывает истинные цели, даже те, которые человек не осознаёт. Я таким образом вычисляю и свои собственные цели, не доверяя своим рационализациям для тех или иных своих действий. А уж если речь идёт о других людях, то тем более я больше доверяю действиям, чем словам.
В принципе, если вы считаете это принципиальным, я, пожалуй, могу согласиться, и заменить идею анализа результатов идеей анализа деятельности. Мне кажется, что разницы никакой -- это лишь разные способы обозначить одну и ту же идею словами.
Во-вторых - даже если сравнивать с кем-то, кто о политике только досуже размышлял, то чем, собственно, такое сравнение выйдет бесполезней, нежели Ваши попытки сравнить последствия с неизвестно чем?
Можно сравнивать исторические события, которые сходны по исходным условиям, но различаются по результатам. Можно моделировать гипотетические ситуации в голове и сравнивать с ними. Мы постоянно это делаем даже неосознанно, эти сравнения сильно влияют на результат нашего мышления, поэтому эти сравнения обязательно надо ставить под сознательный контроль.
Мы ведь не с каким-то эталоном полезности мой метод сравниваем, да? Мы сравниваем мой с Вашим. И _где_ Вы продемонстрировали хотя бы неотрицательную полезность своего метода?
Пока мы спорим о методологии. До применения методологии дело ещё не дошло. Хотя некоторые примеры всё же были выше.
Меж тем, сравнение по интенциям даже и с досужим человеком отлично издавна даёт определенные результаты: любой человек, у которого с головой хотя бы относительный порядок, издавна понимает [...], что изуверство - это значительная вероятность того, что и политика будет сопровождаться бессмыленным изуверством (т.е. полезность её будет отрицательной).
Согласно вашим взглядом я оказался в той группе людей, у которых с головой нет даже относительного порядка. Я не считаю, что изуверство обязательно приводит к отрицательной полезности политики.
Во-первых, потому что полезность определяется целями. Представьте себе изуверство и его последствия такими, как вы их себе представляете. А теперь представьте, что эти последствия являются моими целями. Видите? Теперь изуверство -- наиболее выгодная политика для меня.
Во-вторых, если всё же рассматривать в качестве целей что-то "хорошее", то я могу согласиться с тем, что изуверство как метод противоречит этому хорошему, но согласие это будет вероятностным: я не дам этому утверждению достоверность равную единице. Мне хотелось бы жить в мире, где изуверство -- это всегда отрицательная полезность. Но если бы мы жили в таком мире, то мы бы не наблюдали изуверства: если бы всё было так просто, то все бы это знали, и надо было бы иметь серьёзный когнитивный дефицит, для того, чтобы прибегать к изуверству.
Простите, я не понимаю как Вы построили логические связи между моей репликой и этим своим ответом.
Простите, я перечитал Ваши ответы на мою аналогию с психом-врачом, и не обнаружил в них, чтобы Вы что-то связно показывали относительно интенций. Может быть Вам кажется, что Вы что-то показали, но я этого не вижу никаким образом.
Да? Это странно...
Может быть дело в том, что вы оцениваете интенции врача изувера со своей точки зрения? Он верит в то, что он болью делает людям хорошо, изгоняя из них инопланетные души, но вы не верите в это, и поэтому считаете его интенции плохими? Если так... Я считаю нужным различать то и это: ваши знания и знания другого человека отличаются. И не учитывать этого нельзя, потому что в некоторых ситуациях разница в знаниях делает этическую оценку неприменимой. Точнее её всё равно можно применить формально, и получить даже не совсем бессмысленный результат, но... это довольно ущербный подход: судить Драко за то, что он Драко можно, но толку-то с этого? Такой подход хорош для пенетенциарной системы, задача которой сделать наказание неотвратимым, чтобы другим неповадно было. Но не для этических оценок.
Да, как пример сравнения интенций. Что Вам не нравится-то?
Мне не нравится? Вы возражали против того, чтобы я говорил о Брежневе. Я оправдываюсь как могу.
Ну хорошо, допустим, что Сталин со временем стал менее упоротым (хотя при знакомстве с документами это впечатление может несколько, мнэ, рассеяться). И что? Каким моим построениям это противоречит и как, и/или какие Ваши построения это подтверждает и как?
И что?
Каким моим построениям это противоречит и как, и/или какие Ваши построения это подтверждает и как?
Это нам говорит о том, что есть причинно-следственная связь направленная от ситуации к личности. Что действия личности во-многом обусловлены ситуацией.
Простите, откуда Вы это взяли? Я дал оценку этих руководителей прежде всего именно по их политическому курсу.
Разве? Да, простите. Я среагировал на ваше описание Адропова, оно для меня выглядит как биографическая справка. Остальные вообще ни о чём не говорят.
Еще раз прошу не придумывать за меня того, что я не высказывал.
Я _не_ говорил, что Сталин был психом. Я говорил, что он был изувером. Не все изуверы - психи, некоторые изуверы - напротив, психически совершенно здоровые люди, несклонные даже к повышеной аффектации (это "псих" в бытовом, сниженном смысле этого слова).
Вы приписывали ему в параноидальность действий. Паранойя -- это диагноз. Но если вы использовали "параноидальность" фигурально, то... Впрочем, я не вижу большой разницы.
Я думаю, для Вас не будет сюрпризом, если я выскажу своё мнение, что Вы опять нафантазировали теоретические построения, базирующиеся на полном невладении материалом.
Нет, не будет. Вы можете не тратить время на эти замечания. В том смысле, что они не изменят ничего: я не пойду читать учебники по истории из-за этих замечаний. Я не люблю историю и читать её буду только в том случае, если я априорно знаю, что именно я извлеку из чтения. Если у меня будет конкретная цель, и эта цель будет оправдывать то страдание от чтения истории, которое мне придётся пережить. Сейчас у меня есть цель, вы подкинули мне её: сравнить Гитлера со Сталиным, с точки зрения того, как на их политику влияли внешние силы и к каким результатам это привело. И если мне попадётся какая-нибудь книжка о Гитлере, то я её почитаю.
Дело в том, что фундаментальная ошибка атрибуции возникает, когда у нас _мало_ сведений о поведении рассматриваемого человека. В современном обществе это очень распространенная ошибка именно потому, что мы постоянно сталкиваемся с массой незнакомых или малознакомых людей, а в нашу психику не заложено настолько сильное доверие к видовой классификации, чтобы нейтрализовывать первое же наблюдение (в первобытных условиях это было не нужно: мы имели дело преимущественно с людьми, знакомыми всю жизнь, а ошибку такого рода легко исправить по дальнейшим наблюдениям).
Но, как я Вам уже указывал, я сужу о Сталине после длительного знакомства с ним (по документам, конечно, а не лично). Я делаю вывод не по случайному наблюдению (который мог быть выбросом), а по множеству свидетельств о поведении в самых разных ситуациях - и в сравнении с другими людьми той эпохи. Это ситуация _противопложная_ той, что Вы пытаетесь обо мне письменно нафантазировать.
Может быть. Но мне-то что с того? Вы хотите чтобы я поверил вашим выводам о Сталине основываясь на том, как вы оцениваете свои знания? Этого не случится -- даже если вы приведёте полный список литературы, которую вы изучили по теме, и даже если я приму достоверность этого списка за единицу -- я всё равно не смогу доверять вашим выводам, поскольку из предыдущего у меня сложилось устойчивое впечатление о вашем стремлении уложить всё в единую стройную систему. Я не верю в возможность такого, и если вам это удалось, то это говорит мне скорее о том, что в вашей методологии какие-то проблемы, нежели о высокой достоверности результата.
Простите, но этот набор ответов и новых вопросов выглядит для меня полнейшей бессмыслицей. Я а) не вижу логических переходов и б) вижу новую попытку обсчитывать предельно зашумлённые данные и собственные фантазии, т.е. очевидное нарушение методологии, профанацию.
Там нет логических переходов, вы зря их ищете. А насчёт зашумлённости данных -- а что вы хотели? Это проблема уровня сложности гуманитарных наук, это вам не какая-нибудь там естественно-научная физика. Тут просто не бывает.
Простите, а Вы не могли бы _читать_, прежде чем задавать вопросы?
[...]
Еще раз - цитату, о которой Вы этот вопрос задали, я привёл не для того, чтобы "доказать Вам, что большевики плохие", а для того, чтобы показать, что Ваше высказывание относительно мотивов организаторов интервенции было основано на незнакомстве с материалом.
Окей, простите. Я перечитал ещё раз. Со второго раза понял. Но... хм... я не верю в то, что иностранные державы могут вмешиваться во внутреннюю политику другой страны заботясь об этой стране. Такое бывает иногда, но это скорее исключение из правила. И слова генерала меня нисколько не убеждают, тем более, что это субъективный отчёт о мотивах, а не деятельность, которая показывает, что мотивы именно такие.
Нет, я решительно отказываюсь опять перепрыгивать за Вами на другую тему.
Ну ладно, держите свои секретные знания при себе.
Я говорил о том, что Вы нафантазировали долговременную причинно-следственную связь между революцией и необходимостью в резкого усиления полицейского надзора. Экономические показатели здесь сбоку припёка, и переводить на них разговор я отказываюсь.
Вот сейчас вы демонстрируете неверное понимание моих слов. Я сказал, что Сталин полицейским надзором решал проблемы. Я не говорил, что он решал эти проблемы
только полицейским надзором. Я не говорил о том, что это единственный способ. Я даже не говорил, что этот способ может решить проблемы сам по себе в отрыве от других мер. Я говорил лишь о том, что необходимым (но не достаточным) условием будет двадцать лет политической стабильности, и немного порассуждал о том, что может потребоваться, чтобы из необходимого условия сделать достаточное.
Добавлено 18 Апреля 2017, 01:30:Боюсь вы пропустили "безусловно". "Безусловно положительная оценка". Я интересуюсь мнением тех, у кого "безусловно положительная оценка" Сталина как личности и политического деятеля. Вне этого форума таких людей - множество. Я хочу понять - есть ли такие люди на этом форуме.
А! Это очень просто. Гораздо проще, чем то, хороший ли Сталин или плохой.
Если говорить о таком феномене, как люди, которые безусловно положительно оценивает Сталина, то тут всё очень просто. Люди не любят противоречий в своей голове и тщательно от них избавляются. А если в голове есть два утверждения A и B, и они противоречат друг-другу, то один из простейших способов избавиться -- это выбрать одно из утверждений (допустим A), пометить его как истину, а второе пометить как ложь. Затем насобирать аргументов, которые говорят в пользу A. Перебрать другие аргументы, которые говорят против A, и выбрать из них те, которые можно представить так, чтобы они говорили в пользу A. Остальное надо вытеснить -- это психологическая защита, которая неплохо работает у всех, -- и вот уже мы верим в A, и никаких проблем не имеем.
Все эти действия могут ещё подкрепляться работой когнитивного диссонанса: я голосовал за Путина, значит Путин хороший; Путин строит авторитаризм, и он хороший => авторитаризм -- это хорошо. Но если авторитаризм -- это хорошо, то если принять Сталина за хорошего, то это будет отлично подтверждать всё, и особенно то, что я голосовал за Путина. И тут может работать не только то, что я голосовал, но и то, что я молчал и не возмущался. Люди на митинги ходят, на демонстрации -- а я не хожу. Почему? Да потому что Путин хороший.
Ну и, наконец, современный интернет скорее укрепляет людей в их заблуждениях, нежели выводит их к свету. Люди склонны выбирать источники информации, которые подтверждают их точку зрения, выбирать группы для общения, которые разделяют их точку зрения, а соцсети и поисковики поддерживают эту тенденцию своими алгоритмами персонализированного поиска и подбора новостей.
Насчёт же того, есть ли такие люди на форуме. Я не знаю, но уверен, что здесь процент таких существенно меньше, чем в среднем по популяции. Если тут кто и есть такой, то это случайность, просто человек не туда забрёл.